Итальянское трио
В конце октября группа российских журналистов побывала в Италии. Три дня, три компании. Нет, три маленьких дня. И три большие компании! Что ж, бывает и так – это к вопросу о легких зарубежных командировках...
Хотите прокатиться с нами? Тогда прошу. Компании представлены в хронологическом порядке: Dayco, Brembo и Saleri. Как посещаем, так и освещаем. Приводы ГРМ и разнообразные ремни; тормозные изделия; узлы и детали систем охлаждения двигателя.
А вдуматься – три огромных сегмента рынка автокомпонентов! Конечно, одной публикацией здесь не обойтись. Поэтому сегодня лишь предварительное знакомство: немного истории, цифры, ассортимент. А технические подробности – уже в следующем году. Такие вот у нас планы. А сейчас мы едем из аэропорта Милана в Турин.
Ход Белой Королевы
Связать коленчатый вал с кулачковым, передать ему мощность и получить взамен правильное газораспределение. Крутить навесное оборудование, чтобы зарядить АКБ, охладить двигатель, заставить работать кондиционер... Все это насущные задачи моторостроения. И решает их компания Dayco.
История фирмы началась в 1905 году в штате Огайо (США). И сегодня ее штаб-квартира располагается там же, в городе Dayton. Кстати, первый слог этого названия лег в основу имени бренда. А «со» – это company, компания. Сложили, и получилось Dayco.
Но продолжим. Европейские подразделения фирмы находится в Италии в городах Кьети близ Пескары и Буроло рядом с Турином. Кроме того, в Италии раскинулись четыре ее завода. Здесь выпускают ремни ГРМ, поликлиновые ремни, жесткие элементы передач – ролики, натяжители, демпферы. Но список производственных площадок этим не исчерпывается, заводы компании работают во многих странах мира.
Где же применяется продукция Dayco? Везде: в сельском хозяйстве, строительстве, индустрии, горной промышленности, при добыче нефти и... конечно же, в автомобилестроении. Достаточно сказать, что более 30 известнейших автопроизводителей выбрали Dayco поставщиком своих конвейеров. Позвольте не перечислять – эти имена у всех на слуху. Поступает продукция Dayco и в афтемаркет.
Фирменная линейка включает все моторные ремни для большинства современных автомобилей. А сама компания входит в тройку ведущих мировых производителей ремней. Здесь не боятся вкладывать средства в науку, исследования, бесконечные тестирования. И вот результат: стабильность передаваемого момента, пониженная шумность, отменное сопротивление повышенным температурам и нагрузкам. И выполнение жесточайших требований ОЕМ.
Пара любопытных примеров. Интересно недавнее решение «ремень в масле». Предыстория такова: производитель автомобилей пожелал заменить цепной привод ременным. Но цепь-то работает в масле!
А переделывать систему смазки заказчику ох как не хотелось. «Нет проблем!» – сказали в Dayco и сделали ременный привод, работающий в масляном тумане. Надежно работающий, без проскальзывания и разрушения в агрессивной среде. А вот мощный дизель с системой Common-Rail. Давление впрыска более 2000 бар. Высочайшие механические нагрузки. Распределительная система не с одним – с двумя валами! Страшно? Вовсе нет. Для такого привода Dayco выпускает ремни HT (это аббревиатура Hight Tenacity – высокая цепкость). Их особенности таковы:
• сам ремень изготовлен из новейших полимеров, имеет хитро переплетенный корд и прочную вставку из стекловолокна с высоким модулем упругости;
• зуб ремня защищен пленкой ПТФЭ, наложенной на ткань. Расшифровывается ПТФЭ просто – политетрафторэтилен.
Благодаря новой технологии удалось повысить стойкость ремня к износу при взаимодействии со шкивами (в том числе на боковой части зубьев). А также ограничить боковой износ, вызванный соприкосновением боковины ремня с фланцем шкива. Ну и обеспечить необходимую прочность с большим запасом – это уж само собой.
Предсказуемый итог: сегодня два из трех распределительных ремней, производимых компанией Dayco для именитых конвейеров, являются ремнями типа HT.
Узнать ремни HT можно по внутреннему покрытию белого цвета – это та самая пленка ПТФЭ. Имя у этих изделий весьма романтичное – «Белая Королева». Разработчики с гордостью называют их «венцом творения ассортимента Dayco».
Запомним и отправимся в гости во вторую компанию.
Тормозим в Бергамо
Из Турина наш путь лежал в Бергамо, во владения. нет, не Труфальдино, а Brembo. Ни для кого не секрет, что эта компания – мировой лидер в области проектирования, разработки и производства тормозных систем и комплектующих для легковых автомобилей, мотоциклов и грузового транспорта.
Поставки осуществляются как в ОЕМ (тут мы видим целое созвездие автопроизводителей), так и на вторичный рынок. Особая гордость Brembo – производство тормозных компонентов для гоночных автомобилей.
Как водится, немного цифр из официального релиза, – на то и релизы. Итак, год рождения Brembo – 1961, место рождения – небольшая механическая мастерская в нескольких километрах от Бергамо, основатель – Эмилио Бомбассей, отец нынешнего президента компании.
Сегодня компания реализует продукцию в 70 странах мира. Производственные площадки расположены в Италии, Польше, Англии, Чехии, Словакии, Испании, Германии, Бразилии, Аргентине, США, Мексике, Китае и Индии. Прибавьте к этому сотрудничество с фирмами, расположенными в Швеции, Франции, Англии, США и Японии. Посмотрите на карту – и оцените в этих регионах рынки сбыта.
Компания насчитывает около 7 тыс. сотрудников, из которых приблизительно 10% – это инженеры и технические специалисты, занятые разработками и исследованиями.
Вот несколько вех из истории компании – разумеется, далеко не все.
1964 – старт производства первых итальянских тормозных дисков для рынка запасных частей.
1975 – признание, да еще какое! Энцо Феррари начинает сотрудничать с Brembo по линии «Формулы 1». Компания из Бергамо становится лидером в области тормозных систем для гоночных болидов и мотоциклов.
1980 – в ассортименте продукции появляется алюминиевый суппорт дискового тормоза. Porsche до сих пор комплектует 100% своих автомобилей продукцией Brembo.
2004 – Brembo и DaimlerChrysler AG (ныне Daimler AG) организуют совместное предприятие по производству дисков из композитной керамики.
2009 – Brembo и SGL Group создают предприятие для выпуска тормозных дисков из керамического углеродного материала.
И так далее, вплоть до года нынешнего. Мы же подчеркнем: конек Brembo – тормозные диски. А что такое тормозной диск? Напарник тормозной колодки. По-научному – контртело во фрикционной паре. Без него колодка не работает. Именно с производством дисков мы знакомились в Бергамо.
Литейное производство всегда впечатляет. Автоматизированное тем более. Компьютеры задействованы везде – от составления рецептуры легирующих элементов для чугуна до контроля геометрии и структуры материала готового изделия.
Разумеется, автоматизировано и механическое производство. Все металлорежущие операции выполняются на станках CNC (Computer Numeric Control, по-нашему ЧПУ), объединенных в линии. Их немало, этих операций – но особенно интересны нестандартные, специфические для дисков. Например, балансировка. Здесь не навешивают грузики, как в шиномонтаже, а убирают дисковой фрезой лишний металл – причем мгновенно, не уследишь.
А из области «химии» впечатляет покрытие дисков особой краской, высыхающей под действием ультрафиолетовых лучей. Эту технологию так и называют – УФ-окрашивание. По сравнению с другими покрытиями такая технология обеспечивает лучшую антикоррозионную защиту. И придает отменный товарный вид, что тоже немаловажно.
И опять нам пора в путь, на этот раз к подножию Альп в провинцию Брешиа.
Двигатель: температура нормальная
Здесь, на севере Италии, в городе Люмедзане (Lumezzane) находится штаб-квартира Saleri. Специализация компании – водяные насосы для легковых автомобилей. И занимается она этим уже более 70 лет.
Да, фирма Saleri родилась в далеком 1942 году. И с тех пор ее одолевает одна забота: как бы наши моторы не перегрелись.
Последствия перегрева разъяснять не надо: если не заклинивание двигателя, то коробление блока цилиндров и его головки обеспечено. А значит, разгерметизация прокладки ГБЦ, проникновение охлаждающей жидкости в масло и камеру сгорания, какая уж тут эксплуатация...
Но и переохлаждение не подарок – оно наградит увеличением расхода топлива и масла, снижением мощности, повышенным износом и ухудшением экологических показателей...
Нет уж, температура двигателя должна быть оптимальной. И эта забота возлагается не только на радиаторы, но и на водяные насосы, в просторечии именуемые помпами.
Спокойствие, только спокойствие: водяных насосов Saleri хватит на всех. Ежедневный объем их производства составляет более 20 тыс. штук; в год с учетом выходных и прочих праздников выходит 3500 тыс., а этого количества вполне хватает для обеспечения потребностей европейского автопарка на 98%.
И коль уж речь пошла о цифрах, вот еще показательные данные: 60% объемов приходится на OEM/OES и 40% – на афтемаркет. Рассмотрим оба сегмента.
Как и в предыдущих итальянских компаниях, среди партнеров Saleri по OEM/OES мы видим внушительный список автопроизводителей. Значит, гранды мирового автопрома доверяют Saleri.
Немного конкретики. Компания Saleri производит насосы для двигателей практически любого литража и ценового диапазона – от Fiat SGE объемом 900 см3 до новейших престижных моделей Ferrari.
Saleri – стратегический партнер группы BMW. Причем давно, с конца 90-х годов прошлого века. А еще – один из ведущих поставщиков ее заводов. Назовем, например, электрический насос мощностью 200 Вт для бензиновых двигателей, серии 1-3-5, а также X1, X3 и Z4.
Кроме того, с 2012 года компания Saleri поставляет механические насосы для автомобилей MINI с бензиновыми двигателями 1.6. А еще с февраля 2013 года насосы Saleri применяются да дизелях General Motors, выполняющих нормы Euro VI.
И уже в этом году планируется начать производство нового электрического насоса мощностью 50 Вт для охлаждения турбонагнетателей и снижения температуры воздуха в интеркулерах.
Несколько слов о вторичном рынке. Нас заверили, что процессы производства для ОЕМ/ OES и афтемаркета ничем не отличаются. Да мы и сами убедились во время посещения завода. Сегодня компания предлагает для «вторич-ки» более чем 1000 наименований продукции, реализуя объем в 1,9 млн штук насосов в год.
Штат сотрудников Saleri, в общем-то, невелик – всего 240 человек. Около сорока из них занято исследованиями. Число новейших патентов – 15, из которых 10 действуют с 2010 года. Не так уж и много. Но об их ценности и отдаче говорят не только контракты с именитыми партнерами, но и публичное признание. Примеры? Вот, пожалуйста.
Париж, выставка Equip Auto в 2011 году – приз «Золотой Трофей» за дроссельный водяной насос. Вскоре это изделие завоевало еще один приз – на этот раз на выставке «Automechanika Frankfurt 2012». Неугомонный призер адресован новейшим бензиновым и дизельным двигателям Euro VI и будет запущен в производство в конце 2013 года. Может получиться и так: вы читаете эти строки, а новенький насос отгружается заказчику.
Кроме того, сейчас Saleri занимается интересными проектами с тремя очень известными автопроизводителями. Придет время, и мы обо всем узнаем.
А сейчас попрощаемся с компаниями Dayco, Brembo и Saleri, чтобы вскоре сказать: Buon giorno, signori! Москва – Милан – Турин – Москва