Приключения гаджета
Глядя на фотографии очереди за iPhone 7, решил написать о гаджетах. Не автомобильная тема? Еще какая автомобильная! Сегодняшние авто набиты гаджетами по самое «не могу». Да чего уж – они и сами становятся гаджетами на колесах. Но давайте посмотрим – какой смысл заложен в этот термин?
Пожалуй, для нас слово «гаджет» (gadget) впервые прозвучало в середине 1960‑х в фильме «Фантомас разбушевался». И произносилось оно не по принципу транслитерации (как пишу, так и говорю), а по правилам транскрипции – гэджит. Так назывались хитроумные и смешные приспособления комиссара Жюва – третья рука, отвлекающая противника, и стреляющая сигара, разящая наповал.
Был в фильме еще один гаджет, посерьезнее. Это летающий автомобиль Фантомаса – злодей уходил на нем от погони в конце второй серии, а в третьей пояснял: «Это мой гэджит прошлого года». Получается, модельные ряды уже существовали.
Язык наш непрерывно меняется, а с ним и специальная терминология. И если она дрейфует в сторону упрощения, утилитарности, есть повод задуматься. Судите сами.
Классический «Англо-русский словарь» проф. В. К. Мюллера переводит слово «гаджет» так: «gadget – 1) приспособление, принадлежность, техническая новинка; 2) безделушка; 3) ерунда».
Ему вторит современный электронный словарь ABBYY Lingvo: «gadget – приспособление, принадлежность; штуковина, прибамбас, наворот».
Но вернемся к Мюллеру. Ай да профессор, ай да провидец! Как в воду глядел, отразив в своем труде ироничные значения слова «гаджет» под номерами 2 и 3 – «безделушка; ерунда».
А не пора ли переводить их на первое место, повысить статус? Ведь если раньше под гаджетами понимались уникальные технические решения в широком смысле, то сегодня это компактная электроника, с четко обозначенной маркетинговой целью.
Спору нет, разработки покойного Стива Джобса – это настоящие гаджеты в изначальном, новаторском смысле слова. Но вот беда: их дружно «опускают» полчища потребителей. Приобретя очередной гаджет, они раздуваются от чувства собственной «продвинутости».
А вот мысли, что не гаджетом единым жив этот мир, их не посещают. Так «приспособление, принадлежность» невольно становится самодостаточным приобретением, вещью в себе, «прибамбасом, наворотом».
Так вот, об очереди. Ничего плохого в ней, конечно, нет. Покупаем гаджеты, потребляем гаджеты, делаем гаджеты. Впрочем, нет, не делаем… Это я поторопился. И все же – если в этой очереди найдется хотя бы несколько человек, способных не только потреблять, но и создавать гаджеты, пусть не на уровне Джобса, это высший пилотаж, но просто – делать нужные, полезные современные технические новинки… Если найдутся таковые, значит, жить будем. И слова заиграют в блеске своих главных значений.