Гоняемся на природном газе
Когда в далеком 1988 году на гонки в Польше прибыли никому не известные дебютанты из СССР, мало кто мог предположить, что перед ними будущие асы спортивных гонок. Это были герои сегодняшнего рассказа…
Команда «КАМАЗ-мастер» - уникальное явление отечественного автоспорта, дружный коллектив одноименного автозавода, в составе которого – 9 заслуженных мастеров спорта и 13 мастеров спорта международного класса. У команды солидный послужной список: целых 12 побед в престижном ралли-марафоне «Дакар», на котором команда впервые выступила в 1996 году, и много других побед. В планах на будущий год – участие в знаменитом ралли-марафоне «Африка – Эко Рейс-2015».
Команда использует различные модификации автомобиля КАМАЗ -4326, постоянно модернизируя его в ногу со временем. Экология и безопасность – эти два фактора никак нельзя не учитывать. И в 2013 году организаторы ралли «Дакар» серьезно ужесточили требования к объему и дымности двигателей. Поэтому команда решила создать и проверить в деле гоночный КАМАЗ, работающий на природном газе – метане.
И вот 25 сентября на испытательном полигоне в Набережных Челнах состоялся тренировочный заезд с участием большой группы журналистов. Им предстояло проехать в сопровождении пилотов 30 километров по дороге, назвать которую «проезжей» можно разве что условно. Ямы и рытвины, напоминающие снарядные воронки, крутые повороты, трамплины. Но никто и не обещал, что будет легко, ведь именно здесь тренируются мастера, чтобы вновь победить соперников и установить очередной рекорд.
После короткого инструктажа все участники заезда надели шлемы и заняли места в кабине – там, где обычно располагаются механик и штурман. Ремни безопасности в спортивном «КАМАЗе» пятиточечные – сразу и не сообразишь, что куда. Спасибо ребятам, помогли пристегнуться и не запутаться. Да и шлем явно не просто так выдали.
Инструкторы проверили, все ли в порядке, велели держаться покрепче и не бояться. Потом разрешили старт.
Взревев моторами, три «КАМАЗа» рванули с места в карьер, подняв огромные клубы пыли. Что там американские горки! Казалось, что машина, разогнавшись до первой космической, ухает куда-то в пропасть, чтобы, чуть коснувшись колесами ее дна, взвиться на дыбы и устремиться ввысь куда-то по отвесной стене. А потом балансировать на движущемся винте огромной мясорубки, удерживаясь на ней всеми четырьмя колесами. Перед глазами мелькали еловые ветки, фрагменты неба, какие-то камни. Каждый прыжок сопровождался дружным пассажирским: «У-ух !» или «А-а-а!», в зависимости от участка трассы. А на финише, когда ополоумевшие, но очень счастливые участники заезда выбрались из кабины, выяснилось, что это была, в, общем-то, разминка. А каково нашим ребятам на «Дакаре»?
Кстати, о «Дакаре». На ралли от двигателя требуется предельная мощность. А тут природный газ в качестве топлива. Казалось бы, нелогично, ведь мощность двигателя снижается? Все так, но потери в мощности небольшие – и многочисленные тест-драйвы тому подтверждение. ]А вот с точке зрения безопасности преимущества очевидны, благодаря физико-химическим свойствам природного газа. Тик что если со спортивным «КАМАЗом» ничего не случится, то за остальные виды транспорта можно быть спокойным.
Это подтвердил и Денис Корниенко, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ООО «Газпром газомоторное топливо». По его словам, газовый КАМАЗ – это успешный пример использования природного газа в качестве топлива не только на пассажирском транспорте, но и в экстремальных условиях.
Москва – Набережные Челны – Москва