«Второй надежный эшелон»
При кузовном ремонте вся слава достается системам ЛКМ – шпатлевкам, эмалям, лакам. Но в распоряжении мастера есть и другие препараты – вспомогательные. На первый взгляд, они играют маленькие незаметные роли, но это о них сказано «Мал, да удал». Без этих «статистов» качество кузовных работ обеспечить невозможно.
Сварной шов в кузове – очаг будущей коррозии, это факт известный. И открывает наш список Dinitrol 401 – мастика для защиты сварных швов с наполнителем из синтетического каучука. Выпускается готовой к применению, наносится обычной кистью, поэтому работать с ней легко и удобно. При необходимости препарат разбавляется стандартными растворителями для эмалей, а после высыхания защитный слой можно окрашивать.
Пленка получается достаточно эластичной, поэтому допускается наносить ее толстым слоем, покрывая не только сварные швы, но и значительные площади кузовных панелей. При этом наряду с защитой от коррозии препарат обеспечит хороший шумопоглощающий эффект. Из недостатков мастики отметим лишь один – довольно высокую стоимость. Впрочем, это все равно оборачивается достоинством, а именно качеством. А оно, как известно, дешевым не бывает.
Сварные швы можно защищать и другим способом – холодным цинкованием. Для этого кузовному мастеру предлагается состав Dinitrol 443 в аэрозольных баллончиках.
Наносимый подобно грунтовке или краске, этот материал обеспечивает двойную защиту стальной поверхности: активную, как у горячей оцинковки, и пассивную, как у лакокрасочного слоя.
Чем хорош слой цинка на стальной поверхности? Давайте вспомним азы химии. Есть такое понятие – электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы, стоящие в этом ряду левее, активнее «правых» соседей. Так, цинк активнее железа, поэтому в гальванической паре его защищает: электроны переходят от цинка к стали, цинк разрушается, а сталь остается в целости и сохранности.
Dinitrol 443 содержит технически чистый гальванический цинк. «Технически чистый» – это 99,995% Zn. И вот такого, практически без примесей цинка, в препарате Dinitrol 443 ни много ни мало – 95%. Остальные 5% приходятся на смолы, безопасный растворитель и некоторые специальные добавки.
Благодаря синтетической каучуковой смоле пленка препарата обладает отменной адгезией. А при высыхании она сохраняет эластичность, выдерживая механические и температурные деформации при эксплуатации.
Что касается стойкости к химической агрессии, то препарат может находиться в среде с pH от 5 до 10. Значит, Dinitrol 443 выдерживает как щелочную, так и кислотную «баню».
Подготовка поверхности требует тщательности и профессионализма. Для связывания ржавчины необходимо воспользоваться фирменным преобразователем Dinitrol RC 800 (о нем говорится ниже).
Препарат можно наносить на вертикальные и наклонные поверхности. Важно добиваться ровного слоя, без подтеков и пузырей.
При толщине пленки 40 мкм расход составит 0,25 кг/м2. Высыхание длится 48 ч при комнатной температуре (на отлип – 10 мин). Для ускорения сушки деталь можно поместить в камеру и выдержать 30-60 мин при 60°С. Повторный слой материала наносится через час. Полученную пленку можно окрашивать.
Следующим в нашем обзоре будет напыляемый клей Dinitrol 452. Предназначенный для склеивания картона, бумаги, войлока, пористой резины, а также металла и дерева этот препарат найдет применение и в кузовном ремонте – например, при сборке салона.
Наносится клей просто, схватывает быстро, и, что важно, не пахнет. Ширина слоя регулируется вращением насадки на баллоне. Там же, около крышки, можно регулировать скорость нанесения препарата, выбирая отметки L (низкая скорость), М (средняя) или Н (высокая).
На пористые материалы клей наносится только с одной стороны, после чего соединяемые поверхности необходимо плотно прижать. При склеивании других материалов препарат наносится на обе поверхности. Расход клея составляет примерно 120 г/м2.
А вот еще один клей – «супер-сильный» однокомпонентный быстросохнущий Dinitrol 455. Этот препарат – многоцелевой, он может применяться для соединения пластика, резины, металла, текстиля, кожи, керамики и т. д. Всё перечисленное будет склеено в считанные секунды, причем давление требуется небольшое. Что касается расхода, показателен такой пример: средней капли материала достаточно для склеивания площади в 3-5 см2.
Переходим к следующему препарату, Dinitrol 710. Это клей и клей-герметик на основе MS-полимера. Иными словами, перед нами представитель семейства новейшей кремниевой органики, не содержащий изоцианатов и твердеющий от влаги воздуха.
Dinitrol 710 предназначен для герметизации и склеивания при проведении кузовных ремонтных работ для устройства вентиляционных каналов и систем кондиционирования.
Препарат характеризуется отличной адгезией к «черному» металлу, стали с гальваническим покрытием, алюминиевым сплавам, дереву и большинству пластмасс, за исключением РЕ, РР и PTFE. Окрашивается «по мокрому» большинством авторемонтных эмалей.
Ряд герметиков продолжит Dinitrol 750, напыляемый с помощью специального пистолета (см. фото на заставке). Этот влагостойкий однокомпонентный герметик не содержит растворителя, имеет очень низкую усадку (менее 1%) и обеспечивает превосходную антигравий-ную защиту. Кроме того, он может похвастаться коротким временем пленкообра-зования и высокой устойчивостью к ультрафиолету. Окрашивается способом «мокрый по мокрому».
Но главное достоинство Dinitrol 750 – это способность покрывать большие поверхности под цвет заводского герметика. Где конвейерная пленка, где ремонтная – и не отличишь...
Очень интересен препарат Dinitrol 820 – структурный лак для отремонтированных пластиковых бамперов, порогов, спойлеров и т.д. Он придает им особый шик – восстанавливает структуру поверхности.
Лак можно распылять с разных расстояний – в зависимости от этого формируется мелкая или крупная структура. Препарат гарантирует отличную адгезию практически ко всем автомобильным пластикам, а полученный структурный слой можно окрашивать.
И завершает наш парад оригинальный преобразователь ржавчины Dinitrol RC 800 – безрастворительный состав на основе латексного сополимера и органического комплекса, активно связывающего ржавчину. И не просто связывающего, а превращающего ее из врага в союзника – а именно в надежную подложку черного цвета «под окраску». Разумеется, после такой трансформации речи о дальнейшей коррозии уже не идет.
Есть несколько особенностей подготовки поверхности под этот препарат. Все откровенные отслоения ржавчины необходимо удалить. Но полностью зачищать ржавчину не следует – она необходима для прохождения химической реакции с участием Dinitrol RC800.
Такова, если вкратце, линейка помощников мастера кузовного цеха. Линейка далеко не полная, но мы и не стремились охватить весь ассортимент бренда Dinitrol. Наша цель – привлечь внимание к этим современным препаратам, и мы рады, если это удалось.