Татарстан – республика высоких технологий
Республика Татарстан является одним из ключевых промышленных регионов Российской Федерации. И что очень важно – республика, богатая природными ресурсами, не останавливается лишь на «сырьевом направлении». Здесь активно развиваются современные, высокотехнологичные отрасли промышленности. И одной из таких отраслей является машиностроение, и в частности автомобилестроение.
Мы попросили заместителя министра промышленности и торговли РТ Ильдара Мингалеева рассказать о достижениях Республики Татарстан в этой отрасли и задачах, стоящих перед регионом в ближайшем будущем.
– Ильдар Равильевич, чем представлен «автомобильный Татарстан» сегодня?
– Машиностроительный комплекс Республики Татарстан на протяжении многих лет сохраняет высокую значимость для развития региона. Однако в настоящее время встают новые важные задачи по техническому и организационному перевооружению отрасли для производства конкурентоспособной продукции – как на российском, так и на мировом рынке. И уже предварительные результаты обнадеживают: сегодня машиностроительный комплекс представляют не отдельные предприятия, а целый кластер.
Автомобильный кластер в Республике Татарстан включает производство грузовой, легковой автомобильной техники, а также автокомпонентов – как для республиканских, российских, так в перспективе и зарубежных автомобильных заводов.
На системное развитие машиностроения (в том числе и загрузку производственных мощностей), направлена реализация целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса Республики Татарстан на 2012-2014 годы». В этой программе отражены основные направления технического, технологического и кадрового развития предприятий отрасли, а также определены основные приоритеты развития республиканского машиностроительного комплекса.
И надо отметить, что реализация этой программы идет достаточно успешно. Только за 11 месяцев 2013 года объем выпуска продукции, товаров и услуг предприятиями машиностроительного комплекса РТ составил 313,1 млрд руб., при индексе промышленного производства 101,9%.
Ядром республиканского автомобильного кластера является сформировавшаяся на протяжении трех последних десятилетий группа автомобилестроительных заводов – ОАО «КАМАЗ», СП Ford Sollers и крупнейший производитель спецтехники ОАО «ПО ЕлАЗ».
Итоги работы отрасли в первую очередь определяются показателями ОАО «КАМАЗ» – якорного предприятия машиностроительного комплекса республики. Достаточно сказать, что в 2012 году было выпущено 47 тыс. грузовых автомобилей, а в денежном выражении объем продукции составил 105,7 млрд руб.
За январь – ноябрь 2013 года выпущено более 38 тыс. грузовых автомобилей. На рынке грузовых автомобилей России доля КАМАЗа на начало декабря 2013 года выросла до 44,2% (по итогам 2012 года – 33,8%).
На сегодняшний день поставка автотехники КАМАЗ и запасных частей к ней осуществляется в 43 страны мира. Доля экспорта в общем объеме продаж автотехники КАМАЗ составила 12,5%.
– Широко известно, что в республике Татарстан давно и успешно внедряются новые организационные формы промышленности. расскажите, пожалуйста, о них подробнее – в частности, о роли особой экономической зоны «Алабуга». Сколько компаний в ОЭЗработает на автопром–какмировой, так и отечественный? И планируется ли увеличение числа таких предприятий? кроме того, сегодня много говорят об успешной деятельности КИП «Мастер»...
– Несомненно, большую роль в автомобильном кластере РТ играет особая экономическая зона «Алабуга». Она была создана в 2006 году и предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуры, а также ряд налоговых и таможенных льгот.
На сегодняшний день в ОЭЗ «Алабуга» в качестве резидента зарегистрировано 36 компаний. Среди них – ряд совместных компаний, выпускающих продукцию под широко известными в мире брендами: Ford Sollers, «Полиматиз», «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», «Эр Ликид Алабуга», «Тракья Гласс Рус», «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», «Аутоматив Гласс Альянс Рус», «Роквул-Волга», «Джошкуноз» и др.
Результаты деятельности особой экономической зоны сегодня, на наш взгляд, неплохие – и дают возможность смотреть в будущее с изрядной долей оптимизма. Общий объем заявленных инвестиций резидентами ОЭЗ «Алабуга» и потенциальными инвесторами составляет 101 млрд руб. Планируется создание более 10 тыс. рабочих мест. Общий объем освоенных инвестиций за весь период деятельности на начало IV квартала 2013 года составил 52,22 млрд руб. Создано 3478 рабочих мест. Произведено продукции на сумму 82,18 млрд руб. Объем налоговых поступлений за весь период деятельности резидентов в бюджеты разных уровней составил 5,46 млрд. руб.
За 9 месяцев 2013 года общий объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Алабуга» составил 13,51 млрд руб. Объем произведенной продукции в денежном выражении – 25,52 млрд руб.
Важное место в развитии республиканского автомобилестроения занимает совместное предприятие Ford Sollers, представленное двумя заводами в Татарстане (в особой экономической зоне «Алабуга» и Набережных Челнах).
Завод Ford Sollers в ОЭЗ «Алабуга» производит коммерческие автомобили Ford Transit и Tourneo Custom, внедорожник Ford Explorer, кроссовер Ford Kuga, минивэны S-Max и Galaxy. За два года производственной деятельности завода было произведено более 50 тыс. автомобилей Ford. Причем важность проекта для Республики Татарстан заключается не только в количестве автомобилей, но и в привлеченных инвестициях и технологиях одного из крупнейших мировых автопроизводителей, а также новых рабочих местах. Благодаря дополнительным инвестициям компания планирует довести выпуск автомобилей марки Ford в России до 350 тыс. автомобилей в год, из них 200 тыс. в Республике Татарстан.
Важным этапом развития компании стало начало строительства завода двигателей Ford Sollers в ОЭЗ «Алабуга». Запуск производства двигателей запланирован на декабрь 2015 года. Годовая мощность завода на первом этапе составит 105 тыс. двигателей – с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год. Первым на конвейер встанет бензиновый двигатель 1,6 л Duratec с тремя вариантами мощности – 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Это позволит компании Ford Sollers оснащать двигателями не менее 30% производимых в России автомобилей Ford.
Во второй половине 2014 года на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах начнется производство автомобиля Ford EcoSport по технологии полного цикла. Он уже завоевал успех по всему миру – и мы гордимся, что производство данной модели будет налажено в Республике Татарстан.
Турецкой компанией «Джошкуноз» строится завод по производству штампованных деталей кузова для СП «Форд Соллерс» с объемом выпуска продукции на 45 млн евро в год. Рассматривается также возможность создания производства прессового и штампового оборудования на территории Татарстана.
ОАО «ПО ЕлАЗ» в ходе работы по расширению модельного ряда спецтехники освоил выпуск новых видов продукции – в том числе путеремонтных летучек ЛПК-25Е, универсальной машины УМК-6Е на комбинированном ходу на шасси автомобиля КАМАЗ для обслуживания инфраструктуры железных дорог. Разрабатывается модификация УМК-6Е – УМК-Е с механическим приводом ж/д хода.
Успешно реализуется совместный проект Чукурова – ЕлАЗ с турецкой компанией по производству и реализации экскаваторов-погрузчиков различных модификаций. Ведется сборочное производство тракторов «Беларусь»-82,1 и -1221 и дорожно-строительной и коммунальной спецтехники на их базе. Осуществляется оптимизация процессов сборки нефтяной спецтехники.
Важно также отметить и проводимую на предприятии работу по внедрению системы «Бережливого производства», направленную на снижение потерь и повышение эффективности производства, вовлечение в совершенствование технологии и организации производства всего персонала. За восемь лет применения системного подхода и внедрения элементов бережливого производства экономический эффект составил порядка 300 млн руб., высвобождено 44 тыс. м2 производственных площадей и 300 единиц оборудования, работниками подано более 8200 кайдзен-предложений.
Наряду с заводами по выпуску автомобилей, важная роль в кластере отводится предприятиям – производителям автокомпонентов. В целях использования опыта передовых зарубежных производителей автокомпонентов, в том числе в области качества, при поддержке Министерства углубляется взаимодействие с турецкими, словенскими, немецкими, ведущими российскими производителями автокомплектующих.
Для активно развивающихся предприятий среднего и малого бизнеса – поставщиков сложных автокомпонентов функционирует ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер».
КИП «Мастер» является практическим примером создания инновационной инфраструктуры, обеспечивающей прорывное развитие экономически эффективных производств на базе сотрудничества с крупной компанией – ОАО «КАМАЗ». Которое, кстати, признало резидентов парка своими привилегированными партнерами и распространяет на них ряд важных преференций – в том числе обеспечивает резидентов парка конструкторско-технологической документацией, заготовками собственного производства, предоставляет собственную товаропроводящую сеть.
КИП «Мастер» успешно преодолел девятилетний рубеж. Достаточно сказать, что количество производственных площадей на данный момент составляет 479 тыс. м2, офисных помещений – 77 тыс. м2. Сегодня на площадях ОАО «КИП «Мастер» трудоустроено более 4400 человек.
В настоящий момент предприятиями – участниками индустриального парка являются 236 компаний, суммарный оборот которых по итогам 2013 года составит порядка 35 млрд руб. Предприятия – производители автокомпонентов составляют более 50% от общего числа резидентов.
И нельзя не отметить, что условия, созданные в парке, способствуют высочайшей эффективности.
Камский индустриальный парк «Мастер» уже доказал, что является действенным инструментом поддержки малого и среднего предпринимательства и вносит существенный вклад в развитие социально-экономической среды города на берегах Камы. И в 2013 году принято решение о реализации 5-й очереди проекта, в рамках которой КИП «Мастер» передан Автоматно-токарный корпус ОАО «КАМАЗ» – это дополнительно 126,3 тыс. м2. производственно-складских и офисных площадей, где планируется размещение более 60 предприятий с числом работающих более 1500 человек.
В рамках государственной политики развития малого и среднего предпринимательства резиденты ОАО «КИП «Мастер» имеют дополнительный приоритет в получении поддержки со стороны государства. Например, правительство РТ предоставляет льготы по налогам для КИП «Мастер» – для снижения стоимости аренды, выделяет денежные средства в виде кредитов на льготных условиях для финансирования, создания и развития инфраструктуры парка.
– Вы говорили об активном перевооружении предприятий РТ. А как дела обстоят на КАМАЗе, готов ли он к выпуску передовой грузовой техники?
– Да, КАМАЗ перевооружается достаточно быстро. Это отражено в Инвестиционной программе ОАО «КАМАЗ» до 2020 года, которая включает финансирование ряда ключевых проектов, составляющей свыше 60 млрд руб. Предприятие успешно реализует политику по привлечению иностранных партнеров с целью технического перевооружения производства и реализации совместных проектов локализации ряда комплектующих.
В 2012 году с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам Euro IV, КАМАЗы стали оснащаться двигателями этого экологического уровня. Еще в январе 2006 года между ОАО «КАМАЗ» и американской фирмой Cummins Inc были подписаны документы о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА» по производству двигателей серии «В» для российского рынка.
Учитывая макротенденции и отраслевые тренды, в соответствии с Программой стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2020 года акционерным обществом поставлены задачи по разработке и постановке на производства автомобилей экологического класса Euro IV и Euro V, развитию семейства автомобилей на газовом топливе и с комбинированным приводом.
За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счет новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъемности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 т.
На ОАО «КАМАЗ» в рамках реализации продуктовой политики и улучшения потребительских свойств выпускаемой автотехники:
• расширен модельный ряд автомобилей КАМАЗ с рестайлинговой кабиной и улучшенными потребительскими свойствами;
• запущено производство автомобилей легкого транспортного семейства КАМАЗ-5308;
• изготовлены опытные партии автомобилей КАМАЗ уровня Euro IV;
• завершен проект с фирмой Durr (Германия) по улучшению защитно-декоративных свойств кабины – «Окрасочная линия VANEO»;
• увеличен выпуск автомобилей КАМАЗ в комплектации с коробками передач ZF, включая автоматические, поставляемые совместным предприятием «ЦФ КАМА»;
• автомобили КАМАЗ-65115 переведены на комплектацию двигателем Cummins IsBe мощностью 300 л.с.;
• осуществлен переход на поршневую группу производства СП «Федерал Могул Набережные Челны»;
• начато серийное производство двигателей КАМАЗ с системой Common Rail фирмы Bosch;
• увеличены объемы производства собственных двигателей мощностью 400 л.с.;
• начато серийное производство самосвальных платформ овального типа; отныне автомобили всех семейств, кроме полноприводного, оснащаются бес-камерными шинами и профилированными колесами. завершена разработка конструкторской документации и проведены испытания автобусных шасси нового поколения с улучшенными потребительскими свойствами, в том числе со 100%-ной низкопольно-стью;
• выпуск нового седельного тягача КАМАЗ-5490, двигатель которого развивает мощность до 428 л.с. – и благодаря применению современной системы нейтрализации отработавших газов отвечает требованиям экологических норм стандарта Euro V. Это существенный технологический прорыв ОАО «КАМАЗ» в производстве автомобилей для коммерческих грузоперевозок. Ведь благодаря своим потребительским свойствам он способен достойно представлять российский автопром как внутри страны, так и за рубежом.
– Планируется ли увеличение поставок на сборочные производства отечественных компонентов? Что делается конкретно в этом направлении?
– Делается немало. Например, в марте 2010 года ОАО «КАМАЗ» и компания CNH Global NV, входящая в FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники.
Тракторы, комбайны и погрузчики New Holland имеют низкий расход топлива, соответствуют экологическим стандартам на содержание вредных выбросов в отработавших газах (Euro III, Euro IV), имеют повышенный моторесурс и полную адаптацию к горюче-смазочным материалам российского производства без снижения эксплуатационных свойств.
А конкурентоспособная цена на производимую технику обеспечивается за счет локализации производства комплектующих на территории Российской Федерации. По итогам 2012 года произведено 487 тракторов, 295 комбайнов на общую сумму 103 млн евро (4,43 млрд руб.). Локализация производства на данный момент составляет 27-30%. Планируется в 2014 году выйти на уровень локализации 40%.
Еще пример: сегодня Ford Sollers ведет активную работу по расширению своего сотрудничества с локальными производителями автокомпонентов. С запуском субкомпактного кроссовера Ford EcoSport на модернизированном заводе в Набережных Челнах планируется локализация 30 компонентов, которые будут поставляться от 24 местных поставщиков, включая Республику Татарстан.
– Недавно в Республику Татарстан приезжали представители «Мессе Франкфурт Рус». Довольны ли Вы результатами встречи с ними? И какова Ваша оценка перспектив сотрудничества?
– Начну с того, что между Министерством промышленности и торговли РТ и «Ассоциацией Европейского бизнеса» было заключено соглашение о сотрудничестве. В частности, оно направлено на развитие международного партнерства в рамках программы развития рынка автокомпонентов. Визит «Мессе Франкфурт РУС» в Республику Татарстан положил начало сотрудничеству.
В ходе визита состоялся «круглый стол» с представителями компаний – производителей автокомпонентов в Республике Татарстан и Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, где обсуждались вопросы организации совместных мероприятий. В частности, проведение совместного форума Automechanika в Казани.
Сотрудничество с «Мессе Франкфурт РУС» положительно скажется на развитии нашей республики.
Специализированные мероприятия очень важны для развития индустрии автокомпонентов и сервисного оборудования. Сотрудничество поможет привлечь в Татарстан российские профильные компании, а также будет способствовать развитию партнерских отношений с зарубежными фирмами.