Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Их тяжкая работа

Их тяжкая работа

В начале июня компания Federal-Mogul организовала пресс-конференцию по тормозным изделиям. Автомобильные журналисты со всего мира съехались в г. Мондови, что неподалеку от Турина. Почему Мондови? Никакого секрета – именно там расположен один из заводов Ferodo, выпускающий колодки дискового тормоза.

В начале было слово?

В советские времена наши мастера говорили «приклепал феродо». Мол, восстановил диск сцепления, поменял изношенные накладки. И хотя где-то существовала нездешняя фирма Ferodo, в заявках снабженцам писали именно так – «феродо», по-русски и с маленькой буквы. Уже тогда название компании было именем нарицательным – это ли не признание?

Сама же фирма была основана в 1897 году. Специализировалась на фрикционных материалах. Производила, в частности, накладки для барабанного тормоза и сцепления. В 1956 году выпустила первую партию дисковых тормозных колодок, и с тех пор эта продукция является ее коньком.

После вхождения в корпорацию Federal-Mogul ассортимент Ferodo непрерывно расширялся, технологии оттачивались, а здоровые амбиции росли. И небезуспешно – сегодня в активе компании поставки на «звездные» конвейеры, а линейка для афтемаркета покрывает более 99% европейского автопарка по колодкам и более 98% по тормозным дискам. И хотя цифры эти даны для легковых автомобилей и легких коммерческих фургонов, все равно – внушает.

О чем же говорили на пресс-конференции? Вот несколько основных тезисов.

О пользе рецептур и технологиях ОЕ

Сегодня производители колодок, как правило, применяют три вида фрикционных материалов: полуметаллические (Semi Metallic), с низким содержанием стали (Low Steel) и неасбестовые органические (Non-Asbestos Organic, далее NAO).

Здесь необходимо пояснение. Безасбестовы-ми являются все три группы, это обязательное требование ко всем современным фрикционным композициям. Non-Asbestos – лишь дань названию, стремление подчеркнуть экологичность «формулы» NAO. А ключевым словом в этой аббревиатуре является Organic, органические неметаллические ингредиенты.

NAO-группа имеет ряд преимуществ, например: более стабильные и прогнозируемые фрикционные характеристики, постоянное ощущение педали, бережное отношение к диску, меньшая склонность к шуму и вибрации, низкое пылеобразование – в частности, отсутствие оксидов железа в продуктах износа. Поэтому NAO-материалы получили широкое распространение в США, где существует ряд особо жестких требований к тормозным колодкам.

Сравнение трех видов рецептур фрикционных материалов: полуметаллических (слева), с низким содержанием стали (в середине) и 
неасбестовых органических NAO. Все характеристики оцениваются по условной шкале от 1 до 10 баллов
Сравнение трех видов рецептур фрикционных материалов: полуметаллических (слева), с низким содержанием стали (в середине) и неасбестовых органических NAO. Все характеристики оцениваются по условной шкале от 1 до 10 баллов

Сегодня американский опыт распространяется ив Европе – производители автомобилей для Старого Света тоже требуют тормозные колодки из материалов NAO. Дело это непростое, требующее огромного опыта и ресурсов, в том числе интеллектуальных. Но Ferodo решило эту задачу и готово предоставить NAO-колодки европейскому рынку.

Еще одна актуальная проблема – исключение из рецептуры материала меди. Исследования показали, что этот тяжелый металл и его соли и оксиды вредят окружающей среде. Кстати, в США уже действует запрет на медь во фрикционных накладках.

Европейские автопроизводители, стремясь делать свои автомобили все более и более экологичными, следуют примеру заокеанских коллег. Однако заменить медь непросто – она является пластичным компонентом, благодаря чему облегчается приработка пары «диск – колодка» и увеличивается их ресурс. Кроме того, медь эффективно отводит тепло.

Пример автоматизированных технологий: изготовление фаски (скоса) фрикционной накладки 
на станке с CNC (Computer Numerical Control, по-нашему, ЧПУ)
Пример автоматизированных технологий: изготовление фаски (скоса) фрикционной накладки на станке с CNC (Computer Numerical Control, по-нашему, ЧПУ)

Специалисты Federal-Mogul потратили пять лет на разработку, исследование и тестирование альтернативных материалов «Non-copper», позволяющих достичь нужного результата без снижения эффективности колодки. В итоге Federal-Mogul стал крупнейшим мировым поставщиком фрикционных деталей без меди и с низким ее содержанием. Новые колодки получили имя Eco-Friction. К слову, оптимальный состав фрикционной смеси для них насчитывает до 25 компонентов.

Как уже говорилось, Federal-Mogul сотрудничает с известными производителями автомобилей. Поэтому колодки Ferodo для вторичного рынка создают инженеры, работающие над компонентами для поставки на конвейеры. И вот результат: в афтемаркет поступают детали тормозной системы качества OE. Они имеют легко запоминающееся название – Premier, бренд Ferodo.

Технологии OE непрерывно совершенствуются, и важно, чтобы сервисные станции знали о них. Иначе есть риск поставить устаревшие колодки, которые, к примеру, будут шуметь, вызывая дискомфорт. Кстати, снижение шума при торможении – одно из приоритетных направлений Federal-Mogul. Очень важно контролировать уровень шума в электромобилях и гибридных автомобилях. Дело в том, что при использовании электроэнергии нет привычного рокота двигателя внутреннего сгорания. А значит, прочие источники шума становятся более ощутимыми, – в том числе и тормоза. Компания активно работает над этими проблемами, в частности, в тесном сотрудничестве с фирмой Tesla.

Испытания: кто и как затормозил

А что, собственно, дает потребителю качество OE? Ну, будут тормоза чуть лучше или чуть хуже... Вот показательная история с небольшим предисловием.

Все сталкивались с торможением во влажных условиях. Это когда дорога мокрая и детали тормозного механизма тоже мокрые. Понятно, что если рабочие поверхности колодки и диска покрыты пленкой воды, любые колодки продемонстрируют снижение эффективности торможения,

Но всегда ли оно одинаковое – снижение? Вспомним: европейское законодательство требует, чтобы все тормозные колодки, поступающие в продажу, соответствовали требованиям Правил R90. Однако испытания на соответствие R90 проводятся только в сухих условиях! Но не во влажных! Это одна из причин, по которой конвейерные колодки, созданные в соответствии с нормативами производителей автомобилей, нередко проявляют более высокие эксплуатационные характеристики, чем колодки для «вторички».

Подготовка тормозной системы к дорожным испытаниям: установка датчиков в суппорте, отладка «софта» и т.д.
Подготовка тормозной системы к дорожным испытаниям: установка датчиков в суппорте, отладка «софта» и т.д.

В тормозных колодках Ferodo премиум-класса используются новейшие составы, одобренные производителями автомобилей. Они были разработаны специально для обеспечения оптимального тормозного усилия, в том числе и на мокрой дороге.

А подробности, подробности? К сожалению, «мокрых» секретов фирмы докладчики не раскрыли. Зато они сообщили другое, тоже весьма интересное. Агентство MIRA (Великобритания) провело на автомобиле Ford C-Max независимые испытания различных колодок во влажных условиях. Экзамены показали: колодки Ferodo эффективнее колодок от основных конкурентов. При торможении с 80 км/ч колодки Ferodo остановили автомобиль на 30 м раньше соперника с самым длинным тормозным путем.

Испытания во влажных условиях являются ключевыми в серии сравнительных испытаний Ferodo. Они помогают оценить разницу в эффективности присутствующих на рынке оригинальных и «вторичных» колодок. Хорошее дело: поездка в дождь сложна сама по себе, и водитель тем более должен быть уверен в эффективности тормозов.

В других сравнительных испытаниях, также проведенных недавно, оценивались: тормозной путь на сухом покрытии; шум и вибрации; ощущения при нажатии на педаль; ресурс колодок и дисков. По словам спикеров, колодки Ferodo и здесь оказались на высоте.

Знания – в массы

Недавно Federal-Mogul обновил программу поддержки бренда Ferodo®, запустив три новых проекта: веб-сайт, усовершенствованная программа обучения и выездные презентации.

Новый веб-сайт дает возможность связаться с Ferodo в любое время суток на восьми языках (английском, немецком, французском, итальянском, русском, турецком, польском и чешском). Скоро к работе подключатся еще два языка – испанский и голландский. Также можно получать информацию через приложения для смартфона. Среди материалов сайта – каталоги, маркетинговая информация, технические советы, руководства по установке и схемы поиска неисправности по маркам автомобилей.

Автодром, где колодки Ferodo получают путевку в жизнь
Автодром, где колодки Ferodo получают путевку в жизнь

Теперь об обучении. Это интернет-портал CAMPUS www.fmcampus.eu. Зарегистрированные пользователи имеют круглосуточный доступ к интерактивным модулям самообразования, к технической библиотеке, к вебинарам на различных языках в режиме реального времени и в записи.

И наконец, о выездных презентациях. Это обширная программа с посещением более 5000 мастерских по всей Европе. Так опыт компании передается в мастерские и магазины розничной торговли. Напрямую, без посредников.

Итак, разговор на пресс-конференции шел об истории Ferodo и ассортименте, технологиях и экологии, производстве и испытаниях, маркетинге и поддержке клиентов. Но был там общий стержень – корпоративная программа с заманчивым названием «You're in Control». На русский можно перевести так: «Всё в вашей власти». И прежде всего – безопасность и комфорт.

Москва – Турин – Мондови – Москва

  • Юрий Буцкий

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены