Ошибки лучше предупреждать, чем исправлять…
Автомобили с каждым годом становятся все быстрее и маневреннее, их количество на дорогах постоянно растет. Но следствием такой «всеобщей автомобилизации» становится то, что средний уровень мастерства водителей постепенно снижается. И каким бы виртуозом-автогонщиком вы ни были, обязательно найдется «чайник», который въедет вам в багажник или не справится с управлением на повороте.
Ситуация это объективная – но не безнадежная. Автопроизводители стремятся строить машины, которые все больше берут на себя заботу о безопасности их водителей. И одним из явных лидеров в создании таких активных систем безопасности является компания Bosch. Достаточно напомнить, что систему АБС компания запатентовала еще в 1936 году.
Специалисты Bosch с немецким прагматизмом и тщательностью уже много лет создают оборудование, которое, во-первых, помогает водителю избегать проблем, связанных с «человеческим фактором»: невнимательностью и неопытностью. А во-вторых, в будущем поможет создать автомобиль, который исключит влияние этого «фактора» на безопасность движения.
В компании создается техника, которая уже сегодня обеспечивает активную безопасность на большинстве машин, ездящих по дорогам мира. И процесс ее создания не прекращается.
Bosch на российских автомобилях
Мало кто знает, но антиблокировочная система АБС и система курсовой устойчивости (EPSP) уже давно адаптированы инженерами Bosch (при участии наших специалистов) для российских автомобилей.
Например, АБС были подготовлены для ВАЗовских моделей, начиная с «десятки» еще в 1995 году, а с 2005 года они штатно устанавливаются на Chevrolet Niva. Система ESC уже установливается на новые Kalina и Priora.
Вся линейка ГАЗелей тоже может оборудоваться адаптированными АБС компании Bosch.
АБС серийно могут быть оснащены UAZ Patriot и некоторые версии коммерческих микроавтобусов UAZ.
Для всей этой работы были проведены испытания на специальных полигонах в Германии и Швеции.
Системы помощи водителю
Но АБС и ESC – это уже «классика», которой мало кого удивишь. Сегодня специалисты Bosch идут дальше, заставляя машину не просто помогать водителю, но и исправлять его ошибки.
Надо сказать, что развитию систем помощи водителю способствуют строгие требования к автобезопасности, выдвигаемые Европейской комиссией, и рейтинги организации EuroNCAP (Европейская программа оценки новых автомобилей). И скорее всего, уже с 2014 года получить все пять звезд EuroNCAP смогут только автомобили, оснащенные целым комплексом систем активной и пассивной безопасности. Особое место среди них отводится системе автоматического экстренного торможения.
Очень часто аварийные ситуации возникают из-за того, что водитель просто не успевает принять меры – ну, скорость реакции у человека от природы низкая, плохо себя почувствовал, устал, отвлекся.
Да и обстановка на дороге может измениться буквально за одно мгновение. Пример, с которым сталкивался каждый водитель – автомобиль впереди вдруг начинает резко тормозить.
Системы помощи активируются как раз в подобных ситуациях. Например, система аварийного торможения Bosch оповещает водителя о возможной опасности. Если он не успевает среагировать, то система автоматически, многоступенчато активирует торможение. И даже если аварии нельзя избежать, то это значительно снизит скорость столкновения.
Однако аварийное торможение – это только первый шаг. Например, адаптивный круиз-контроль (АСС), с помощью которого автомобиль не только сам поддерживает заданную скорость, но и ускоряется, притормаживает и даже останавливается автоматически. Автомобилям с АКПП адаптивный круиз-контроль поможет даже самостоятельно тронуться с места после короткой остановки. А с разработкой электропривода сцепления eClutch система сможет останавливаться и продолжать движение на автомобилях с МКПП.
Кроме того, системы активной безопасности Bosch еще и удерживают полосу движения: если автомобиль смещается к линии разметки, то система плавно возвращает его на середину полосы.
Немаловажную роль играет и распознавание дорожных знаков, которые «читает» система.
Эта «страшная» парковка
Жизнь показывает, что основное число мелких аварий происходит при маневрировании на парковке. Согласно данным немецкого института аварий AZT, примерно половина всех ДТП Германии с материальным ущербом произошла во время парковки. У нас таких аварий – как бы не больше.
И компания Bosch, учитывая эту грустную статистику, разработала систему парк-пилота, призванную решить данную проблему.
Bosch сегодня создал уже второе поколение парк-пилотов. Новая разработка способна управлять парковкой в полуавтоматическом режиме. Теперь место для стоянки должно быть всего на 80 см длиннее самого автомобиля.
Кстати, новый парк-пилот также помогает и выезжать со стоянки: направляет автомобиль вперед и назад, а водителю нужно лишь следовать указаниям системы.
Еще одна новая функция – помощник заезда в парковочный «карман». Ультразвуковые датчики в боковой части автомобиля сканируют пространство, а электронный блок определяет подходящее место. Затем электроника предлагает оптимальную комбинацию маневров и помогает автомобилю припарковаться. Водитель использует лишь газ, тормоз и переключение передач – руль крутится сам.
В подземных гаражах парк-пилот «видит» перила, столбы и стены, когда автомобиль проезжает вдоль них. При этом система запоминает информацию – и в дальнейшем предупреждает водителя о вероятности столкновения еще до того, как препятствие окажется в зоне действия радара.
Кстати, автопроизводители уже начали применять ультразвуковые парковочные системы Bosch нового поколения для серийных моделей.
Автоматическая парковка
Сейчас инженеры разрабатывают полностью автоматическую систему парковки. Электроника сама позаботится об управлении, ускорении, торможении и переключении передач. Кроме того, эти системы смогут освоить парковку на стояночных местах, расположенных под острым углом.
А в отдаленном будущем инженеры планируют разработать систему, которая будет осуществлять парковку по одному нажатию кнопки, независимо от расположения места для стоянки и дополнительного пространства.
Мне видно все...
Мы много говорили об «умной» электронике. Но она, чтобы правильно реагировать, нуждается в источниках информации – радарах, датчиках и видеокамерах. И в Bosch постоянно совершенствуют эти приборы.
Так, недавно была создана стереовидеокамера, которая увеличила возможности активных систем безопасности автомобиля. При движении на скорости до 80 км/ч система «видит» не только автомобили, но и пешеходов или велосипедистов.
В отличие от обычной камеры, стереовидеокамера может обнаруживать и измерять препятствия, основываясь только на расстоянии до объектов и их движении.
Инженеры создали очень компактную систему, объединив блок управления и блок обработки изображения непосредственно в корпусе камеры. Расстояние между оптическими осями объективов стереовидеокамеры – всего 12 см, что делает ее одной из самых миниатюрных в современном автопроме.
Такой размер делает камеру удобной для установки на автомобили любых производителей. Каждый из двух CMOS (комплементарный металло-оксидный полупроводник) сенсоров изображения имеет разрешение 1,2 мегапикселя. Благодаря высококачественным объективам камера способна охватить угол обзора в 25° по вертикали и 45° по горизонтали, а также проводить 3D-измерения на расстоянии более чем 50 м. Высокая светочувствительность сенсоров позволяет обрабатывать контрастное изображение и охватывать весь спектр света, видимый человеческим глазом.
Кстати, компания производит широкий ассортимент автомобильных видеоустройств – от камер с разрешением 640 х 480 пикселей и углом охвата 130-180° до сложных интеллектуальных устройств, способных не только фиксировать, но и интерпретировать изображение. Пример такого подхода: система Bosch Vision Plus, которая обнаруживает пешеходов и предупреждает о них водителя при движении в ночное время.
Еще один важный прибор для безопасности – радар. В 2014 году Bosch начнет производство нового радара, работающего в частотном диапазоне 77 гигагерц и предназначенного для систем безопасности задней части кузова автомобиля.
Радары Bosch MRR – по сравнению с используемыми сейчас 24-гигагерцевыми системами – способны в 3 раза лучше различать объекты и в 5 раз точнее измерять дистанцию и скорость. Работая на расстоянии до 100 м с углом охвата до 150°, датчик уже на ранней стадии выявляет опасные ситуации позади автомобиля.
Два датчика нового радара, расположенных на заднем бампере, контролируют пространство по бокам и позади автомобиля. И если другой автомобиль находится в слепой зоне или приближается на большой скорости сзади – система помощи при смене полосы движения вовремя предупредит водителя.
Кстати, выезжать с парковки задним ходом можно даже при заблокированном обзоре: задний радар MRR сообщает о любых препятствиях и движущихся транспортных средствах.
Версия радара для анализа пространства впереди автомобиля, которая была разработана параллельно и уже применяется на серийных автомобилях, имеет еще больший радиус действия – до 160 м с углом до 45°. Его возможности позволяют системе экстренного торможения, работающей в паре с ESP®, принимать меры по минимизации последствий аварии и даже полному ее предотвращению. Данные радара также могут использоваться адаптивным круиз-контролем (ACC).
И что важно, радар доступен по цене, а значит, особенно выгоден для автомобилей компактного и среднего классов.
Мотоциклы
К мотоциклистам можно относиться по-разному. Но то, что они участники движения и от них часто зависит безопасность других людей, сомнения не вызывает. И потому Bosch разработал систему стабилизации для мотоциклов MSC (motorcycle stability control) – первую программу управления тормозами для обеспечения максимально возможной устойчивости во всех ситуациях.
В 2010 году только в Европе в авариях погибло более 5 тыс. мотоциклистов. Исследования показали, что АБС может предотвратить около четверти всех несчастных случаев, которые приводят к травмам или к смерти.
Программа помогает водителю при торможении и ускорении – как при движении по прямой, так и в поворотах. В то же время управляемость мотоцикла, равно как и все удовольствие от вождения, остаются неизменными. Система будет запущена в серийное производство на мотоциклах KTM 1190 Adventure и 1190 Adventure R 2014 модельного года.
Основу для MSC составляет усовершенствованная версия ABS для мотоциклов. Система использует обширный набор сенсоров. Колесные датчики, измеряющие скорость вращения передних и задних колес, и модуль инерциальных датчиков, определяющих углы поперечного и продольного наклона, обрабатывают информацию более 100 раз в секунду.
Анализируя показания сенсоров, разницу в скорости вращения передних и задних колес, а также специфические параметры данного мотоцикла (такие как размеры и тип шин, расположение самих датчиков), блок управления ABS рассчитывает предельные возможности торможения на основе данных поперечного угла наклона мотоцикла.
Если система распознает блокировку одного из колес – блок управления ABS активирует генератор давления в гидравлическом контуре тормозов. Кратковременное снижение давления в системе и его возвращение происходит за доли секунды, в результате чего создается именно то тормозное усилие, которое необходимо в данный момент, чтобы избежать блокировки каждого из колес.
Для мотоциклистов система MSC может стать спасением. Но байкерам надо помнить, что она не может изменить законы физики. Неправильная оценка дорожной ситуации и ошибки водителей в управлении мотоциклом по-прежнему могут привести к авариям.
...В принципе, можно много рассказывать о продуктах Bosch, служащих повышению безопасности на дорогах. Собственно, практически все, что делает компания, так или иначе «работает» на безопасность. Но главное остается неизменным – цель специалистов: сделать так, чтобы машина не только помогала водителю, но и исправляла его ошибки. Ведь предупреждение ошибок – гораздо лучше, чем их исправление....