Итоги конференции «Автоcервис – 2017»
В один из последних дней лета, 24 августа в московском ЦВК «Экспоцентр» состоялась конференция «Автосервис – 2017», которая проводилась в рамках MIMS AUTOMECHANIKA (21-я Московская Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля).
Данная конференция проходила впервые, ее организаторами выступили ITEMF Expo и AM Conference – при поддержке аналитического агентства «АВТОСТАТ» и профессионального сообщества «АвтоМаркетолог». В ней приняли участие около 300 человек: собственники автосервиса, дистрибьюторы, специалисты в области продвижения рынка запчастей и многие другие из числа тех, кто хочет знать своего клиента и владеть прибыльным автобизнесом, невзирая на кризисы экономики.
Ключевыми темами конференции «Автосервис – 2017» были следующие: текущая ситуация на рынке автосервиса и основные тренды завтрашнего дня, синергия стратегий развития, бизнес-кейсы лучших дилеров, онлайн-агрегаторы рынка запчастей и ряд других. Лучшие эксперты и аналитики рынка вместе с дилерами-практиками обсудили современные тенденции в мире автосервиса.
В самом начале конференции директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков дал подробную характеристику современному состоянию российского авторынка в целом и автосервиса в частности – объем, структура, динамика, тенденции. Так, рынок начал расти; автопроизводители-лидеры увеличили свои доли; в сложившейся экономической ситуации укрепление рубля должно остановить рост цен на автомобили. Кроме этого, на услуги автосервиса только легковых автомобилей россияне в 2016 году потратили 524 млрд руб.
Руководитель исследования «The car aftermarket in Europe» Зоран Николич озвучил результаты еще нигде не опубликованного исследования «Wolk Aftersales Еxperts», проводившегося на основании опроса европейских автовладельцев по автосервису. В основу выступления эксперта легли текущие тенденции автосервиса в Европе, который начал развиваться раньше, чем в России, и, соответственно, уже прошел многие стадии развития этого направления бизнеса, которые у нас в стране еще только входят в тренд.
Исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов выступил с результатами исследования, связанными с предпочтениями клиентов. Официальный дилер, сетевая СТО, независимый сервис, знакомый механик – кого из этого перечня при необходимости выбирает автовладелец сегодня и почему? Как меняются эти предпочтения и к чему готовиться владельцам сервиса завтра?
В ходе конференции приглашенные спикеры-практики из числа лидеров этого рынка щедро делились с участниками форума бизнес-кейсами, которые помогают им оставаться на плаву в конкурентной среде и быть успешными.
Например, руководитель и сооснователь федеральной сети автосервисов FIT Service Данил Соловьев, одним из трендов считает развитие собственных сервисных сетей дистрибьюторами автокомпонентов. «Мы первые, кто начал, но далеко не последние», – говорит эксперт. Он уверен, что многие дистрибьюторы автокомпонентов будут в ближайшие 10 лет развивать свои сети автосервисов, в том числе через франшизу. Старт проекта федеральной сети станций послегарантийного обслуживания FIT Service пришелся на 2008 год. Проект был организован как гарантированный канал сбыта запчастей для компании ROSSKO. Сегодня открыто уже 80 станций (из них 69 – по франшизе), на стадии открытия – еще 107 (из них 106 – по франшизе).
Практикой построения успешного бизнеса поделились представители независимого сервиса. Так, управляющий партнер WinAuto Андрей Романов предложил при введении новшеств чаще оглядываться на пожелания клиентов. Чего хочет клиент автосервиса? Поскольку ремонт и сервисные услуги – удовольствие не из дешевых, автовладелец в первую очередь хотел бы экономить. Ему удобно совершать покупки через Интернет (и значит, сервисник просто обязан иметь мобильное приложение и развивать свои услуги, в том числе и через Интернет). Кроме всего прочего, клиент хотел бы: вести диалог с компаниями; чтобы с ним были постоянно на связи; испытывать положительные эмоции при покупках. Грамотно продуманная система мотивации позволяет увеличить доходность. Необходимо все время повышать компетенции, считает г-н Романов, так как в недалеком будущем автосервис ожидают:
- увеличение конкуренции;
- дальнейшая консолидация отрасли;
- усиливающееся давление агрегаторов;
- усложнение конструкции автомобилей;
- усиление государственного давления (регулирование) и многое другое.
Собственник сети автосервисов «АвтоИмпорт» Сергей Колмаков, выступая с докладом «Автосервис: бизнес или ремесло?», поделился своим опытом ухода от операционной деятельности. Он подробно рассказал об организационной структуре своих станций и о том, как выстраивается в них система управления, позволяющая собственнику получать прибыль.
Менеджер проекта «Автосервисы» (Авто.ру) Владимир Меркушев рассказал о том, как и для чего на Авто.ру был создан проект «Автосервисы» и в каком направлении его планируют развивать дальше: «Люди хотят иметь возможность сравнивать стоимость услуг и получать какие-то бонусы. Учитывая это, три месяца назад мы создали новый продукт – реализовали запись на сервис прямо на сайте и горячую линию, помогающую определиться в выборе ремонтной станции (линия работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю!)».
Сегодня в базе данных этого проекта уже более 67 тыс. автосервисных станций по всей России. Поставлена задача – используя базу Авто.ру и поисковые возможности Yandex.ru, отладить «мобильный» проект, помогающий автовладельцу находить ближайший к нему территориально и самый дешевый для требуемой услуги автосервис. По такому типу в гостиничном бизнесе, идя навстречу пожеланиям клиентов, для поиска и заказа недорогих гостиниц работает сегодня сервис booking.com.
В ходе конференции была организована дискуссия «Франшиза или самостоятельный бизнес? Поиск истины!», в которой приняли участие представители как официальных дилерских сетей, так и независимых сервисов.
Отличительной чертой конференций, которые проводятся с участием аналитического агентства «АВТОСТАТ», в последнее время стали онлайн-опросы. Учитывая состав аудитории (профессиональное сообщество), они позволяют экспертам получить экспресс-данные, дополняющие общую картину рынка. И конференция «Автосервис‑2017» не стала исключением.
В ходе встречи проведено около десятка онлайн-опросов, которые стали для участников форума дополнительным источником информации о состоянии рынка сервисных услуг. В частности, на вопрос «Если вы представляете предприятие автосервиса, как изменился оказанный вами объем услуг за 2016 год?» самым популярным (его выбрали 37,8% участников) был ответ «Вырос более чем на 10%». Еще около 20% участников выбрали версию «Вырос до 10%».
А при проведении онлайн-опроса на тему «Какие сети, на ваш взгляд, в ближайшие 1–3 года будут развиваться более динамично?» более половины участников (58,3%) ответили: «Сети, объединенные IT-технологиями и маркетингом». Вторым по популярности ответом был: «Дистрибьюторы запчастей» (15%), на третье место вышли «Независимые сервисы» (13,3%). Меньше 10% набрали варианты: постгарантийные сервисы импортеров (6,7%), сети ассоциаций производителей компонентов (3,3%) и дилерские сети (3,3%).
Виктория Лобода
Фото: Юрий Буцкий