Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Как приручить «приборку»

Как приручить «приборку»

Работа диагностического участка при обслуживании современных автомобилей далеко не всегда связана с поиском или устранением каких-либо неисправностей. Достаточно часто приходится выполнять вполне рутинные сервисные процедуры, как то: сброс интервалов техобслуживания, активация специальных режимов (например, для замены колодок на машинах с электронным стояночным тормозом), различные калибровки, изменение конфигурации и т.д. и т.п. Конечно, назвать эту работу интеллектуальной язык не поворачивается, но выполнять ее необходимо, и в технологической цепочке обслуживания автомобилей эти процедуры не менее важны, чем другие виды работ.

Пример первый. Приехала к нам совсем простая, в общем-то, машинка – Opel Corsa D, выпуска 2008 года (фото 1). Когда клиент озвучил свою проблему (а точнее, просьбу), мы несколько озадачились. Владелец спросил, не смогли бы мы отключить зуммер напоминания о не пристегнутом ремне безопасности. На вопрос, зачем это нужно, он ответил, что у него проблемы с датчиком в защелке водительского ремня. Как следствие, при движении время от времени (синхронно со сбоями датчика) зуммер напоминает о себе противным звуком.

Конечно, по-хорошему, нужно просто поменять этот самый замок водительского ремня (фото 2), в котором стал капризничать концевик. Однако владелец на это не соглашается – дорого. Сделайте, говорит, хоть что-нибудь, хоть сам зуммер отрежьте – лишь бы звука не было. Ну, отрезать-то мы всегда успеем, а как бы нам решить данную проблему цивилизованно, не прибегая к «партизанским» методам? Увы, мой любимый G-Scan, как и G-Scan 2, при работе с маркой Opel обеспечивает только базовый уровень диагностики. Посмотрим, на что мы можем рассчитывать, если подключим шведский CDP+.

Фото 2 – замок ремня
Фото 2 – замок ремня

Выбираем в Главном Меню Opel Corsa D, 2008 год (экран 1), устанавливаем связь с системой подушек безопасности. И обращаемся к функции, которая в данном сканере называется «Структурные Регулировки» (экран 2). Да, как мы и надеялись, нужная функция здесь имеется. Она называется «Программирование напоминания о ремне». После выбора этой позиции на дисплее ноутбука появляется необходимая для правильного выполнения процедуры информация (экраны 3 и 4).

Экран 1 – Главное Меню
Экран 1 – Главное Меню
Экран 2 – Структурные Регулировки
Экран 2 – Структурные Регулировки
Экран 3 – вспомогательная информация
Экран 3 – вспомогательная информация
Экран 4 – последовательность
Экран 4 – последовательность

Поначалу возникает мысль, что просто пойти на поводу у клиента, т. е. отключить зуммер, будет не совсем правильно. Дело в том, что напоминание о не пристегнутом ремне (т. е. активация соответствующего индикатора на панели приборов) у него изначально не сконфигурировано, или, говоря проще, отключено (экран 5). А что если без «напоминалок» он со временем вообще «оборзеет» и перестанет пристегиваться? Что бы кто ни говорил, а это небезопасно. Поэтому мы решили, что надоевший ему зуммер мы отключим, а вот лампочку на панели, наоборот, сделаем активной. Сказано – сделано. Выбрали нужный вариант из списка предлагаемых (экран 6) и «застолбили» его в памяти блока SRS.

Экран 5 – лампа выключена, зуммер включен
Экран 5 – лампа выключена, зуммер включен
Экран 6 – лампа включена, зуммер выключен
Экран 6 – лампа включена, зуммер выключен
Экран 7 – лампа выключена, зуммер выключен
Экран 7 – лампа выключена, зуммер выключен

Но, прокатившись на машине, поняли, что так дело не пойдет. Датчик-то в застежке ремня как сбоил, так и сбоит! Ну и синхронно с его сбоями срабатывает лампочка в приборке (фото 3). Какая уж тут безопасность, если тебя постоянно отвлекает мигающая лампа? Тем более, что до посещения нашего сервиса владелец о наличии этой лампочки вообще не подозревал. Вряд ли он сможет спокойно передвигаться с таким «раздражителем». Нет, уж лучше «вырубим» и то и другое.

Фото 3 – лампа ремня
Фото 3 – лампа ремня

Еще раз заходим в Меню Регулировок и выбираем комбинацию «Напоминание о ремне не конфигурировано/Зуммер выключен». Остается только нажать клавишу «Enter». Выбранная нами конфигурация сохраняется в памяти ЭБУ подушек. Всё, сделали в точности то, что просил владелец, и он уехал, довольный как слон. Как мало нужно человеку для счастья!

Пример второй. Автомобиль – Renault Scenic II, выпуска 2004 года (фото 4). Не так давно мы «приговорили» на этом автомобиле электронную комбинацию приборов. Владелец купил другую, но, разумеется, не новую, а с разборки. И сам ее установил. Но оказалось, что в прошлой жизни эта «приборка» стоя­ла на машине с автоматической коробкой передач. А этот автомобиль – на «ручке». Соответственно на панели теперь высвечивается сообщение «Check Gearbox» (проверь коробку), ну и, конечно, известная всем последовательность символов P-R-N-D (фото 5).

Фото 4
Фото 4
Фото 5 – Панель АКП
Фото 5 – Панель АКП

Не беда, это дело поправимое. На автомобилях Renault в этом смысле все продумано достаточно хорошо. Нужно просто изменить существующую конфигурацию. Подключаем все тот же «CDP+», выбираем модель и систему (экран 8), устанавливаем связь с панелью приборов (экран 9).

Экран 8 – Главное Меню
Экран 8 – Главное Меню
Экран 9 – связь
с приборкой установлена
Экран 9 – связь с приборкой установлена

Снова выбираем режим структурных регулировок (экран 10), а в появившемся списке – позицию «чтение конфигурации» (экран 11).

Экран 10 – Меню спец. функций
Экран 10 – Меню спец. функций
Экран 11 – исходная конфигурация
Экран 11 – исходная конфигурация
Экран 12 – АКП
Экран 12 – АКП

Как хорошо видно из этого экрана, в настоящий момент панель приборов сконфигурирована под «автомат». Но французы не стали заморачиваться с выпуском разных типов комбинаций приборов и решили, что вполне хватит и одной «приборки» на все случаи жизни. И конечно, предусмотрели альтернативный вариант. Именно его мы и «вбиваем» (экран 13).

Экран 13 – МКП
Экран 13 – МКП

Остается только нажать клавишу ОК, и комбинация приборов меняет «ориентацию» (экран 14).

Экран 14 – окончательная конфигурация
Экран 14 – окончательная конфигурация

Индикаторы P-R-N-D сразу же погасли, ну а главное – исчезло назойливое сообщение о необходимости проверить коробку передач (фото 6). «Приручили», стало быть, «приборку» – и в прямом, и в переносном смыслах.

Фото 6 – Панель МКП
Фото 6 – Панель МКП

Примерно такой ерундой мы и занимаемся в перерывах между настоящей работой. Но вот что интересно – по мере поступления на вторичный рынок все более «свежих» автомобилей обращений, подобных описанным выше, становится все больше и больше. И это не может не радовать. Затраты и умственной, и физической энергии при выполнении таких процедур минимальные, можно сказать, нулевые. А степень удовлетворения клиентов результатами такой работы, по моим субъективным ощущениям, часто даже выше, чем после проведения весьма сложной диагностики.

  • Сергей Газетин, технический эксперт компании ООО «Интерлакен-Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены