Физику не обманешь
Нужен ли масляному фильтру дополнительный фильтрующий элемент? А именно, элемент, установленный перед перепускным клапаном и очищающий масло, когда клапан открыт?
Ответ очевиден: да, нужен. Фильтр с защитой перепускного клапана более надежен в работе, поскольку чистит масло принципиально лучше стандартных «коллег» с одним фильтрующим элементом. Он незаменим приобкатке двигателя, постоянно защищая его трущиеся пары от износа. Задерживает технологическую стружку при открытом перепускном клапане, не дает ей перемалываться в абразив и калечить прецизионные пары. Словом, перед нами принципиально новый подход к фильтрации моторного масла. Об этом и многом другом рассказывалось в наших недавних статьях.
Казалось бы, данное техническое решение должно получить широкое распространение. И в итоге вообще вытеснить из моторостроения устаревший масляный фильтр с одной фильтрующей шторой.
Впрочем, будем справедливыми: попытки создания фильтров с двумя элементами были, причем у нескольких производителей. И не так уж давно – в конце 1990-х. Достаточно привести цитату: «...если перепускной клапан в "обычных" фильтрах просто открывает шлагбаум перед грязным маслом, то элитный использует дополнительный санитарный кордон в виде сетчатого стаканчика. Пустячок, а приятно» (статья «Фильтром масло не испортишь», «За рулем», No 12/1998).
А потом эти «элитные» фильтры куда-то исчезли. Причем довольно быстро. В 2003 году мы приобрели три десятка весьма недешевых фильтров различных марок – как именитых зарубежных, так и проверенных отечественных. Разрезав их с помощью специального приспособления, увидели, что из всей «великолепной тридцатки» только одно изделие имело дополнительный фильтрующий элемент, защищающий перепускной клапан. Это был фильтр «КОЛАН» (статья «В поисках второго элемента», «АБС-авто», No 7/2003).
Буквально на днях, в июле 2013-го, мы повторили опыт, купив и разрезав очередную партию фильтров – вот они, на фотографии. И что же? Снова дополнительный фильтрующий элемент оказался только у «КОЛАНа». Почему так? Вот как комментирует ситуацию директор полтавской фирмы «КОЛАН» Георгий Колтунов:
«Нашей компании принадлежат патенты на масляный фильтр с защитой перепускного клапана и его рециклинг. Автор идеи – инженер-подвижник, известный изобретатель Анатолий Колтунов. Он же воплотил свое детище в металле.
Развивая идею Анатолия Николаевича, мы получили еще ряд патентов. Работая как изобретатель, как продолжатель дела своего отца, я вижу, как меняется рынок. Причем во всех отраслях. Пульс задают не отдельные фирмы (пусть даже известные), а крупные компании, объединившие усилия с коллегами. И создавшие в результате комплексные технологии – причем цивилизованно, в рамках патентного права. Это обязательное условие.
А теперь о нашем случае. Фильтры, описанные в журнале "За рулем", нарушали патент Анатолия Колтунова. Поэтому никто из производителей не смог продвигать фильтры с защитой перепускного клапана. Это говорит о том, что российский рынок цивилизованный, простое копирование запатентованных решений здесь не проходит.
Хочу отметить, что многие сопротивляются новизне, развитию ехнологий. Производители не желают сотрудничать, кооперироваться, получать цивилизованный доступ к патентным решениям.
В результате возникает ситуация "назло бабушке отморожу уши". Производители фильтров поставляют на рынок устаревшие модели с одним фильтрующим элементом. Либо выпускают масляные фильтры без клапанов – последние размещаются в блоке двигателя. Либо применяют картриджи, размещая фильтрующий элемент и клапаны в пластиковом модуле стоимостью 400–500 евро.
При этом ни одно из решений не обеспечивает очистки масла при открытом перепускном клапане. А фильтр «КОЛАН» стоимостью всего лишь 5 евро работает всегда.
Заверяю всех сопротивляющихся прогрессу, независимо от их противостояния всему новому – росток пробивает камень, отказавшийся от своего открытия говорит судьям "А все-таки она вертится". Прав остается сожженный на костре, а не инквизиторы. Развитие не остановишь, так уж устроен человек».