Дорогое удовольствие
Системы ночного видения начали устанавливать в серийные автомобили еще в 2000 году. С тех пор технологии совершенствовались, и появилось уже несколько новых поколений систем. Однако массового спроса на них не отмечается. Сказывается их дороговизна. Ситуация сможет измениться не раньше 2016 года. Новые технологии должны будут снизить стоимость опции в несколько раз.
Первой компанией, оборудовавшей свои машины системами ночного видения, была американская Cadillac. В 2000 году с конвейера сошла модель DeVille. Установленная в ней система с помощью инфракрасного излучения помогала водителю обнаруживать людей, животных и движущиеся машины в темное время суток. Изображение выводилось на ветровое стекло. Спустя два года подобное устройство установила на Lexus японская Toyota. Как и у DeVille, система использовала инфракрасное излучение. Разница заключалась лишь в том, что американцы использовали дальнюю область инфракрасного спектра (пассивная система), а японские инженеры – ближнюю (активная система).
Конверсия по-американски
Поначалу американская новинка привлекла всеобщее внимание. СМИ запестрели материалами о том, что технологии, давно используемые военными, наконец-то стали доступны обычным жителям США. Разработка оборудования для DeVille велась совместно с крупным поставщиком военного ведомства Соединенных Штатов Raytheon Company. На рынке она известна в том числе зенитным ракетным комплексом Patriot.
В первый год были распроданы все 3 тыс. машин компании, оборудованные чудо-системой. Видя, что спрос превысил предложение, Cadillac обратилась к Raytheon с просьбой поставить еще столько же комплектов. После вала положительных отзывов для моделей 2001 года было заказано уже больше 6 тыс. единиц оборудования, а производитель задумался об увеличении мощностей.
Дальнейшие неудачи были так же оглушительны, как и успех. С 2001 года продажи начали падать. Многие покупатели остались недовольны качеством изображения системы, использующей дальнюю область инфракрасного спектра. Поскольку оборудование представляло собой тепловизор, четкость картинки сильно зависела от температуры воздуха. Так, в теплую погоду качество изображения оставляло желать лучшего. В результате через несколько лет Cadillac отказалась от установки системы в DeVille.
Усовершенствовать технологию попытались японцы. В августе 2004 года компания Honda объявила о выводе на рынок продукта под названием Intelligent Night Vision System, способного видеть в темноте пешеходов и предупреждать об их появлении водителя. В разработке новинки также приняла участие Raytheon. Второе поколение тоже имело слабые стороны.
Производитель не гарантировал нормальной работы аппаратуры при температуре воздуха свыше +30° C. Если модель от Cadillac выискивала препятствия на расстоянии 500 м, то японское ноу-хау – не далее 90 м. Кроме того, в расчет не принимались объекты ниже 90 см. Однако, пожалуй, главным минусом оказалась цена – 5250 долл. Американцы просили в 2 раза меньше.
О технологии заговорили снова в 2005 году. Тогда о готовности продавать автомобили, которые способны «видеть» ночью, отрапортовали два извечных конкурента Mercedes-Benz и BMW. Как и ожидалось, они использовали разные технологии со своими плюсами и минусами. Баварцы сделали ставку на сенсор, способный улавливать малейшие различия температур окружающих объектов. Их изображения передавались на экран на панели приборов. Излучающие больше тепла объекты, такие как животные или люди, подсвечивались ярче по сравнению с неживыми предметами. Диапазон действия новинки от BMW составлял 300 м.
Производители из Штутгарта в отличие от конкурентов предложили активную систему ночного видения. Она использовала источник инфракрасного света. Испускаемые прибором лучи, отражаясь от препятствий на дороге, создавали картинку, которая передавалась на специальный дисплей, установленный на панели приборов. Хотя диапазон действия устройства от Mercedes Benz составлял всего 150 м, изображение получалось более точным. Кроме того, поскольку температура объектов в данном случае была не критична, водитель получал больше шансов заранее обнаружить мертвое животное или другие посторонние предметы на трассе.
Технологию в массы
Несмотря на то что системы ночного видения представлены на рынке уже давно, особой популярностью они не пользуются. Массового спроса следует ожидать лишь после того как производителям удастся снизить стоимость опции. По данным на весну 2011 года, во всем мире было реализовано 103 тыс. автомобилей, способных «видеть» ночью. Специалисты считают, что к 2016 году этот рынок вырастет с 373 млн долл. до 5 млрд долл., или 1,7 млн проданных машин.
«Системы ночного видения всегда воспринимались как интересная, но в то же время очень дорогая опция, – объясняет аналитик американской исследовательской компании ABI Research Дэвид Александер. – При этом уже второе поколение устройств, выведенных на рынок в 2008 году, было способно отслеживать помимо прочего и передвижения пешеходов». По словам эксперта, пока подобные системы представлены только в премиальном сегменте. Тем не менее количество желающих приобрести автомобиль с данной опцией постепенно растет.
Производители связывают расширение рынка сбыта с удешевлением технологий. Так, комплект оборудования второго поколения образца 2008 года от американо-шведской компании Autoliv обходился автомобильным компаниям в 1 тыс. долл. В 2000 году опция у автомобилей Cadillac стоила конечному потребителю чуть больше 2 тыс. долл.
О том, насколько востребовано это оборудование, косвенно свидетельствуют данные о распределении выручки Autoliv. Компания развивает три основных направления: производство подушек безопасности, ремней безопасности и выпуск системы активной безопасности, включая системы ночного видения и сенсоры, предупреждающие о появлении пешеходов. По данным портала Seeking Alpha, на каждое направление приходится 66, 33 и 2% выручки. Продажи систем активной безопасности продемонстрировали неплохой рост с 49 млн долл. в 2009 году до 160 млн долл. в 2011-м. Правда, часть этого роста была обусловлена покупкой конкурентов.
Сейчас Autoliv работает уже над четвертым поколением оборудования, именно с ним связывают возможность резкого увеличения продаж. Компания надеется снизить его цену до 300 долл. для автопроизводителей, говорит Стюарт Клэппер, управляющий директор подразделения Autoliv Electronics, занимающегося разработкой систем ночного видения. Если автомобильные компании захотят приобретать оборудование в массовом порядке, тогда можно ожидать предложения подобных систем в среднеценовом сегменте. Однако четвертое поколение появится не раньше 2016 года.
Чем богаты
Оценить новые технологии могут и российские водители. Опцию, которая обойдется покупателю в 87–123 тыс. руб., предлагает большинство премиальных автомобильных брендов.
Так, Mercedes-Benz комплектует автомобили системой ночного видения Night View Assist Plus. По заверению компании, система существенно улучшает ориентацию водителя в условиях темноты и ослепляющего воздействия встречного движения. Видеокамера ведет съемку проезжей части, которая освещается неслепящей инфракрасной фарой, и передает изображение в градациях серого на многофункциональный дисплей. Функция позволяет раньше и эффективнее распознавать недостаточно освещенных участников дорожного движения, а также дальнейшую траекторию трассы в условиях встречного движения. Стоит такая опция около 118 585 руб. для автомобиля S-класса.
Опциональная система ночного видения от Audi с помощью тепловизора проводит съемку пространства перед автомобилем. Она распознает пешеходов на расстоянии от 15 до 90 м, «маркирует» их и отображает на экране. Если система обнаружит возможность столкновения автомобиля с пешеходом, то цвет маркировки на экране изменится на красный и раздастся предупредительный сигнал. Покупателю Audi А7 система обойдется в 110 760 руб.
BMW Night Vision распознает в темноте любую приближающуюся опасность и предупреждает водителя. Инфракрасная камера, расположенная за решеткой радиатора, анализирует обстановку на расстоянии до 300 м впереди автомобиля. Она обнаруживает пешеходов и велосипедистов и указывает их на дисплее управления. Три процессора одновременно вычисляют все движения за пределами автомобиля и направление следования BMW 6 серии купе. Если система обнаруживает опасность столкновения, водитель получает предупреждение на дисплее управления или на ветровом стекле в виде символа, соответствующего расположению человека за пределами автомобиля. Баварцы просят за возможность «видеть» в темноте 123 тыс. руб.
Туманные перспективы
О том, насколько востребована опция у россиян, «АБС-авто» рассказал директор по продажам «Ауди Центра Варшавка» Роман Приходько. «Система ночного видения не очень популярная опция у наших клиентов, – говорит он. – Для того чтобы эту опцию продавать, ее надо установить на тестовый автомобиль и демонстрировать в вечернее время в условиях плохого внешнего освещения. А Москва вечером на основных трассах освещена хорошо».
Что касается перспектив внедрения технологии в автомобилях среднего класса, то, по словам Приходько, для того чтобы опция стала популярной в среднем сегменте, она должна стоить до 25–30 тыс. руб. «В ближайшие несколько лет, полагаю, это невозможно», – считает эксперт. В настоящий момент стоимость опции для Audi А7 составляет 110 760 руб.
«Система Night View Assyst в России используется как опция на автомобилях Е-класса, ML-класса, CL-класса и S-класса (в том числе на версиях AMG), – говорит начальник отдела корпоративной коммуникации ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов. – Если на внедорожной линейке она устанавливается на ограниченном количестве автомобилей, то на седанах и купе она популярна, в особенности на автомобилях S-класса и CL-класса. В прошлом году на автомобиле S 500 4matic с удлиненной базой, лидером по оснащению данной опцией, была установлена 301 система ночного видения Night View Assist Plus с функцией Spotlight. Всего с 2006 года опция была установлена на 7191 автомобиле легкового ряда Mercedes-Benz, поставленном в Россию».
Если говорить о возможности того, что в ближайшие несколько лет подобные системы станут более доступны и «перекочуют» из премиального класса в среднеценовой сегмент, как в свое время системы ABS и ESP, то, по словам Родионова, принимая во внимание сложившиеся методы продвижения новых технологий, такие ожидания не лишены оснований.