HYUNDAI начинает и, похоже, выигрывает!
Несколько лет назад мы подготовили ряд статей на тему скорого повсеместного перехода автопроизводителей на новые протоколы диагностики, связанные с необходимостью коммуникации с автомобилем «по воздуху» через сеть Интернет. Для этого новые платформы оснащаются точками доступа, а дилерские центры вынуждены обновлять диагностические приборы. Как уже обсуждали ранее, основной вопрос внедрения новой технологии связан с защитой доступа к каналу связи. Причина в том, что продвинутая общественность в развитых странах проявила справедливое беспокойство по этому поводу. Понятно, что при развитии современных пиратских ноу-хау теоретически злоумышленник может негласно внедриться в канал связи с машиной и не только нелегально отслеживать ее перемещение, но и управлять бортовыми системами!
Выход из создавшегося положения был найден простой – автопроизводитель зашифровывает канал связи прибора с автомобилем так, что никакой другой сканер, кроме дилерского, не может провести диагностику. Теперь даже по проводу. Нет, конечно, диагностика по открытому протоколу OBD-II остается общедоступной, но если вы хотите провести нормальную диагностику, то ваш прибор не сможет связаться ни с каким блоком управления или, в лучшем случае, прочитает только коды ошибок.
Пионером запуска этой системы стал Mercedes Benz, который внедряет так называемый интерфейс безопасности (Security Gateway), или SGW, уже почти два года. Смысл его в том, что теперь автопроизводитель хочет знать, кто, когда и что делал с конкретным автомобилем, контролируя диагностический канал. Более того, он хочет сам давать авторизацию за такое решение и взимать за это плату. Довольно немаленькую, что зависит, впрочем, от бренда. Причем не через интернет, а просто для подключения традиционной диагностики. На практике это выливается в то, что после посещения дилерского автотехцентра и проведения там процедуры обновления бортового программного обеспечения модулей возможность диагностики в независимых автотехцентрах данного автомобиля пропадает! На вопрос «Что делать?» у Mercedes есть два ответа. Один, для автосервисов в развитых странах Европы и США: «Пожалуйста, регистрируйтесь на официальном портале Mercedes Benz, оплачивайте лицензию на программу Xentry (к слову, стоит всего 200 евро) и работайте спокойно любым официальным прибором с поддержкой протокола J2534”. Другой ответ для стран за пределами цивилизованного мира: «Обслуживание автомобилей Mercedes Benz должно проходить строго в дилерских центрах марки». Как это будет происходить в регионах, где нет дилерского центра, не поясняется.
Почему же получается такая ситуация? Ведь, вроде как, можно зарегистрироваться на специальном портале, получить DVD-диски с программой, благо J2534-совместимых устройств сейчас продается много, и можно спокойно работать с автомобилями этой немецкой марки. Однако подвох в том, что в момент регистрации на ваш адрес, находящийся в России, вам будет вежливо отказано по той причине, что вы не являетесь гражданином Евросоюза или США и Канады.
Какой же выход из создавшегося положения?
Когда мы обсуждали этот вопрос несколько лет назад, многие снисходительно замечали, что выход будет кем-то найден и «морочиться» проблемой не стоит. Да, китайские товарищи уже предложили несколько вариантов «обхода» защиты. Но проведенные нашими партнерами тесты закончились ремонтом блока управления.
Вслед за Mercedes Benz свое слово сказал Hyundai Motors, введя защитный Firewall во все модели Santa Fe, выпущенные в 2019 году. Но корейцы сделали все умнее и грамотнее. Во-первых, они не просто закрыли возможность независимому автотехцентру проводить диагностику своих машин. Несколько универсальных сканеров, например, Gscan 3, были сертифицированы производителем и не ограничены в коммуникации с автомобилями этой марки. Иными словами, вариант выхода для отечественного сервиса есть. Во-вторых, именно корейцы, а не их немецкие коллеги, впервые внедрили полноценную концепцию подключенного к сети автомобиля с возможностями получения диагностической информации удаленно!
Можно возразить, что уже давно есть LADA Connect, а владельцы BMW получают уведомление о необходимости проведения ТО после звонка из дилерского центра еще до того, как на панели приборов появится соответствующая иконка сервиса. Подобные решения есть и у Volkswagen. Но дело в том, что, несмотря на слово «CONNECT» в названии этих систем, говорящее как бы о наличии подключенного к сети автомобиля, основной упор технологии был направлен на удаленные пользовательские функции, например, запуска двигателя, а не на диагностику.
В отличие от своих коллег и без широкой огласки, Hyundai Motors не только внедрил устройства, подключенные к диагностической линии автомашины и передающие данные о состоянии систем в облако концерна, но и разработал это решение в сотрудничестве с известным отечественным производителем автомобильной электроники. Таким образом, уже сегодня сотрудники компании получают от автомобиля не только сигнал о приближающемся сроке технического обслуживания, но и огромный поток данных, так называемую BIG DATA, которая позволяет контролировать техническое состояние машины и при правильном анализе выявлять причины возникающих неисправностей. Но это не пресловутый открытый протокол OBD-II, по которому можно определить некоторые неисправности топливной и выхлопной системы, а полноценная информация о кодах и параметрах многих других систем, например, TPMS, инструментальной панели или кузовной электроники.
При этом компания очень жестко контролирует пробег автомобиля. Не секрет, что скрутка прибора активно применяется в нашей стране с целью выгодно продать автомобиль или получить гарантийное обслуживание, когда реальный пробег превысил крайнюю точку, а срок еще не истек. Теперь в случае проведения такой процедуры резкое изменение данных о пробеге в меньшую сторону будет зафиксировано на сервере, и в гарантийном сервисе владельцу авто вполне может быть отказано.
Таким образом, Hyundai Motors первой в России сделала шаг в сторону полностью подключенного автомобиля – теперь реализован односторонний поток данных диагностики. Текущих возможностей современного мобильного интернета вполне достаточно, чтобы завтра организовать и обратный канал связи, когда водитель даже не заметит, как версия программного обеспечения в его модуле будет обновлена. Кстати, подобная практика полностью соответствует российскому законодательству, и автомобилисты охотно соглашаются на установку системы Auto Link и позволяют контролировать свою машину в обмен на «сладкую морковку» в виде установки серьезной противоугонной системы, а также приложения для смартфона, с помощью которого можно удаленно запускать двигатель, климатическую систему, получать эко баллы, контролировать давление в шинах и т.д.
Но как это все относится к нам, независимым автосервисам? Какое нам дело до удаленной диагностики и подключенным автомобилям? На самом деле – самое прямое! Еще год, максимум два, и все новые автомобили будут «залочены», а возможно, и некоторые старые тоже, поскольку для этого есть все технические возможности. В результате тот, кто не успел подготовиться, встретит реальность, когда даже самый дорогой прибор откажется подключаться к автомобилю. Далеко не все бренды готовы пускать наших соотечественников в свои системы. Например, Mercedes, VOLVO, VAG пока не готовы точно. Они и сейчас не соблюдают право на ремонт для россиян, хотя любой человек на Западе может получить все прелести дилерской диагностики без вопросов. Мы уже неоднократно писали об этом.
Тогда как нам решать проблему? Напишу прямо, что в настоящий момент идеального решения не существует. Обходы защиты хакерскими методами слишком ненадежны и опасны. Дилерские приборы с универсальными функционалом, типа G-scan 3, дадут возможность работы только по тем маркам, которые они могут авторизовать. В случае с G-scan – это только Hyundai и Kia. Наверняка какие-то, более прагматичные бренды, как Toyota или Jaguar Land Rover будут давать нам возможность проходить регистрацию и работать в рамках разрешенных функций с помощью PASS THRU-технологии. Но это обязательно потребует покупки нового сертифицированного оборудования.
Известно, что шведская AUTOCOM планирует предложить свое оригинальное решение, которое будет иметь разрешение некоторых автопроизводителей для регистрации пользователя и снятия защиты. Обещанная дата презентации прототипа устройства – апрель 2020 года. Начало продаж с поддержкой как минимум Mercedes Benz – лето 2020-го. Мы будем следить за тем, как будут развиваться события, и сразу же проинформируем наших читателей.
Однако я уже сейчас советую тем, кто продумывает наперед стратегию работы и развития своего автосервиса, глубоко поразмышлять над возможными вариантами решения этой проблемы, поскольку ранее призрачные страхи принимают сегодня форму реальной действительности. И судя по последним действиям автопроизводителей, это коснется всех. Mercedes Benz начал давно, Hyundai Motors сделал следующий шаг. И пока они выигрывают.