Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Экспертиза Maserati кабриолет. Часть 3

Экспертиза Maserati кабриолет.  Часть 3

Продолжаем исследовать салон кабриолета Maserati. Вспомним, на чем остановились в прошлый раз. «Основные скопления загрязнений наблюдаются в углуб­лениях наружных поверхностей, например, в углублениях объемной структуры материа­ла, в швах, в углублениях рельефных изображений эмблемы MASERATI на подголовниках, в складках материалов обивок. Материал тента имеет не гладкую поверхность, а объемную текстуру с множеством извитых волокон, которые удерживают частицы загрязнений. Удержанию мелких частиц способствуют также разноименные заряды статического электричества, образующиеся у частиц загрязнений и на поверхности синтетического диэлектрического материала. Твердые частицы размером от 2 до 200 мкм классифицируются как пыль. Поэтому далее в отношении загрязнений используется термин “пыль”».

Теперь можем продолжить.

В процессе открывания и закрывания крыши естественным образом образуются складки тента (фото 44). При частично сложенном каркасе тент не имеет натяжения, как в закрытом состоянии. В процессе открывания крыши в результате штатной работы привода и рычажного механизма габаритная длина крыши уменьшается и ее части, включая и складывающийся тент, движутся назад в сторону отсека для хранения крыши в сложенном состоянии.

При этом движении складки тента контактируют с наружными угловыми поверхностями подголовников задних сидений левого и правого, облицовкой подголовников и облицовками выдвижных упоров системы защиты при опрокидывании (фото 45–50). При закрывании крыши происходит обратный процесс – части крыши выдвигаются из заднего отделения для их хранения и движутся вперед. При этом складки ненатянутого тента контактируют с подголовниками задних сидений и облицовками.

Подголовники имеют мягкую кожаную обивку светло-бежевого цвета с рельефным изображением эмблемы MASERATI в средней части (фото 45, 46). Задняя и боковые поверхности подголовников защищены облицовкой, изготовленной из твердого конструкционного пластика синего цвета с фактурной поверхностью, имитирующей поверхность кожи (фото 49–53). В задней части задних сидений и их подголовников установлены системы защиты при опрокидывании, которые выдвигают задние упоры в начальной фазе опрокидывания автомобиля для обеспечения защиты пассажиров.

Выдвижные упоры системы защиты при опрокидывании имеют на наружных поверхностях облицовки из твердого конструкционного пластика синего цвета с гладкой наружной поверхностью. На облицовках выдвижных элементов (упоров) системы защиты при опрокидывании имеется надпись «DO NOT COVER», выполненная вдавленными рельефными буквенными символами (фото 51).

Исследование наружной поверхности кожаной обивки подголовников с помощью оптического и цифрового микроскопов показало, что на поверхности обивки имеются как отдельные мелкие твердые частицы пыли, так и их скопления. Скопления частиц пыли серого и черного цвета имеются в области швов, соединяющих отдельные части обивки, в углублениях рельефного изображения эмблемы MASERATI на подголовниках, в складках обивок сидений (фото 62–66). В этих локальных местах, в которых образовались скопления пыли, обивки приобрели темно-серый цвет при общем светло-бежевом цвете материала.

Исследование облицовки задних подголовников показало наличие на ее поверхности слоя пыли. В углублениях рельефа облицовки скопления пыли более объемные (фото 51–55). Также наслоения частиц пыли имеются на гладких поверхностях облицовок выдвижных элементов системы защиты при опрокидывании (фото 57, 58). Для дальнейшего исследования слой пыли с части поверхности облицовки был удален бумажной салфеткой. После этого стала отчетливо видна граница участка со слоем пыли и участка, на котором слой пыли удален (фото 59, 60).

Таким образом, загрязнения задних угловых участков внутренней поверхности тента крыши образовались при открывании или закрывании крыши в результате динамического касательного контакта участков внутренней поверхности тента с поверхностью обивки задних подголовников, с поверхностью облицовки подголовников и с поверхностью облицовок выдвижных элементов системы защиты при опрокидывании, покрытых слоем пыли. Переносу частиц пыли с обивок и облицовок на материал тента крыши и их закреплению в объемной структуре материала тента помимо механических связей мог способствовать заряд статического электричества, образующийся при трении на поверхностях диэлектрических материалов обивок подголовников, облицовок и ткани тента.

Стой пыли всегда образуется на поверхностях деталей оборудования салона (обитаемого помещения) автомобиля в процессе эксплуатации. Это касается в том числе и автомобилей с закрытым салоном (обитаемым помещением), т. е. автомобилей, у которых крыша не открывается. Воздух в закрытый салон автомобиля при закрытых окнах поступает по системе вентиляции. У большой части моделей автомобилей, в том числе и у исследуемого автомобиля, в вентиляционной системе установлен фильтр, который очищает поступающий в салон воздух от твердых частиц пыли, сажи, пыльцы растений, продуктов износа шин и иных мелких частиц, находящихся в воздухе над поверхностью дороги.

Фильтр улавливает частицы размером от 0,5 мкм и более, а иногда и более мелкие частицы. Содержание пыли в воздухе, прошедшем фильтр, сокращается на 99,5%. Поэтому у автомобилей с закрытым салоном (с неоткрывающейся крышей) при закрытых окнах и дверях в салон поступает хорошо очищенный, отфильтрованный воздух, и образование наслоений пыли на поверхностях оборудования салона таких автомобилей происходит в значительно меньшей степени по сравнению с автомобилями с открытой крышей.

У автомобилей с открывающейся (складывающейся) крышей на поверхностях деталей салона оседают частицы загрязнений, содержащиеся в окружающем воздухе, так как при открытой крыше салон автомобиля никак не изолирован от внешней среды и фильтрация воздуха теряет смысл. При открытой крыше на поверхностях деталей салона автомобиля образуются наслоения пыли и других дорожных загрязнений. Интенсивность формирования пылевых загрязнений на поверхностях деталей салона автомобиля зависит от продолжительности эксплуатации автомобиля с открытой крышей, от запыленности той среды, в которой находится автомобиль. Процесс формирования слоя пыли на поверхностях деталей оборудования салона автомобиля является естественным процессом. Интенсивность формирования наслоений пыли автомобиля с открытой крышей значительно выше по сравнению с автомобилями с закрытым салоном.

На с. 235 Руководства пользователя содержится рекомендация чистить и мыть складной верх светлого цвета «очень аккуратно и часто». Там же указано, что «…грязь гораздо более заметна на светлом фоне, чем на темном, поэтому мы рекомендуем специальные продукты для ухода за откидным верхом…». Таким образом, производитель информирует владельца об особенностях эксплуатации автомобиля со складывающимся верхом светлого цвета.

Это указание непосредственно касается рассматриваемого автомобиля Maserati Grancabrio, с собственным идентификационным номером VIN, имеющего складывающийся верх (крышу), у которого внутренняя поверхность тента и обивки салона имеют светло-бежевый цвет.

В соответствии с актом приема-передачи автомобиля к Договору купли-продажи автомобиль был принят покупателем. В п. 2 Акта приема-передачи указано, что «в ходе приемки Автомобиля Покупателем проверены все документы на Автомобиль, осуществлены осмотр и проверка технического состояния и комплектации Автомобиля, Автомобиль дефектов и неисправностей не имеет, принят в исправном состоянии. Покупатель к Продавцу претензий по качеству Автомобиля, а также по переданным документам и принадлежностям к Автомобилю не имеет».

Для обнаружения загрязнений внутренней поверхности тента крыши не требуются специальные знания и умения, а также применение специальных методов исследования и приборных средств. Из текста акта приема-передачи можно заключить, что на момент передачи автомобиля покупателю загрязнения задних частей внутренней поверхности тента крыши отсутствовали, и образовались загрязнения позже, в процессе эксплуатации автомобиля.

Это подтверждается текстом искового заявления (л.  д. 7, 134), в котором говорится, что «В Автомобиле до настоящего момента присутствует следующий недостаток: при эксплуатации Автомобиля происходит появление затертостей материала и запачкивание потолочного покрытия с внутренней стороны откидной крыши при открывании/закрывании крыши».

Таким образом, из материалов дела следует, что загрязнения тента крыши на момент передачи автомобиля покупателю отсутствовали, следовательно, они не являются технологическими и иными загрязнениями, возникшими в ходе производственного процесса изготовления автомобиля, и, таким образом, не являются производственным дефектом автомобиля. Также можно заключить, что загрязнения тента крыши не образовались в процессе транспортировки и хранения автомобиля до момента его передачи покупателю, так как на момент передачи автомобиля покупателю они отсутствовали, а образовались в процессе последующей эксплуатации автомобиля.

Одной из причин образования загрязнений внутренней поверхности тента крыши могут быть наслоения рабочей жидкости, которая может вытекать из системы гидропривода. Проверка деталей гидропривода механизма крыши исследуемого автомобиля и других деталей, с которыми может контактировать тент крыши, показала, что наружные поверхности деталей сухие, и на них отсутствуют наслоения рабочей жидкости гидросистемы привода, следовательно, наружные утечки системы гидропривода отсутствуют.

Проверка участков загрязнений тента белой бумажной впитывающей салфеткой не выявила наличие маслянистых загрязнений. Таким образом, загрязнения внутренней поверхности тента крыши не являются следствием утечки рабочей жидкости гидропривода, поэтому не являются следствием какого-либо дефекта или неисправности гидропривода.

Другой причиной загрязнения внутренней поверхности тента может быть разрушение внешнего слоя пластиковых облицовок, с которыми контактирует ткань тента в процессе открывания и закрывания крыши, и внедрение мелких отделившихся частиц разрушенного слоя материала облицовок в объемную структуру ткани.

Исследование поверхности облицовки подголовников и двух облицовок выдвижных упоров системы защиты при опрокидывании с помощью микроскопа показало, что материалы всех облицовок разрушений поверхностного слоя не имеют. Также была проведена проверка поверхностного слоя облицовок по методике оценки меления в соответствии с ГОСТ 16976–71. Облицовки имеют синий цвет. Для проверки была использована хлопчатобумажная ткань белого цвета. При трении тканью с усилием по поверхностям облицовок на ткани не образовывались наслоения частиц материала облицовок синего цвета. Результаты испытаний соответствуют 1 баллу по балльной шкале оценки (наивысший балл).

Это означает, что внешний слой облицовок не разрушается, частицы с поверхности материалов облицовок не отделяются и не образуют загрязнения внутренней поверхности тента в местах взаимного контакта с облицовками. Формирование загрязнений задней части внутренней поверхности тента крыши не является следствием низкой стойкости материалов деталей облицовок.

Анализ характера загрязнений, размеров частиц, их локализации, а также возможных источников загрязнений показывает, что загрязнения внутренней поверхности тента крыши:

1) не являются технологическими загрязнениями производственного происхождения;

2) не являются загрязнениями, образованными утечками рабочей жидкости гидросистемы механизма привода крыши;

3) не являются загрязнениями, образовавшимися в результате разрушения поверхностного слоя пластиковых облицовок задних подголовников и выдвижных упоров системы защиты при опрокидывании.

Следовательно, в соответствии с ГОСТ 15467–79 загрязнения задней части внутренней поверхности тента крыши автомобиля Maserati M145 DDA Grancabrio, с соответствующим идентификационным номером не являются производственным дефектом и следствием каких-либо производственных дефектов.

В соответствии с ГОСТ 15467–79 конструктивным дефектом является несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции. Следует определить, является или не является загрязнение задней части тента крыши автомобиля конструктивным дефектом.

Открывание и закрывание крыши исследуемого автомобиля Maserati происходит в штатном режиме. При складывании каркаса крыши происходит естественный процесс складывания тента с образованием складок материала и перемещения тента. При этом складки тента контактируют с задними подголовниками, на которых естественным образом формируются наслоения пыли, и эти наслоения пыли переносятся на материал тента крыши.

Траектория движения каркаса и тента крыши при открывании и закрывании крыши заданы конструкцией крыши. Контакт тента крыши с подголовниками задних сидений в процессе открывания и закрывания крыши является естественным процессом, заданным конструкцией. В Руководстве пользователя на с. 114 говорится: «Пассажиры не должны находиться на заднем сиденье во время операций со складным верхом».

Об этом же говорится и на с. 115 Руководства. Это указание связано с тем, что складки тента при своем движении контактируют с подголовниками задних сидений, т. е. движутся в зоне расположения головы заднего пассажира, поэтому пассажиры не должны находиться на задних сиденьях автомобиля. Такое движение частей крыши определено конструкцией автомобиля.

При исследовании элементов конструкции складывающейся крыши автомобиля не обнаружены признаки внесения изменений в конструкцию. Правила проектирования транспортных средств в соответствии с требованиями нормативных документов (технических регламентов, глобальных правил, правил ЕЭК ООН) не содержат норм на проектирование открывающейся крыши и норм в отношении загрязнений тента крыши. Конструкция крыши данного автомобиля Maserati, функционирование механизма привода и системы управления открывающейся крышей соответствуют содержанию Руководства пользователя.

Правила конструирования машин содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ ISO 12100–2013, который идентичен международному стандарту ISO 12100:2011 «Safety of machinery – General principles for design – Risk assessment and risk reduction». Стандарт вводит ограничения эксплуатационные, пространственные, временные и проч.

Эксплуатационные ограничения на автомобиль носят общий характер с учетом использования по назначению и эксплуатации автомобиля с открытой крышей.

Пространственные ограничения обеспечивают нахождение водителя и максимально трех пассажиров. Ограничения установлены в отношении присутствия пассажиров на задних сидениях при закрывании и открывании крыши с учетом конструкции, формы, размеров и траектории движущихся частей крыши. Об этом указано в Руководстве пользователя (пассажиры не должны находиться на задних сидениях в процессе открывания и закрывания крыши). Складывающаяся крыша не ограничивает обзорность с места водителя. Диапазон перемещения движущихся частей крыши соответствует общей форме и размерам кузова автомобиля.

Временные ограничения касаются периодичности технического обслуживания автомобиля. Прочие ограничения касаются использования автомобиля с открытой крышей при неблагоприятных погодных условиях.

Для автомобиля с открывающейся крышей при оценке рисков в соответствии с ГОСТ ISO 12100–2013 следует учитывать опасность получения травм водителем и пассажирами при опрокидывании автомобиля, так как его кузов не имеет жесткой крыши с поперечинами, отсутствуют также высокие центральные и задние стойки кузова. Для безопасности водителя и пассажиров предусмотрены ремни безопасности, жесткая конструкция рамы ветрового окна и задние упоры безопасности, выдвигающиеся при опрокидывании автомобиля. Таким образом, конструкция автомобиля учитывает особенности, связанные с открывающейся мягкой крышей, и требования ГОСТ ISO 12100–2013 в отношении мер по разработке безопасной конструкции машины. При этом учтены в соответствии с ГОСТ геометрические и физические факторы. В отношении физических факторов у автомобиля с открывающейся крышей имеются естественные ограниченные возможности по снижению шума, так как при открытой крыше звукоизоляция отсутствует. Скорость перемещения подвижных частей крыши при открывании и закрывании составляет около 0,2 м/с, что не создает повышенной опасности. Для управления процессом открывания и закрывания крыши не требуются значительные физические усилия, достаточно легкого нажатия на кнопку (рычаг), расположенный на центральной консоли, или поворота ключа в замке левой двери. Эмиссия опасных веществ, шума, вибрации, излучения при работе механизма крыши отсутствуют.

Органы управления механизмом открывания и закрывания крыши расположены удобно с учетом эргономических факторов и не создают опасность случайного включения механизма. Система управления позволяет полностью открывать и закрывать крышу, а также останавливать ее движение в промежуточных положениях по желанию оператора.

В гидросистеме привода механизма крыши предусмотрены предохранительные элементы, ограничивающие давление в системе. Выброс рабочей жидкости из системы гидропривода отсутствует. Элементы гидропривода расположены вне обитаемого помещения (салона). При остановке крыши в промежуточном положении через 10 мин происходит сброс давления в системе гидропривода, что соответствует описанию в Руководстве пользователя.

При отказе источника энергии крыша может быть сложена в ручном режиме. Технология этих действий описана в Руководстве пользователя. Прерывание энергоснабжения не создает опасных ситуаций.

Работа механизма открывания и закрывания крыши обеспечивается при прямом участии оператора. Оператор находится на переднем сиденье или снаружи у двери водителя.

ГОСТ ISO 12100–2013 содержит предписания к содержанию Руководства пользователя. Обязанность составления такой документации возложена на конструктора. В Руководстве пользователя автомобиля Masеrati Grancabrio в той части, которая касается складывающейся крыши, содержится необходимая и достаточная информация по управлению открыванием и закрыванием крыши в автоматическом и ручном режиме, указаны условия и ограничения, предупреждение о возможных загрязнениях и способах их удаления.

При открытой крыше оборудование салона автомобиля, находящиеся в автомобиле водитель и пассажиры подвергаются прямому воздействию внешней среды – температуры, влаги, солнечного излучения, внешнего шума, пыли, загрязнений, содержащихся в воздухе, и др.

В Приложении «В» ГОСТ ISO 12100–2013 содержится перечень опасностей, которые должны учитываться при конструировании машин. В этом перечне отсутствуют загрязнения, которые могут образовываться в процессе эксплуатации.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что конструкция складывающейся крыши автомобиля Masеrati M145 DDA Grancabrio, идентификационный номер VIN ХХХ соответствует принципам (правилам) конструирования механизмов и машин, установленным ГОСТ ISO 12100–2013 и идентичным международным стандартом ISO 12100:2011 «Safety of machinery – General principles for design – Risk assessment and risk reduction». Крыша полностью выполняет свои функции. У автомобиля Masеrati M145 DDA Grancabrio отсутствуют признаки какого-либо конструктивного дефекта складывающейся крыши.

Загрязнения задней части внутренней поверхности тента крыши автомобиля Masеrati M145 DDA Grancabrio, идентификационный номер VIN ХХХ не являются конструктивным дефектом и следствием какого-либо конструктивного дефекта.

Результаты проведенного исследования и анализ признаков конструктивного и производственного дефекта, содержащихся в ГОСТ 15467–79, свидетельствует о том, что загрязнение задней части внутреннего слоя тента крыши автомобиля Masеrati M145 DDA Grancabrio, идентификационный номер VIN ХХХ в соответствии с ГОСТ 15467–79 не является производственным или конструктивным дефектом. Загрязнения внутренней поверхности задней части тента крыши являются эксплуатационными, образовавшимися в процессе эксплуатации автомобиля в результате наслоения и внедрения в структуру материала внутреннего слоя тента крыши частиц пыли и других возможных эксплуатационных загрязнений.

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены