Конец света отменяется
Опасения по поводу того, что крупные автокомпании с помощью подключенных к Интернету автомобилей перетянут клиентов независимых мастерских, не оправдываются. Рынок наводнили приложения для поиска услуг авторемонта, ориентированные на малый и средний бизнес.
Сеть американских автосервисов Meineke Car Care опробует новый формат ведения бизнеса. Он будет основываться на тех же принципах, что и скандальный сервис по вызову такси – Uber.
«Думаю, за этим будущее, новый сервис предоставит большие возможности, – заявил президент Meineke Car Care Дэнни Ривера. – Американцы хотят комфорта, я, к примеру, не хочу куда-то ехать в субботу утром, чтобы заменить колодки или масло. Пусть кто-то сделает это за меня».
По словам Риверы, модель будет реализована к концу 2016 – началу 2017 года. «Мы хотим создать приложение, которое сообщит потребителю о необходимости посещения ремонтной мастерской, – объяснил идею глава компании. – Автовладелец с помощью программы сможет записаться на посещение станции технического обслуживания. При этом в приложении предусматривается опция, позволяющая вызвать водителя, который сам отвезет машину в мастерскую. По окончании работ транспортное средство доставят к дому владельца. Так что провести техобслуживание можно будет не вставая с дивана».
Концепция уже реализована китайским подразделением Meineke Car Care. Один из главных франчайзи компании на этом рынке разрабатывает бизнес-модель, целиком построенную на комфорте. Чтобы понять, как она работает, достаточно взглянуть на концепцию, реализованную сервисом Uber на территории Соединенных Штатов. Другими словами, потребители смогут воспользоваться консьерж-услугами, касающимися доставки автомобиля в сервис, его починки и возвращения обратно клиенту.
У Meineke Car Care существуют грандиозные планы по развитию бизнеса в Китае. «КНР – огромная страна с большим населением и автопарком, полагаю, здесь существуют огромные возможности», – отметил Ривера. В ближайшие пять лет он собирается увеличить количество мастерских в государстве до 500. Сейчас их всего семь.
Хотя рост продаж новых автомобилей должен бы посеять сомнения в успешности нового бизнеса, компания не рассматривает этот факт как угрозу. «Когда я вижу данные об объеме реализации новых автомобилей, они говорят мне о будущем спросе, – пояснил Ривера. – Через три-четыре года владельцы этих транспортных средств обратятся ко мне за услугами».
Оправданная ставка
Рыночные исследования говорят о том, что ставка на Китай способна оправдать себя. Успех здесь можно использовать для вывода бизнес-модели в другие страны региона. К примеру, через десять лет рынок стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), будет оцениваться в 37,7 млрд долл. Об этом свидетельствуют данные исследовательской организации Future Market Insights.
Рост связывается с развитием автомобильных торговых сетей и центров по обслуживанию машин. Кроме того, в перечисленных странах растет спрос на ремонт транспортных средств как таковой. Населению все больше требуются услуги по ремонту и обслуживанию коробок передач, генераторов, стартеров, тормозных систем, замене жидкостей, колодок, фильтров и проч. Также отмечается общий рост автопарка в Юго-Восточной Азии и приход глобальных игроков в регион.
Вслед за потребителями в других странах азиатские автовладельцы все больше внимания уделяют внешнему виду транспортных средств и салону. Соответственно это вовлекает в бизнес все большее количество игроков.
Знают друг друга
Необходимо заметить, что у Meineke есть опыт сотрудничества с Uber. В прошлом году было объявлено о партнерстве сети и сервиса по вызову такси. В рамках сотрудничества все водители, подключенные к Uber, получили эксклюзивные скидки на профилактическое обслуживание, ремонт и окраску на территории Северной Америки. Как особо подчеркивалось в сообщении компании, у Meineke на тот момент было более 900 автосервисов в Соединенных Штатах.
Meineke не первая использует новые технологии, основанные на коммуникациях с помощью смартфона. Независимые ремонтники и автовладельцы постоянно ищут способ снизить издержки и расходы. А раз появляется спрос, в конечном итоге появляется и предложение.
В последнее время на рынке возникает все больше компаний, которые выводят новые сервисы для станций технического обслуживания и их клиентов. К примеру, CBS Technologies предложила продукт DVI (Digital Vehicle Inspections) Boss. Он позволяет мастерским проводить цифровую экспертизу транспортного средства, после чего вся информация, включая фотографии, видео и замечания специалиста, передается клиенту.
Приложение DVI в интерактивном формате демонстрирует состояние различных компонентов транспортного средства. Продукт позволит станциям технического обслуживания не только повысить уровень сервиса и сократить издержки, но также уменьшить временные затраты персонала на экспертизу, уверяет разработчик.
Отчет по клику
После проведения осмотра автомобиля техник отправляет клиенту текстовое сообщение с помощью смс или электронной почты, в котором содержится ссылка на DVI. Кликнув по ссылке, автовладелец может увидеть данные по экспертизе. Он получает доступ к соответствующим фото- и видеофайлам, которые можно воспроизвести на компьютере, смартфоне или планшете.
В руководстве CBS Technologies считают, что приложение оценят по достоинству как ремонтные мастерские, так и их клиенты. «Если автовладельцы получат фото и видео нуждающихся в ремонте компонентов и деталей, они будут больше уверены в том, что рекомендуемые к починке агрегаты действительно требуют ремонта, а отправившая материалы СТО способна выполнить работы», – объяснил президент CBS Technologies Крис Бошо.
Разработчики в качестве конкурентного преимущества указывают на простоту установки DVI Boss. Приложение не требует какого-либо специализированного оборудования. Все, что необходимо мастерской – доступ к Интернету для отправки материалов клиенту. Приложение также можно интегрировать в уже используемую программу управления автосервисом. Ложкой дегтя в этой новинке можно назвать тот факт, что продукт платный. Месяц пользования приложением обойдется СТО почти в 100 долл.
Несчастье помогло
Интересно, что различные приложения для поиска нужного автосервиса часто появляются в результате негативного опыта взаимодействия с ремонтниками. Наглядно это демонстрирует история возникновения стартапа GreaseMonkey. Идея создать специализированный сервис по подбору СТО родилась у «отца» GreaseMonkey Стефана Уолтерса пару лет назад. Тогда он как раз переехал из штата Флорида в столицу США Вашингтон. В автомобиле Уолтерса перегорела лампа фонаря, и он стал искать ближайший автосервис для решения вопроса. Создателю GreaseMonkey посоветовали обратиться в известную авторемонтную сеть, но он отказался.
Уолтерс решил, что там сразу же поймут, что он вообще не разбирается в устройстве автомобиля, поскольку даже толком объяснить суть проблемы Уолтерс был не в состоянии. Он чувствовал, что, пользуясь его некомпетенцией, мастера могли легко надуть его с итоговым счетом за ремонт. Уолтерс решил найти возможность сравнить цены за услугу по замене лампы в близлежащих СТО, тут-то у него и родилась идея создать GreaseMonkey.
Как отмечает издание The Root, суть приложения состоит в том, что оно связывает автовладельцев и представителей малого бизнеса, занятых в ремонте и обслуживании транспортных средств. В результате пользователи приложения могут сэкономить время.
Программа для маленьких
Программа показывает все доступные в округе мастерские, предоставляющие различные виды услуг. Пользователям также становятся доступными данные о стоимости тех или иных работ и проводимых в данный момент акциях.
Приложение позволяет автовладельцу отсылать мастерам сообщения и прикреплять фото или данные о своем местоположении, плюс организовывать время посещения СТО и отслеживать текущие операции.
Уолтерс, родом из Майами, не предполагал, что организует подобный бизнес. В 2007 году он занимался биологией в университете штата, затем увлекся программированием. Программистом он трудится пока всего три года и занимается разработкой программ для операционной системы iOS.
GreaseMonkey – сознательная попытка сконцентрироваться на сотрудничестве с малым и средним бизнесом. Своей целевой аудиторией Уолтерс видит предприятия, которые не в состоянии позволить себе технический отдел. Они-то и могут выиграть от использования нового продукта больше всех.
Приложение позволяет подключаться не только автовладельцам, но и предприятиям, которые впоследствии могут обновлять информацию о своих услугах, связываться напрямую с потенциальными, а также уже существующими клиентами. Создатель новинки говорит, что изначальной идеей было обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к таким функциям, похвастаться которыми не всегда могут и лидеры отрасли.
Пока приложение доступно только для устройств, работающих на системе iOS, в базе содержатся данные о 100 мастерских, расположенных в Вашингтоне и Атланте. Попробовали продукт 500 человек, 300 из них превратились в активных пользователей.
В развитых странах все передвигаются на автомобилях и, к сожалению, каждому приходится сталкиваться с неполадками. При этом никто не в восторге от необходимости искать подходящий автосервис и заморачиваться переговорами о стоимости работ с персоналом. Каждый ценит время и любит экономить деньги, уверен Уолтерс.
Сейчас разработчик вынашивает далеко идущие планы по развитию бизнеса. «Очень хотелось, чтобы через три года GreaseMonkey вышло на национальный рынок, – поделился мечтами Уолтерс. – Хочу чтобы из платформы, с помощью которой автовладельцы ищут ближайший гараж, получился продукт, к которому хозяева машин обращаются по любому вопросу, связанному с ремонтом и обслуживанием транспортного средства в шаговой доступности».
Торги по телефону
В прошлом году похожее приложение – Engie – было разработано в Израиле. Оно чуть более продвинуто и само определяет неполадки в машине. Вместе с этим программа способна рассчитать стоимость ремонта. Создатели Engie также сулят экономию в сотни долларов на ремонте автомобиля.
Как и в большинстве случаев, своим появлением продукт обязан негативному опыту взаимодействия потребителей с представителями авторемонтной отрасли. Местные СМИ даже привели статистику, согласно которой 66% обратившихся за услугами починки машины чувствовали себя обманутыми относительно реальной стоимости работ. 72% заявили, что окончательная стоимость работ заставила их понервничать.
Engie получает данные от бортового компьютера транспортного средства. В случае возникновения проблем соответствующая информация отсылается владельцу машины. Он имеет возможность узнать разброс цен на ремонт или замену детали в близлежащих мастерских. Интересно, что израильтяне пошли дальше других разработчиков. Их программа после обнаружения неполадки связывается с сервисами в округе и устраивает торги за право оказать ремонтные услуги.
Для работы необходимо OBD-устройство с возможностью передачи данных по Bluetooth. Само устройство предоставляется автовладельцам бесплатно, оплачивается только доставка (5 долл.). Engie способно распознать причину 60–70% неисправностей, уверяет глава компании-разработчика Ярден Гросс. За шесть недель с момента запуска в декабре 2014 года программа нашла 17 тыс. пользователей. На 25 октября 2015 года Google Play оценивала количество установок в 10–50 тыс.
Давид против Голиафа
Рост популярности различных приложений для участников авторемонтной области можно объяснить не только недовольством клиентов. В последнее время на дорогах появляется все больше машин, способных подключаться к Интернету. Этот факт заставил говорить о том, что дни независимого авторемонта сочтены. Машины в случае поломки будут сами записываться к официальным дилерам на ремонт через Всемирную сеть.
Подливали масла в огонь и сообщения о намерениях автогигантов нарастить реализацию оригинальных запчастей. Так, General Motors планировала презентовать новую систему ценообразования на запчасти, применяемые в ремонте автомобилей, которые побывали в дорожно-транспортных происшествиях. Делается это для того, чтобы «отъесть» кусок рынка у производителей неоригинальных запчастей.
Это прямая атака афтемаркета, говорили представители отрасли, называя технологию инструментом по выдавливанию независимых игроков с рынка. Причем GM не первой взялась за выход к клиенту напрямую. Похожая партнерская программа под названием CollisionLink есть у компании OEC. Как указано на сайте компании, это крупнейший торговец оригинальными запчастями в Интернете, клиентами которого в Северной Америке выступают 60 тыс. покупателей и продавцов.
Похоже, что опасения независимых игроков были чрезмерными. Гигантам отрасли вполне способны противостоять небольшие стартапы. Им не нужно тратить время на бюрократические процедуры для вывода продукта на рынок.