FCV - это электромобиль!
Ну сколько можно?
Набрел на просторах Интернета на публикацию «Mercedes в 2019 году выпустит подзаряжаемый гибрид на водороде». Вот она, здесь: https://hightech.fm/2017/09/13/mercedes-hydrogen
Само название ресурса, hightech, настраивает на серьезный лад. Это вам не развлекательный сайт какой-нибудь. Хайтек! Читать, читать и еще раз читать! И вдруг взгляд натыкается на фразу «объем водородного двигателя – 4,4 кг».
То есть автор уверен, что объем измеряется в килограммах, а на автомобиле, о котором он рассказывает, установлен водородный двигатель.
И стало грустно, как волку из мультика: «шо, опять?». Время идет, инженеры работают, а журналисты так и не удосужились понять, что у автомобилей с водородными топливными элементами никаких «водородных двигателей» нет. А что есть?
Действительно, что?
Прежде чем ответить, зададим другой вопрос: что такое двигатель? Ответ известен: двигатель – устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу.
Двигатель у означенного Mercedes, конечно же, имеется. Куда ж без двигателя? Но в механическую работу он преобразует какую энергию? Электрическую! А электричество вырабатывает электрохимический генератор – те самые водородные топливные элементы.
Есть там и батарея, и возможность внешней подзарядки, и управляющая электроника, и силовая электроника – последняя предназначена для коммутации силовых электрических цепей. Но главное, двигатель в этом Mercedes электрический. Электромотор.
Значит, речь об электромобиле? Именно так. Это электромобиль с автономной электростанцией на борту.
А вы докажите!
И докажем. Читаем внимательно Международный стандарт IEC/TS 62282-1:2010 «Технологии топливных элементов. Часть 1. Терминология». В нем дается четкое определение транспортного средства на топливных элементах (ТСТЭ). По-английски – fuel cell vehicle (FCV).
Цитируем: «ТСТЭ представляет собой электрическое транспортное средство (электромобиль), в котором энергетическая система на топливных элементах подает питание на электродвигатель для приведения транспортного средства в движение».
Прикажете открыть национальный стандарт? Легко! Вот ГОСТ Р 54811–2011 «Электромобили. Методы испытаний на активную и пассивную безопасность». Там дается следующее определение электромобилей (снова цитируем):
• п. 3.8. «Электромобиль (ЭМ): колесное транспортное (автотранспортное) средство категорий М1 и N1 по ГОСТ Р 52051, приводимое в движение одним или несколькими электрическими двигателями, получающими энергию от аккумуляторных батарей, емкостных накопителей и (или) топливных элементов, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и на дорогах, специально предназначенных для ЭМ».
• п. 3.10. «Электромобиль с топливными элементами: ЭМ, электрическая энергия для движения которого вырабатывается топливными элементами, установленными на ЭМ, и может накапливаться в тяговых аккумуляторных батареях или емкостных накопителях энергии, также установленных на ЭМ».
Так что как ни крути, перед нами электромобиль. И двигатель у него – электрический, а не «водородный».
Ситуацию в прессе (не только по данной статье, а вообще) весьма точно прокомментировал эксперт по водородным технологиям, автор нашего журнала Александр Раменский: «Незнание стандартов не освобождает от глупости».
Кого-то эта история огорчит: обещали водородный автомобиль, а всучили электромобиль на водороде. Ничего, FCV звучит не менее романтично. А главное, перспективно.