Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Юридические орбиты авторынка. Часть 3

Юридические орбиты авторынка. Часть 3

Правовой обзор прав и обязанностей продавца, импортера, изготовителя, уполномоченной организации и потребителя. Продавец и потребитель – взаимные права и обязанности

Справка. Сергей Барышев, юрист, учредитель юридической практики «Барышев-групп.рф». Более 10 лет представляет интересы автодилеров, автопроизводителей и импортеров в судах на всей территории Российской Федерации. Занимается рассмот­рением претензионных обращений потребителей по вопросам, связанным с продажей и ремонтом автомобилей марок Lexus, Toyota, Infiniti, Nissan, Datsun, Ford, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Mazda, Hyundai, Jeep, Chrysler, LADA, Haima, Маз, Камаз.

Обеспечивает защиту интересов автомобильных компаний при проведении проверок государственными органами, в том числе Роспотребнадзором. Взаимодействует со службами автосервисов при возникновении потенциальных проблемных ситуа­ций, связанных с деятельностью автобизнеса.

В прошлый раз мы остановились на примере из собственной практики. Вспомним. «Для более глубокого понимания читателем серьезности соблюдения указанных выше положений Закона о предоставлении информации приведу пример из судебной практики, который показывает, насколько далеко готовы зайти некоторые потребители в своих желаниях воспользоваться названными положения­ми Закона для достижения цели получения денежных средств в размерах, превышающих стоимость самого автомобиля».

Продолжаем разговор.

История развивалась так. Собственник автомобиля одной из известнейших в России премиальных марок обратился в суд с требованием к продавцу о возврате ему денежных средств за автомобиль, выплате неустойки и штрафа. Сумма его финансовых претензий превышала стоимость трех таких автомобилей (!). Основаниями, которыми руководствовался истец для предъявления таких требований, послужили следующие обстоятельства.

Истец сообщил суду, что внешние элементы передних сидений его автомобиля обтянуты кожей. Боковины же сидений, которые визуально недоступны и находятся между передними сиденьями и центральной консолью салона автомобиля и которые никак не соприкасаются ни с водителем, ни с пассажиром – обиты не кожей, а синтетическим материалом.

Это обстоятельство побудило владельца автомобиля предъявить требование о выплате ему трех стоимостей автомобиля, основываясь на том, что при покупке автомобиля его не предупредили о том, что сиденья обтянуты кожей не полностью, хотя в руководстве пользователя, в разделе договора купли-продажи о комплектации указано, что «сиденья из кожи».

Владелец ТС заявил суду, что если бы он знал, что сиденья покрыты кожей не полностью, он бы этот дорогостоящий автомобиль не купил. Подобое дело в моей судебной практике было не единичным, причем такие требования заявлялись как продавцу, так и импортеру. Эти дела мне удалось успешно завершить в пользу компаний-продавцов, но справедливости ради хочется отметить, что с точки зрения норм Закона такого рода иски нельзя однозначно трактовать как безосновательные.

Ответственность за причинение вреда

Наибольший интерес для нас в этом представляют потенциальные возможности в причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. Поговорим об этом. При непредоставлении ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в случае, если вред причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара (работы, услуги). Все это также признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Он (вред) подлежит возмещению независимо от времени причинения в случаях, если: 1) на автомобиль или на произведенные работы срок службы не установлен; 2) потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы ТС; 3) если автовладелец (потребитель) не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий; 4) если товар (результат произведенных работ) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья.

Если изготовитель автомобиля (исполнитель работ) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению продавцом в случае его определения в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю. А если день передачи установить невозможно – с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

Исполнитель несет также полную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) – независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний на сей момент выявить их особые свойства или нет.

Продавец (исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, послуживших причинению вреда, лежит на продавце (исполнителе). Это порой очень затрудняет процесс поиска истины и может повлечь возложение на продавца (исполнителя) ответственности за то, в чем он не виноват, и только потому, что он не смог доказать обратного.

Потребитель вправе потребовать, в том числе, полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в его собственности (владении). Это особенно опасно, когда недостаток автомобиля или работ по его ремонту потенциально может привести к возгоранию. В таких ситуациях есть риск, что пожар может уничтожить не только данный автомобиль, но и стоящие рядом с ним, а также строения или иное имущество, находящееся в непосредственной близости от такого автомобиля.

В таких ситуациях материальный ущерб может возрасти многократно, а с ним и ответственность продавца (исполнителя работ по ремонту). Также немаловажным моментом является то обстоятельство, что при рассмот­рении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суды обязаны исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Собственный опыт

Судебные дела, возникающие из причинения вреда здоровью и имуществу, как правило, идут долго и не без трудностей, что обусловлено объективными причинами. В моей практике были различные случаи, связанные с причинением вреда имуществу. Например, такие: в связи с возгоранием автомобиля (по разным причинам), в частности, после установления на ТС сигнализации. Такие дела без пожарно-технической и комплексной автотехнической и оценочной экспертизы, как правило, не обходятся. Были и дела, связанные с причинением тяжкого вреда здоровью в связи с несрабатыванием подушек безопасности. В рамках такого дела, которое длилось несколько лет, было проведено три судебные экспертизы. Подробное описание в руководстве пользователя для автомобиля одного из крупнейших в России автоконцернов позволило доказать, что подушка безопасности раскрывается только при определенных условиях.

Несмотря на то что в результате аварии автомобиль несколько раз перевернулся и пассажир лишился ноги, было доказано, что подушка безопасности здесь ни при чем. Она не должна была раскрыться, а покупатель ТС об этом был предупрежден указанием, сделанным производителем в переданной с автомобилем технической документации.

Немного о порядках возмещения убытков и неустойки

Все убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной мере сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата пени и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем. Продавец освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств только в том случае, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (например, в неисполнении обязательства продавцом виноват сам потребитель).

Также очень важно знать, что требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке. А при неудовлетворении в добровольном порядке и последующем их удовлетворении через суд судом взыскивается с продавца также и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Моральный вред

Помимо всего прочего, потребитель вправе потребовать от продавца компенсации за моральный вред, причиненный ему вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Закон гласит, что вред потребителю подлежит компенсации «причинителем» при наличии его вины. Однако Верховный суд РФ разъяснил указанную норму исключительно в пользу потребителя, указав суду на то, что он обязан при удовлетворении иска взыскивать моральный вред автоматически, поскольку признание законными требований потребителя автоматически влечет, по мнению высшей судебной инстанции, признание вины продавца в причинении морального вреда. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Напоследок – небольшой комментарий. Тема морального вреда поднимается практически в каждом судебном процессе. Однако стоит отметить, что суровость формулировок на практике компенсируется пока лишь небольшими суммами, взыскиваемыми судами в качестве компенсации морального вреда. Российская судебная действительность пока не готова к многомиллионным компенсациям за моральный вред.

Есть в этом определенные социальные об­стоятельства. Они связаны с огромным разрывом в доходах между бедными слоями нашего общества и обеспеченными. Повлиять на это мы никак не можем. Взаимоотношения продавца и потребителя связаны еще целым рядом взаимных прав и обязанностей, но о них мы поговорим в следующий раз.

Сергей Барышев

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены