Электрический конь идет на смену бензиновым лошадиным силам
Вопрос экологической безопасности – один из важнейших в современном автомобилестроении. В развитых странах Европы уже громко слышны призывы «энтузиастов» к ограничению использования автомобилей, работающих на углеводородных топливах. Не менее активны и «консерваторы», которые с калькулятором в руках сравнивают экономические и экологические показатели электромобилей (ЭМ) и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Однако перед тем как вникать в тонкости спора «энтузиастов» и «консерваторов», следует определиться с основными понятиями и определениями предмета такого спора. Лучше всего это сделать, опираясь на международные и принятые в нашей стране национальные стандарты и другие акты управления общенормативного содержания. Определение электромобиля (ЭМ) дает ГОСТ Р 54811–2011 «Электромобили. Методы испытаний на активную и пассивную безопасность»:
– п. 3.8 электромобиль (ЭМ): Колесное транспортное (автотранспортное) средство категорий М1 и N1 по ГОСТ Р 52051, приводимое в движение одним или несколькими электрическими двигателями, получающими энергию от аккумуляторных батарей, емкостных накопителей и (или) топливных элементов, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования и на дорогах, специально предназначенных для ЭМ; (Примечание! Троллейвозы, включая троллейбусы, в настоящем стандарте к электромобилям не относятся.)
– п. 3.9 аккумуляторное электрическое дорожное транспортное средство: ЭМ, приводимый в движение одним или несколькими электрическими двигателями, получающими энергию только от тяговых аккумуляторных батарей, установленных на этом ТС;
– п. 3.10 электромобиль с топливными элементами: ЭМ, электрическая энергия для движения которого вырабатывается топливными элементами, установленными на ЭМ, и может накапливаться в тяговых аккумуляторных батареях или емкостных накопителях энергии, также установленных на ЭМ.
В Российской Федерации также введен ГОСТ Р 56188.1–2014/IEC/TS62282–1:2010 «Технологии топливных элементов. Часть 1. Терминология», идентичный соответствующему международному стандарту МЭК IEC /TS62282–1:2013, разработанный НАВЭ, из которого следует, что ТСТЭ представляет собой «электрическое транспортное средство, в котором энергетическая система на топливных элементах подает питание на электродвигатель для приведения транспортного средства в движение».
Вооружившись такими знаниями, можно теперь посмотреть на проблему внедрения ЭМ как бы «из зала», т. е. со стороны.
Во-первых, необходимо констатировать, что продвижение электрического транспорта и его элементов в конструкции современных автомобилей – процесс естественный и необратимый. О чем свидетельствует тот факт, что даже частичное внедрение на традиционных автомобилях электрического привода, аккумуляторных батарей с улучшенными технико-экономическими показателями существенно улучшает потребительские свойства современных транспортных средств (ТС).
Во-вторых, электрическая энергия, как и другие экологически чистые энергоносители, такие как водород, позволяют современному транспорту (автомобильный, железнодорожный, авиационный, речной, морской и др.) не зависеть от особенностей производства, транспортирования и распространения первичных топлив и сырья для их производства, таких как уголь, природный газ, нефть, торф, а также первичных источников энергии, таких как: гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика, энергетика, основанная на расщеплении атома или с использованием термоядерного синтеза (в перспективе).
Для ЭМ, в том числе ТС с энергоустановками на топливных элементах, работающих на водороде, безразлично, каким образом на электрическую силовую установку будет подан электрический ток. Важно, чтобы это было осуществлено в соответствии с законодательно установленными требованиями по экологической безопасности и с учетом экономической целесообразности.
В-третьих, перевод ТС на электрическую силовую установку существенно улучшает потребительские свойства таких машин с точки зрения как управления самими транспортными средствами, так и использования цифровых технологий для управления компонентами автомобиля, диагностики неисправностей, проведения технического обслуживания и планового ремонта. Применение новых технологических решений, включая использование единых транспортных платформ, в которых тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовик, автобус и др.) в большей степени определяется не конструкцией силовой установки или шасси, а цифровыми технологиями, учитывающими особенности их эксплуатации, также во многом связано с электрификацией компонентов ТС.
Вместе с тем внедрение электрического транспорта сталкивается с рядом трудностей, преодоление которых является неотъемлемой частью технической политики государства, формирующего для новой отрасли законодательную и нормативно-техническую базу, а также систему социальных и налоговых льгот, направленных на поддержку инновационных технологий.
Проанализируем тенденции продвижения электромобилей на российском рынке ТС.
Что сделали энтузиасты
Наряду с развернутой системой национальных стандартов, регламентирующих производство и эксплуатацию электрических транспортных средств в нашей стране, странах Таможенного союза и СНГ, Совет Евразийской экономической комиссии с февраля 2013 года регулярно принимает решения о снижении таможенных пошлин для электромобилей в странах ТС. Будем надеяться, что такая налоговая политика продолжится и в ближайшие годы.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» (п. 2.1.4.) установлены льготы, предоставляющие электромобилям возможность бесплатной парковки на любых парковочных местах, за исключением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, где размещение иных транспортных средств запрещено.
Что сделали консерваторы
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2017 года № 832 «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090» дано определение электромобиля в целях использования его для Правил дорожного движения Российской Федерации. «Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии».
Внимательный читатель может обратить внимание на то, что определение, приведенное в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 2017 года № 832, существенно отличается от определений, данных в ГОСТ Р 54811–2011 и ГОСТ Р 56188.1–2014, не только по формулировке, но и по «философии ЭМ», касающейся понимания предмета и целей использования электрических транспортных средств.
Конкретно. В определении, сформулированном в ППД, ключевым элементом «философии ЭМ» является технология зарядки ТС электроэнергией, а в определениях, данных национальными стандартами, – использование электроэнергии для привода его в движение.
Таким образом, для целей применения в ПДД понятие ЭМ существенно сужается и ограничивается только использованием аккумуляторных электрических дорожных транспортных средств по ГОСТ Р 54811–2011. А главное – оно не распространяется на ТС с системой топливных элементов, работающих на водородном топливе. Странно, таких инновационных автомобилей в России пока нет, а дискриминация их уже есть.
Водородное сообщество в нашей стране при поддержке Росстандарта прикладывает усилия для формирования развернутой нормативно-технической базы для водородных технологий и топливных элементов, в том числе и для ТС на ТЭ, разрабатывая национальные и межгосударственные стандарты, идентичные международным стандартам ИСО и МЭК. А разработчики Правил дорожного движения в Российской Федерации (вероятней всего, что это структуры из МВД) то ли не замечают усилий «энтузиастов», то ли относят себя к сторонникам «консерваторов».
Александр Раменский, президент Национальной ассоциации водородной энергетики (РФ), канд. техн. наук
Сайт НП НАВЭ: h2org.ru