Готовые решения
Продажи новых автомобилей в Европе падают несколько месяцев подряд. Сказывается неопределенность в разрешении долгового кризиса в регионе. На этом фоне потребители экономят на покупке новых авто, чем пользуются владельцы ремонтных мастерских и производители запчастей. Поэтому рынок автосервисных услуг хоть и немного, но растет.
Темпы падения продаж автомобилей в Европе замедлились до самых низких значений за последние восемь месяцев. Этому способствовали скидки, предоставленные Volkswagen и Renault на фоне долговых проблем Греции и высокого уровня безработицы в регионе. По сравнению с июнем 2011 года в первый месяц лета было продано на 1,7% машин меньше (1,25 млн), свидетельствуют данные Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA). За I полугодие объемы реализации снизились на 6,3% до 6,9 млн транспортных средств.
Продажи автомобилей в Европе сокращаются уже девять месяцев подряд, и в ACEA считают, что по итогам года этот показатель достигнет самых низких значений за последние 17 лет. Продолжающийся кризис уже вынудил именитых производителей впервые за несколько десятков лет объявить о планах по сокращению производства во Франции и Германии. Соответствующие заявления сделали в Peugeot-Citroёn и General Motors (Opel). Отчасти падение было компенсировано ростом объемов реализации у Volkswagen и BMW, а также более низкими темпами падения у Peugeot и Renault.
«Мы отмечаем значительные скидки на автомобильном рынке в Германии, – прокомментировал ситуацию профессор центра экономики автомобильной промышленности Университета Дуисбург-Эссен Фердинанд Дуденхофер. – К примеру, Volkswagen снизил стоимость Golf почти на 24%, кроме того, компания готовится представить в этом году новую версию модели».
В ожидании худшего
В ACEA, которая собирает данные по 27 странам ЕС, а также по Швейцарии, Норвегии и Исландии, подчеркивают, что темпы падения в июне были одними из самых низких с октября, когда наметилась четкая тенденция по уменьшению объемов реализации машин. Среди пяти крупнейших авторынков региона наиболее значимое падение было зафиксировано в Италии и Испании. Здесь количество регистраций новых транспортных средств снизилось в июне на 24 (20% за полугодие) и 12% (8,2% за полугодие) соответственно.
Продажи машин во Франции снизились на 0,6% в июне, в то время как на крупнейшем рынке ЕС, в Германии, этот показатель вырос на 2,9%, а в Великобритании – на 3,5%. Крупные скидки в Германии, в среднем составившие в первый месяц лета 11,9%, четко свидетельствуют о слабости рынка, считает Дуденхофер. По его словам, негативное воздействие на ситуацию объясняется просто: это связано с продолжающейся неопределенностью по поводу долгового кризиса в странах Южной Европы. В самой Ассоциации европейских производителей автомобилей прогнозируют, что по итогам года рынок упадет на 7%. Последний раз такие показатели фиксировались в 1995 году. По сравнению с пиковыми значениями 2007 года падение составит 21%.
Не менее пессимистично настроены и производители. Представители Renault, второй по величине автомобильной компании Франции, считают, что продажи в регионе не достигнут пиковых значений 2007 года по крайней мере до 2018 года. Производитель, благодаря спросу в других регионах, планирует увеличить поставки новых ТС и представить новые модели. Однако в ЕС дела у него обстоят неважно. В июне объем реализации сократился на 3,7% до 114 964 машин, а за шесть месяцев падение составило 17%.
Fiat может закрыть уже второй завод с 2011 года, после того как было принято решение об остановке предприятия на Сицилии. Спасти ситуацию позволит только разработка нового плана по переориентации избыточных мощностей на покупателей из Северной Америки, посетовал генеральный директор Fiat Серджио Маркионне. В июне, как и за полугодие, падение продаж у компании составило 17%, владельцами новых Fiat стали 79 927 человек.
Проблемы Peugeot во Франции перешли из экономической плоскости в политическую. Компания из-за кризиса собирается сократить штат сотрудников на 6,7%, а также остановить производство на заводе недалеко от Парижа. Эта новость тут же привлекла внимание правительства страны. Министр промышленности Франции Арно Монтебур дал понять, что семья Пежо поставила во главу угла собственные финансовые интересы, а не вопросы развития компании. Со своей стороны, представители семьи Пежо не согласились с обвинениями, отметив, что компания «систематически не выплачивала дивиденды, когда этого требовало экономическое благосостояние компании». Тем не менее продажи производителя в июне упали в Европе на 8,3% до 151 686 штук. Снижение за полугодие составило 14%.
Возможность закрытия в конце 2016 года завода в Германии рассматривает и Opel. Если решение будет принято, компания закроет производство впервые со времен Второй мировой войны. Продажи GM в Европе, включая марки Opel, британской Vauxhall и Chevrolet, упали в июне на 8,7% до 109 764 машин. Объемы реализации за I полугодие сократились на 11%.
Безработица в 17 странах Евросоюза достигла рекордных показателей в мае на фоне мер правительств по сокращению бюджетных расходов для преодоления последствий долгового кризиса. Вместе с тем за последние четыре года производители под давлением политиков, которые требовали не сокращать количество рабочих мест, закрыли всего два завода – Fiat на Сицилии и GM в Бельгии.
Положительные тенденции продемонстрировали Volkswagen и BMW. Первая нарастила продажи на 4,3% до 300 858 штук в июне. Марка VW продемонстрировала рост в 4,8%, а Audi – 8,6%. Однако за полугодие динамика оказалась отрицательной (–0,8%). BMW продала 82 519 автомобилей за первый месяц лета (+0,3%).
Неплохо устроились
На этом фоне неплохо себя чувствуют производители запчастей и европейские автосервисы. По данным ACEA, этот рынок остается высококонкурентным, причем все большую долю завоевывают независимые ритейлеры. Эти тенденции просматриваются на фоне увеличения возраста автопарка в ЕС, а также падения популярности авторизованных сетей среди клиентов.
Проведенное по заказу ACEA исследование выявило четкую обратную зависимость между возрастом автомобиля и лояльностью владельца к авторизованному сервису марки. Чем старше автомобиль, тем больше вероятность, что его владелец обратится за услугами ремонта в небрендированный сервис и будет использовать неоригинальные запчасти. Также выяснилось, что чем старше автопарк, тем большую долю рынка начинают отвоевывать независимые игроки. Так, их доля вырастает до 50–80% в зависимости от марки автомобиля и региона Европы.
На выбор поставщика сервисных услуг влияет также и вид необходимых работ, говорят в ACEA. Сложный ремонт потребители все-таки доверяют официальным дилерам, в то время как менее трудоемкий предпочитают производить в небольших мастерских. Сам рынок остается стабильным, причем демонстрирует рост на 1% в год. В целом он характеризуется высокой конкуренцией и снижением лояльности к «официалам».
С российским размахом
В отличие от европейцев россияне, как обычно, демонстрируют обратную динамику. На отечественном рынке наблюдается рост. В I полугодии 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с I полугодием 2011 года. Об этом рассказал Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России. Он также указал на зависимость устойчивого развития автомобильной отрасли в России от эффективной системы утилизации старых автомобилей.
Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка (в I полугодии 2011 года – 38%).
Приход иностранных автопроизводителей, введение требований по локализации и государственные меры поддержки отечественного автопрома способствовали развитию автомобильной отрасли России. Годовое производство автомобилей увеличилось на 70% с 2002 по 2011 год (около 1 млн в 2002 году и 1,7 млн в 2011 году). Наряду с производством рос и объем автопарка автомобилей, с 2002 по 2011 год он увеличился на 58%.
Согласно данным PwC, через 10 лет ежегодные продажи легковых автомобилей в России могут превысить 3,5 млн штук в год. «Также мы ожидаем, что в течение следующих 10 лет совокупное количество проданных новых легковых автомобилей в России будет равно текущему количеству легковых автомобилей на дорогах страны», – отмечают в PwC.
По мере того как новые автомобили будут обретать своих владельцев, возникнет необходимость в утилизации старых автомобилей, выходящих из эксплуатации. Жизнеспособная и самоокупающаяся утилизационная инфраструктура является неотъемлемым условием устойчивого развития автомобильной отрасли в России.
При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% автопарка, равного 35 млн штук, ежегодно в России необходимо будет утилизировать 2 млн автомобилей, или около 20 млн в течение 10 лет. Кроме того, в течение следующих 10 лет потребуют утилизации и те 10 млн автомобилей, возраст которых больше 15 лет, подчеркивают в компании.
«В целом россияне настроены оптимистичнее большинства европейских потребителей, что обусловлено улучшением оценки состояния собственных финансов и перспектив трудоустройства. Однако продовольственная инфляция, высокие расходы на ЖКХ заставляют российских потребителей сдерживать свои планы по расходованию свободных средств», – говорит Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.
«Опыт рецессии 2008 года не прошел даром для российских потребителей: мы стали больше задумываться о будущем, откладывая свободные средства. Но ни тревожные сообщения с финансовых рынков, ни сложная экономическая ситуация в странах еврозоны не смогут помешать россиянам насладиться летом и отпуском: не случайно самый большой рост расходов во II квартале отмечен именно по этому показателю», – указывает специалист.
Материал подготовлен на основе данных WSJ, The BusinessWeek, PwC, ACEA, ACNielsen.