Маленький Большой Пассажир
В 2011 году в России в дорожно-транспортных происшествиях погибло 944 ребенка. Число погибших детей в возрасте до 7 лет, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров, возросло на 22,4%, что составило практически половину всех погибших детей-пассажиров и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 5,1%, или на 48 человек.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибает около 262 тыс. детей, а 10 млн маленьких пассажиров получают травмы. Исследования свидетельствуют – снизить детскую смертность на 71% могло бы использование специальных удерживающих устройств. Однако половина детей до 10 лет перевозится без автокресел, а 45% детей пристегнуто неправильно. По данным глобальной сети SafeKids Worldwide, суммарный критический показатель игнорирования детских удерживающих устройств составляет около 73%. Чаще всего игнорируется использование детских автолюлек, на втором месте – устанавливаемые против направления движения конвертируемые автокресла. Вместе с тем использование детских автокресел снижает вероятность смертельного исхода в ДТП для новорожденных и малышей на 71 и 54% соответственно. Их применение в сравнении с использованием ремней безопасности сокращает риск травматизма среди детей на 71–82%, а смертельного исхода – на 28%.
Использование бустеров (специальных сидений, позволяющих ребенку сидеть выше обычного) снижает риск получения различного рода травм у детей от 4 до 8 лет на 45% в сравнении с использованием только ремней безопасности. Автокресла, расположенные по направлению движения, снижают риск получения травм на 60%, а расположенные против направления движения – на 90–95%.
Если говорить о статистике детского травматизма в ДТП, то Россия, как водится, идет своим путем и абсолютно не в ту сторону. По данным ГИБДД, в 2011 году в России в ДТП погибло 944 ребенка, перевозка каждого второго погибшего ребенка осуществлялась без применения удерживающего устройства (см. табл. 1). В Германии эта цифра не дотягивает и до 30. Но дело даже не в простом сравнении. У нас число погибших детей ежегодно возрастает на 10–12%, а в Германии на такой же процент сокращается (см. табл. 2). Есть в Германии город, известный едва ли не каждому автомобилисту, называется он Штутгарт. В мировой и немецкой статистике он прославился не только выпуском автомобилей – в городе и его окрестностях за последние годы в ДТП не погиб ни один ребенок!
А что у нас? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно со специалистами Международного центра медицинских исследований Университета Джонса Хопкинса и местными специалистами в октябре 2010 года и в декабре 2011 года провел исследование на тему использования детских автокресел в Липецкой и Ивановской областях РФ. Его результаты выглядят удручающе:
• только 20% детей постоянно находится в автокресле в процессе перевозки;
• 47% родителей используют автомобильное кресло при поездках с детьми, в Москве доля владельцев кресел больше, чем в среднем по стране, – 72%;
• больше трети участвовавших в опросе автовладельцев-родителей даже не собираются приобретать автокресло;
• 20% родителей считает, что у «мамы на ручках надежнее»;
• 3% не верят в то, что кресло защитит ребенка в случае ДТП;
• в Липецкой области только 9% машин с детьми были оборудованы какими-либо устройствами для повышения безопасности маленьких пассажиров;.
• в Ивановской области базовый уровень использования детских кресел составлял 21%.
Международная программа «Маленький Большой Пассажир» направлена на привлечение внимания общественности к безопасности детей в автомобилях и необходимости использования для данных целей удерживающих устройств. Огромную роль в этой работе могут и должны сыграть дилерские и сервисные центры, и выбор форм работы безграничен. Можно, например, в контакте с ближайшим Дворцом бракосочетаний или ЗАГСом вручать молодоженам в качестве подарка бонусные талоны на покупку кресел или предоставлять определенные льготы тем, кто одновременно с автомобилем приобретает детские кресла. А можно, например, организовать при салоне или СТОА прокат детских кресел. И если это операции все-таки затратные, то проводить регулярные демонстрации правильной установки кресел в салоне можно абсолютно бесплатно. Что еще можно сделать? Прежде всего рекомендовать покупку автомобилей со штатными системами крепления детских кресел ISOFIX. На сегодня это самая распространенная и совершенная система крепления детских автокресел.
Не менее важно объяснять родителям-автовладельцам необходимость отключения пассажирских подушек безопасности в случае перевозки ребенка на правом переднем сиденье. Если автовладелец собирается стать родителем, не лишне будет напомнить ему, что кресла группы 0 и 0+ крепятся спинкой по ходу автомобиля, а самое безопасное место в автомобиле – за спиной водителя.
Вот где необходимо участие специалистов дилерских и сервисных центров, так это в знакомстве автовладельцев с конструкцией и возможностями современных детских автокресел. Сейчас на нашем рынке только крупных брендов представлено около двух десятков, а уж о китайских и прочих «поделках» и говорить не приходится. И здесь только от профессионалов зависит правильность выбора кресла. Так что же надо знать о современном детском автомобильном кресле?
Прежде всего существует международная классификация кресел в зависимости от веса ребенка. Именно вес, а не возраст, как это ни покажется странным, определяет применяемость кресла (см. табл. 3). Вопрос второй – что лучше: периодически менять кресло или взять одно «на вырост»? Казалось бы, взял одно автокресло со множеством регулировок, и все в порядке. Но представить себе, что одно кресло может применяться для ребенка в возрасте от 9 месяцев до 12 лет, согласитесь, трудно. Возьму на себя смелость активнее рекомендовать родителям как минимум трижды менять кресло по мере роста ребенка. Другое дело, как это сделать с наименьшими затратами для них. Здесь можно организовать прокатный или обменный фонд при дилерских или сервисных центрах.
Теперь несколько слов о том, что представляет собой детское кресло. Его основа – каркас. Еще недавно основным материалом для него были сталь и алюминий. Сейчас несколько компаний, и среди них Recaro, предлагают автокресла с алюминиевыми каркасами. Большинство же компаний, в первую очередь основных изготовителей кресел – итальянских и немецких – выпускают кресла с пластиковыми каркасами. Современные пластики, которые используются для каркасов, по прочности практически не уступают алюминиевым сплавам, но гораздо дешевле, а сделанные из них каркасы намного легче. При этом они обеспечивают креслу все нормы безопасности ECE R 44/04 и травмобезопасны в случае тяжелых ДТП (см. табл. 4). Достигается это формированием ребер жесткости и усилителей в теле основных элементов каркаса. Все подвижные элементы, предназначенные для подгонки сидения под рост ребенка, имеют жесткую фиксацию. Кроме небольшого веса при отменной жесткости, у пластиковых каркасов есть еще одно преимущество. Не секрет, что время от времени их надо дезинфицировать, и пластик уверенно выдерживает эту процедуру.
Детское автомобильное кресло – сложный и достаточно дорогостоящий комплекс. Но разве можно сравнивать цену детской жизни с его стоимостью? По-моему, бессмысленный вопрос. И объяснить эту простейшую истину нерадивым родителям – задача менеджеров дилерских салонов и мастеров сервисных центров.
Фото: Анастасия Опалина