Добрая фея времени
Говорят, что истинная француженка не может быть старше 25 лет, и Моник Шапель – классический пример. Ее возраст застыл на этой магической цифре. Когда смотришь, как эта хрупкая миниатюрная женщина по несколько раз в день преодолевает путь от рабочего кабинета на третьем этаже красивого особняка до нижнего хранилища, расположенного на глубине почти 10 м под землей, и вовсе забываешь о ее возрасте.
Когда-то Моник была простым экономистом, ее нынешних коллег можно встретить только на страницах сказок или киноэкранах. Моник Шапель – Хранитель Времени. Точнее, она хранит Историю, еще точнее – автомобильную историю.
– Я пришла в компанию Berliet в 1955 году, и много лет работала рядом с самим Полем Берлье – сыном основателя компании Мариуса Берлье – создателя первого французского легкового и грузового автомобиля. Когда он в 1982 году основал Фонд автомобильной истории Мариуса Берлье, я пришла работать сюда как волонтер, и вот уже 30 лет моя жизнь связана с мировой автомобильной историей.
Фонд автомобильной истории Мариуса Берлье – организация уникальная. Он создан совместными усилиями семьи Берлье и компанией Renault VI, выпускающей грузовые автомобили. Фонд собирает, систематизирует, хранит и предоставляет документы, касающиеся истории более двухсот автомобилестроительных компаний со всего мира.
– Когда мы начинали, в нашем распоряжении было около пяти тысяч документов семьи Берлье, сейчас здесь в фамильном особняке мы храним более трехсот тысяч книг, статей, фотографий, оригинальных чертежей и всего, что касается мировой автомобильной истории. Фонд – организация общественная, и только пять человек получают зарплату. Более шестидесяти человек работают в нем как волонтеры.
Раньше я не думала, что изучение истории автомобилестроения настолько интересно, но сейчас, когда за год мы обрабатываем до 400 запросов на самые разные темы, я понимаю, насколько это необходимо и как важно то, чем мы занимаемся.
По объему хранящихся документов и их широте Фонд не имеет аналогов в мире. Рядом со стопкой документов по истории автомобилизации России в начале прошлого века лежала такая же стопка, приготовленная для китайского исследователя.
– Все началось в 2005 году, когда Поля и меня пригласили в Китай с циклом лекций по истории мирового автомобилестроения и компании Berliet, которая очень активно работала в Китае в начале прошлого века. С тех пор интерес к этой теме настолько велик, что сейчас готовится диссертация на основе материалов, предоставленных нашим фондом.
Надо признать откровенно, что российская и советская история представлены в Фонде куда скромнее, но и среди этих документов есть подлинные раритеты. Например, отдельной папкой хранится часть архива Льва Шугурова, которую он когда-то передал известному писателю и историку Алану Депюи. Или, например, полный комплект проекта завода КамАЗ, разработанный в 1975 году компанией Renault VI. У нас об этом провале стараются не вспоминать, а Фонд Берлье хранит все переписку по нему. А кто-нибудь знает о проекте выпуска в СССР легендарной «сотки», самого крупного в мире серийного грузовика Berliet T100?
Приятно было осознавать, что и мы смогли внести свой вклад в формирование Фонда Берлье. В нашем семейном архиве нашлись фотографии с нескольких приездов французских автомобильных коллекционеров в СССР, о которых в Фонде никто не знал.
В ответ мы оказались в числе членов Фонда автомобильной истории Мариуса Берлье, которых отныне стало 1602 человека.
– Наш фонд пополняется исключительно добровольцами, которые передают нам семейные архивы или архивы компаний. У нас около миллиона доноров (частных лиц и компаний) только во Франции, обрабатывать такой поток информации не просто, и мы стараемся обеспечивать максимально возможные условия хранения и обработки документов. В последнее время мы занимаемся переводом всей информации на электронные носители. По статусу фонд – некоммерческая организация, и мы не имеем права брать плату за предоставляемые услуги. Единственный источник существования – добровольные пожертвования.
Формальным руководителем Фонда является его основатель Поль Берлье, но, согласитесь, в 93 года не так-то просто являться на работу каждый день, и большинство забот лежит на плечах мадам Шапель. Глядя на нее, трудно поверить, что она управляется не только с огромным морем бумаг. Бесценная гордость Фонда – Консерватория (так на французский манер называется автомобильный музей), расположенная в 30 км от Лиона. Здесь в пяти гигантских ангарах собрано более трехсот автомобилей 20 марок и большая коллекция двигателей и других агрегатов. И работа Консерватории тоже находится под пристальным вниманием Моник Шапель.
– Мы собираем автомобили с первого дня существования Фонда и делаем все, что в наших силах, чтобы они находились в абсолютно исправном состоянии. При их реставрации наши мастера пользуются только оригинальной технической документацией. Консерватория закрыта для обычного доступа, сюда мы пускаем только высокопоставленных гостей на уровне Правительства или специалистов-историков, но несколько раз в год выкатываем автомобили на открытую площадку, и тогда их могут осмотреть все желающие.
Не скрою, нам было приятно осознавать, что специально для нас ворота Консерватории открыл потомок древнего дворянского рода Жан-Филипп Бертуцци Ди Аннибале, представляющий в правлении Фонда компанию Renault VI. Вообще чувствовалось, что приезду российских журналистов здесь были неподдельно рады.
– Мы редко кого пускаем в кабинет патрона – Мариуса Берлье. Но мне хотелось, чтобы вы прониклись той атмосферой, которая царила в фамильном особняке на протяжении почти 30 лет, когда в нем жила семья Берлье. Сейчас и сам особняк, и его витражи и мозаики – исторический памятник государственного значения. А для нас – это часть нашей жизни. Многие провели в его стенах по 20–30 лет.
В стенах Фонда мы провели два насыщенных дня, собирая все, что касается активности французских автомобилестроителей в России, СССР и опять России. Среди огромного количества папок, книг, журналов и буклетов мы нашли несколько десятков фотографий и статей абсолютно уникального содержания. Вот ведь как интересно получается – все, что касается нашей отечественной истории, давно растащено из государственных хранилищ по частным архивам и является предметом бессовестного торга, а здесь, в тиши особняка М. Берлье, хранятся поистине бесценные реликвии. Заботливые руки мадам Шапель и ее коллег сохранили историю нашей страны, чтобы сейчас эти материалы смогли стать достоянием двух российских фанатиков автомобильной истории и увидеть свет.
– Знаете, за все годы работы в Фонде я впервые встретилась с интересом к нашим документам у российских журналистов. Нам было очень приятно почувствовать нужность нашей работы по сохранению исторических документов. В начале ХХ века активность франко-российских отношений была невероятно высока, и сейчас, когда в России собирают французские легковые и грузовые автомобили, мы ощущаем себя причастными к возобновлению этой активности.
Со словами мадам Шапель нельзя не согласиться. Помните слова о том, что будет с человеком, не помнящим своего прошлого? Получается, что за наше отечественное автомобилестроение можно быть спокойным, пока его прошлое находится под опекой неугомонной Моник Шапель и ее коллег по Фонду автомобильной истории Мариуса Берлье.
Москва – Лион – Москва.