Двигатель и масло. Часть 2. Потери на расход и утечки
Продолжаем изучать особенности работы моторного масла в ДВС. Наши статьи основаны на опыте и рекомендациях MS Motorservice International. Напомним, что это дивизион Rheinmetall Automotive концерна Rheinmetall AG, одного из лидеров мирового автобизнеса. Итак, расход и утечки масла – как их избежать? Но сначала – как их оценить?
Берегите масло
Двигатель не может работать без коленчатого вала или поршневых колец, это аксиома. Разумеется, речь о классическом моторе, а не о двигателе Ванкеля. Впрочем, тот не может работать без ротора и уплотнений.
И уж точно любой двигатель не способен работать без масла – недаром оно считается не только «расходником», но и полноправной деталью ДВС. Действительно, масло не просто обеспечивает смазку пар трения. Оно образует прочный клин, разделяющий поверхности в подшипниках скольжения, формирует пленку, выдерживающую колоссальные контактные напряжения в паре «кулачок – толкатель», работает в граничном режиме трения вблизи мертвых точек поршня, смазывает шестерни и цепи в ГРМ. Кроме того, моторное масло охлаждает днища поршней, поршни и служит рабочим телом в некоторых узлах современных двигателей.
Поэтому за маслом надо следить, масло надо беречь и вовремя менять. Что сразу привлекает в фирменной документации MS Motorservice International, так это изложение. От простого – к сложному. От азов – к мастерству. Тут без стеснения говорят об элементарных вещах и вдруг раскрывают страшные последствия пренебрежения ими.
Утекло или сгорело?
Новичкам знать все это просто необходимо. И опытным мастерам тоже. Положа руку на сердце, все ли они тщательно выполняют операции, предписанные производителями двигателя? В частности, при работе с моторным маслом?
Да и водители часто недооценивают важность регулярного контроля уровня масла. Вот загорелась контрольная лампочка давления масла, или в кои-то веки вынул масляный щуп, а там одна капля на кончике… И лишь тогда возникает вопрос: а где масло-то? Куда делось, почему?
Неожиданно большой расход? Вовсе необязательно. Специалисты MS Motorservice сразу предупреждают: давайте различать расход и утечку масла. Расход – это когда масло попадает в камеру сгорания и банально сгорает. Извините за тавтологию, то здесь важны строгие термины. А вот утечка – это потери масла в результате негерметичности стыков и уплотнений. Широко распространенный пример – повторное использование одноразовой уплотнительной шайбы в сливной пробке поддона картера. И тогда масло будет капать постоянно.
Но сегодня мы о расходе. Оценивать его можно различными способами. Например, на испытательном стенде расход указывается в граммах на киловатт-час. Но для дорожных условий эта методика не годится. Автомобиль не стенд, здесь не измеришь ни потери масла с точностью до грамма, ни мощность, приведенную к этим граммам. Поэтому расход масла нередко указывают в литрах на 1000 км или же в процентах от расхода топлива. Последний метод точнее, а потому применяется чаще.
Судите сами: автомобиль стоит в пробке или на светофоре, а двигатель работает, обеспечивая работу кондиционера. Погрузчик или кран что-то поднимает, перемещает, опускает, но шасси не движется. А стационарный двигатель генераторной установки вообще никогда никуда не поедет. Получается, пробег то ли есть, то ли нет, а топливо расходуется. А вместе с ним и масло – в зависимости от топлива, а не от километров.
Расходная азбука
Когда масло расходуется понемножку – это нормально. Ведь поршни в гильзах и клапаны во втулках обязаны двигаться. В этих парах всегда имеются конструктивные зазоры, ведущие к незначительному, но постоянному расходу масла. Кроме того, масляная пленка на поверхности гильзы подвергается действию высоких температур. В итоге она сгорает и выводится с отработавшими газами – происходит расход масла «на угар».
Плохо, если этот расход повышенный. А что значит повышенный? Интересно, что критерии его оценки в разных странах весьма сильно разнятся. Специалисты MS Motorservice подсказывают: в справочниках для мастерских и руководствах по эксплуатации, как правило, приводятся максимально допустимые величины расхода моторного масла двигателем. Но если вдруг таких данных нет, то для грузовых автомобилей можно принять расход масла от 0,25 до 0,3% от расхода топлива, а для автобусов – до 0,5%. В современных легковых двигателях расход масла составляет менее 0,05% от расхода топлива. А максимально допустимым считается 0,5%.
Для автомобильных двигателей старых конструкций, стационарных моторов, а также при тяжелых условиях эксплуатации расход масла может быть выше. Кроме того, дизели расходуют больше моторного масла, чем бензиновые двигатели. А турбированным моторам требуется больше масла из-за смазывания турбонагнетателей.
А еще MS Motorservice напоминает: в период обкатки и приработки двигателя расход масла самый низкий. Но потом он увеличивается по мере износа деталей, причем износ касается всех сопряженных пар. Поэтому при ремонте нет смысла менять только кольца и даже поршни с кольцами – расход масла от этого вряд ли уменьшится. Гильзы-то остались прежними.
Какой мерой мерите
А есть ли хоть какая-то польза от расхода масла? Условно говоря, есть – диагностическая. Если сравнить фактический расход масла с максимально допустимым, можно говорить о примерных сроках ремонта. Но прежде надо научиться правильно измерять уровень масла, а следовательно, и его расход при эксплуатации.
Кто-то скажет, что измерение – это элементарно. Да, элементарно, однако ошибки при манипуляциях с масляным щупом нередки. А при ошибках говорить об оценках фактического расхода масла не приходится. Так что давайте посвятим этой операции несколько строк.
Для корректного измерения уровня масла ставим автомобиль на ровную горизонтальную поверхность. Двигатель должен быть хорошо прогрет! После его выключения ждем не меньше пяти минут, чтобы масло стекло в поддон картера. Вынимаем щуп – и держим его вертикально, чтобы масло не перетекло на сухую часть стержня. Для справки: расстояние между рисками min и maх на щупе примерно соответствует 1 л масла в двигателе легкового автомобиля. Наклонили щуп – и ошиблись на добрых пол-литра.
Если масла в картере недостаточно, нужно добавлять его порциями по 0,1 л, чтобы избежать перелива. А после замены масла необходимо залить свежее до минимальной отметки, запустить двигатель, разогнать масло по системе под давлением, заглушить двигатель, дать маслу стечь в поддон картера, измерить уровень еще раз и лишь после этого долить масло до максимальной отметки.
Есть и дорожный метод контроля расхода масла. Рассмотрим его по шагам. Замеряем уровень масла, как описано в предыдущих абзацах, и доливаем его до максимальной отметки. Проезжаем 1000 км, фиксируя расход топлива. Снова измеряем уровень масла и доливаем до максимальной отметки. Долитое количество и есть расход масла на 1000 км. Можно также посчитать проценты от расхода топлива и сравнить с приведенными выше контрольными цифрами.
Важно помнить и следующее. При замене масла некоторое его количество остается в двигателе – в трубопроводах, каналах, масляном радиаторе, масляном насосе, вспомогательных узлах и просто на поверхностях деталей. Так вот, необходимо различать первую заливку в «сухой» двигатель и последующие.
Если при простой замене масла провести заливку по норме «сухого» мотора, то уровень будет слишком высоким. Бывает и наоборот: заливка в «сухой» двигатель проводится по нормам обычной замены. В этом случае уровень масла будет недостаточным. Дело можно поправить, если после запуска и остановки двигателя долить масло до максимальной отметки. Если же этим пренебречь, то при повторном контроле недолив можно ошибочно принять за расход масла.
В следующий раз мы поговорим о причинах повышенного расхода масла. А начнем с темы «Негерметичные системы впуска и неисправная фильтрация воздуха».
Иллюстрации MS Motorservice International