Эволюция революции. Кого оставят без работы в автобизнесе роботы
Мы не раз публиковали статьи о промышленности 4.0 и о том, какие изменения ждут мир в связи с внедрением новых технологий. Журнал не успел еще осветить все стороны этого процесса, как специалисты возвестили об очередных переменах – скором переходе к промышленности 5.0. И похоже, что впервые в истории человечества новая промышленная революция не сулит большинству населения Земли ничего хорошего.
Для начала определимся с терминами. Под промышленностью 4.0 в основном понимается «умное производство». Это заводы, выпускающие продукцию при участии искусственного интеллекта.
Большая часть такого производства будет автоматизирована. Хотя владельцы бизнеса заверяют в том, что роботы заменят людей только на самых опасных участках конвейера, скорее всего, людей на таких фабриках можно будет пересчитать по пальцам одной руки.
Судите сами, промышленность 4.0 также подразумевает появление «темных фабрик» – производств без освещения. Навряд ли концепция предусматривает большое количество рабочих-людей, передвигающихся по площадке при свете фонарика.
Так что с большой долей вероятности можно предположить, что умной сети, которая контролирует всю цепочку добавленной стоимости, люди просто не потребуются.
Теперь же накопление огромного массива информации о потребительских предпочтениях, ежедневных маршрутах следования, гастро- и порновкусах миллиардов жителей планеты заставило наблюдателей заговорить о возможности очередной революции в производстве и появлении промышленности 5.0.
Обещания vs Реальность
Эта революция должна привести к плотному взаимодействию между людьми и роботами или искусственным интеллектом. Если пробежаться по статьям в мировых СМИ, описывающих переход на эти новые технологии, то можно сделать вывод о том, что роботы сделают нашу жизнь безопаснее и легче.
Машины возьмут всю трудную работу на себя, а человеку будут предлагать узкоспециализированный продукт. К примеру, искусственный интеллект будет день за днем отслеживать состояние организма диабетика, при необходимости поставлять ему лекарства, причем созданные с учетом возраста и образа жизни больного. Как говорится, все будет так хорошо, что аж противно!
А теперь можно посмотреть, что нам уже принесла промышленность 4.0. В октябре газета «The Financial Times» сообщила со ссылкой на отчет банковской компании Wells Fargo о том, что американские банки в ближайшие 10 лет сократят до 200 тыс. рабочих мест. Сделать это поможет искусственный интеллект.
Именно он приведет банковскую отрасль, точнее ее топ-менеджмент, в золотой век эффективности. Интересно, позволит ли страховка уволенного банковского сотрудника, страдающего от диабета, воспользоваться благами промышленности 5.0…
Заразительный пример
Если кому-то покажется, что такие сокращения ждут только заокеанских сотрудников, то это не так. Еще в мае 2017 года агентство ТАСС приводило слова главы Сбербанка Германа Грефа о том, что численность сотрудников кредитной организации к 2025 году может сократиться до 280 тыс. против нынешних 325 тыс.
«У нас сегодня 325 тыс. (сотрудников) по всему миру, думаю, что 280 тыс. – это тот ориентир, который может быть к 2025 году, но с принципиально другой структурой занятости», – цитировало агентство Грефа.
Глава организации также отметил, что, несмотря на сокращения, банк активно набирает новых сотрудников в сфере IT-технологий. «Мы действительно сокращаем сотрудников в традиционных профессиях, но набираем сотрудников в новых частях нашего бизнеса. Если посмотреть, то за два года на 6,5 тыс. рабочих мест увеличили, это сотрудники, которые сопровождают и разрабатывают нашу систему», – указал Греф. Он добавил, что также Сбербанк имеет программу по переобучению сотрудников.
«Искусственный интеллект – это ключевое направление технологического развития, которое будет определять будущее всего мира, которое также создаст новые стандарты в нашем образовании. Уже сегодня механизмы искусственного интеллекта обеспечивают в режиме реального времени быстрое принятие оптимальных решений на основе анализа гигантских объемов информации, так называемых больших данных, что дает колоссальные преимущества в качестве и результативности, – уверен первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. – Добавлю, что такие разработки не имеют аналогов в истории по своему влиянию на экономику и на производительность труда, на эффективность управления, образования, здравоохранения и на повседневную жизнь людей».
Скрытая угроза
Интересно, что большинство россиян пока еще не видит конкурента в искусственном интеллекте. Как показало недавнее исследование Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, абсолютное большинство респондентов (89%) отмечают необходимость применения роботов для выполнения тяжелой и опасной для человека работы.
Три четверти опрошенных (74%) считают, что процессы роботизации труда приведут к исчезновению многих нынешних профессий. Значительная часть населения предполагает наступление эпохи роботизации уже в обозримом будущем: 55% опрошенных ожидают, что скоро на большинстве рабочих мест вместо людей будут трудиться роботы. Не согласны с этим мнением 38% респондентов, и еще 7% затруднились с ответом.
Несмотря на ожидания масштабной роботизации, мало кто задумывается о потере работы по причине развития технологий автоматизации и искусственного интеллекта. Среди занятого населения преобладают скептические представления о качестве труда роботов в сравнении с человеческим: 44% уверены в невозможности выполнения их работы роботом, и 35% полагают, что робот способен справиться только с частью обязанностей. Лишь 16% респондентов заявили о реальности выполнения их основных обязанностей роботами.
Аналогичные ожидания в отношении перспектив вытеснения человека роботами выявлены и в других государствах. Так, в странах Евросоюза 44% работников допускают, что их функции могут быть в той или иной мере выполнены роботом, а об уменьшении в будущем количества рабочих мест вследствие роботизации говорят 74% опрошенных.
Оценки потенциала роботов в выполнении трудовых обязанностей возрастают по мере снижения уровня квалификации и полномочий работника. Если среди руководителей высшего и среднего звена только 5% полагают, что робот сможет выполнить их работу полностью или по большей части, то в группе неквалифицированных рабочих такого мнения придерживаются уже 37%.
Адаптация к новому
Взаимосвязь между уровнем человеческого потенциала и оценками рисков роботизации проявляется и в межстрановых сопоставлениях. По значению обоих показателей Россия ближе всего к Румынии и Хорватии, у которых менее высокие в сравнении со средними по Европе значения индекса сочетаются с более высокими оценками населения возможности автоматизации своей трудовой деятельности.
Занятое население делится примерно на две равные части в зависимости от отношения к совместной работе с «умными машинами». Молодые сотрудники в возрасте 18–25 лет несколько чаще, чем в среднем по выборке, называют такую ситуацию приемлемой (55% против 48% среди всех занятых).
Однако гораздо более важную роль в готовности к роботизации труда играют представления населения о способностях роботов. В категории респондентов, признающих возможность роботизации хотя бы части выполняемых ими функций, почти вдвое больше доля тех, кто готов положиться на помощь робота-ассистента, чем среди скептиков: 61% против 33%.
Между работниками, признающими высокий риск роботизации своих профессий и допускающими автоматизацию лишь отдельных функций, есть существенная разница. Первые обладают заметно меньшим потенциалом адаптации к изменениям рынка труда в связи с низкой степенью интегрированности в цифровую экономику: 60% группы заняты трудом, не требующим наличия цифровых навыков (среди респондентов, допускающих, что робот справится только с частью их обязанностей или не справится вовсе, этот показатель ниже – 41%).
Кроме того, они не склонны к постоянному наращиванию человеческого капитала, освоению новых знаний и навыков, в частности, реже вовлечены в практики непрерывного образования по сравнению с работниками, которые считают роботов менее пригодными для выполнения своей работы: 29% против 42%.
Отказ от освоения новых навыков будет способствовать вытеснению с рынка труда и социальной эксклюзии таких кадров, говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Ассистент или конкурент?
Низкая вовлеченность населения в непрерывное образование может существенно осложнить адаптацию к трансформирующимся условиям труда и запросам работодателей. В России на протяжении многих лет фиксируется низкий по сравнению с европейскими странами уровень участия населения в непрерывном образовании.
Таким образом, несмотря на позитивные социальные ожидания от развития робототехники и искусственного интеллекта, значительная часть занятого населения пока не готова к связанным с этими технологиями изменениям.
Многие работники разных уровней квалификации с предубеждением относятся к эффективности роботов по сравнению с человеком, им сложно представить, как можно работать совместно с роботами.
Россияне рассматривают роботов скорее в роли ассистентов, пригодных для решения ограниченного спектра задач или выполнения простой работы. При этом проблемой является недостаточная вовлеченность занятого населения в практики непрерывного образования, позволяющие смягчить процесс адаптации к трансформациям на рынке труда.
Слабые звенья
Судя по тенденциям, работники и высокопоставленные представители предприятий по-разному понимают роль роботов и искусственного интеллекта в производстве товаров или поставках услуг.
Если для работника роботы и ИИ видятся в качестве помощников, то для топ-менеджеров – в качестве полноценной замены сотрудников, которые в представлении многих работодателей «ничего не делают, а только просиживают штаны».
Если повнимательнее взглянуть на последние тренды в автомобилестроении и связанных с ним отраслях, то получившаяся картина уже сейчас, мягко говоря, настораживает. К примеру, Hyundai пробует обходиться без помощи сотрудников дилерских центров.
Компания запустила онлайн-сервис подписки Hyundai Mobility, которая позволяет полностью дистанционно, без помощи сотрудников сервиса или менеджеров ДЦ, подать документы на одобрение заявки на подписку, узнать о наличии доступных авто в режиме реального времени, выбрать модель, комплектацию и цвет автомобиля, а также выбрать ближайший дилерский центр, в котором удобно забрать автомобиль, и оплатить подписку онлайн.
Подробная информация о подписке будет доступна на экране поездки в мобильном телефоне пользователя. Приложение оповестит о необходимости продлить период подписки или сдать автомобиль, оплатить штраф ГИБДД, пройти ТО или сменить резину. Каждому пользователю сервиса доступна опция дистанционного управления автомобилем (Mobikey).
Подписку можно оформить на модели Creta, Tucson, Santa Fe (5- и 7-местная версии) и 8-местный H‑1. Все автомобили будут представлены в топовых комплектациях. На старте проекта в приложении доступна к выбору подписка Freedom (от одного месяца до года). Позже появятся варианты почасовой и посуточной подписки (City и Country).
Школа роботов
В прошлом году Ford сообщила о запуске пилотного проекта по внедрению на сборочной линии технологии, которая используется спортивными атлетами мирового уровня для улучшения результатов или для того, чтобы точно запечатлеть их движения для самых известных видеоигр.
Рабочих завода по производству двигателей Ford в Валенсии одели в костюмы, подключенные к высокотехнологичной системе отслеживания движений. В пилотной программе, разработанной совместно специалистами Ford и учеными Института биомеханики Валенсии, приняли участие 70 сотрудников на 21 производственном участке.
Технология motion capture (захвата движений) применяется в профессиональном спорте, а также кино- и игровой индустрии. Детальная 3D-запись движений атлета помогает выявить его ошибки и улучшить результат, а кинорежиссеры и создатели компьютерных игр с помощью motion capture создают анимированных персонажей с реалистичными, «естественными» движениями.
Ford нашел технологии новое применение: motion capture позволяет организовать рабочее место сотрудника и его движения таким образом, что физическая нагрузка на него уменьшается, а эффективность работы возрастает.
Кстати, технология захвата движения используется в том числе и для обучения роботов выполнению сложных операций. На человека надевают датчики, после чего он выполняет различные задания. Все данные о движениях сотрудника записываются и становятся доступны машине, которая затем может поделиться ими с другими роботами.
Собеседники 80-го уровня
Помимо рабочих на заводах, своих рабочих мест лишаются операторы дилерских колл-центров. Их успешно заменяют чат-боты – программы способные отвечать на вопросы потребителей, а также самостоятельно задавать их.
Основное преимущество чат-бота – постоянный доступ к базе данных компании. Программа мгновенно выдаст клиенту информацию о доступных на данный момент комплектациях транспортных средств, наличии запасных частей, а также сама записывает автовладельца на прохождение технического осмотра ТС.
Кстати, о техническом осмотре и ремонте. Ряд экспертов полагает, что в скором будущем работы начнут лишаться диагносты при крупных дилерских центрах. Искусственный интеллект будет высчитывать время, когда ту или иную деталь автомобиля надо просто заменить на новую, не дожидаясь ее выхода из строя. Соответственно, услуги диагноста попросту окажутся центру не нужны.
Похоже, что очередная промышленная революция значительно облегчит жизнь и увеличит доходы людей, правда, не всех, а небольшой части – банкиров, владельцев бизнеса, разработчиков программного обеспечения, IT-специалистов. Но тогда непонятно, кто сможет позволить себе покупать выпускаемую машинами под управлением ИИ продукцию. Чат-боты?