Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 5

Школа  Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок  5

Системные коды ошибок: BUS, OFF, ID, Difference, Line, Checksum, Distorted, Timeout, C3I, C2I, Data и др.

На прошлом уроке мы познакомились с терминами, которые наиболее часто используются для определения неисправностей топливной системы. Давайте теперь проверим домашнее задание и узнаем, правильно ли мы идентифицировали коды ошибок, предложенные в предыдущем уроке.

Bank to Bank Fuel Trim Offset: Переводчик Google интерпретирует этот код ошибки как «Банковское сальдо торгового баланса банка». Именно такое описание этого кода я и обнаружил в одном известном китайском приборе. На самом деле мы уже знаем, что речь идет не о сберегательной кассе, а о V-образном двигателе с двумя блоками и коррекции впрыска топлива в рамках короткого или продолжительного времени, которое не совпадает по разным банкам. В таком случае, скорее всего, нагревательные элементы кислородных датчиков нагреваются с большим временным промежутком, и ЭБУ не уверен, надо ли вести коррекцию в долгосрочном «триме» или же в краткосрочном, поэтому создает такой код.

Component NOx sensor upstream of the SCR catalytic converter: Аббревиатура «SCR» сразу говорит нам о том, что на автомобиле установлена система выборочного дожига вредных веществ в выхлопной трубе с помощью добавления аддитива. Такие обычно устанавливаются на дизелях с высоким экологическим классом. Но в данном случае код сообщает нам о вопросах к компоненту датчика контроля уровня частиц окисла азота в выхлопных газах, который установлен перед катализатором системы SCR. Вероятно, на данном автомобиле имеется еще один датчик после катализатора, ближе к глушителю, который будет определен по слову «downstream». Но не в этом примере.

EGR Metering Orifice restricted: Ключевое слово в данном коде «Orifice». Оно обозначает сужение отверстия внутри трубки. Технология используется на многих дизельных двигателях, например, на Ford, для правильного и точного определения давления с его замером в двух местах трубопровода между выпускным коллектором и клапаном рециркуляции. Если место сужения канала забивается сажей, то возникает этот код ошибки, который может также сигнализировать о залипшем в закрытом положении клапане рециркуляции или же об утечке через клапан EGR.

Torque request via CAN: «Запрос крутящего момента по CAN-шине. Судя по описаниям в технической литературе, может сопровождаться легким потряхиванием и нестабильной работой двигателя. Неисправность связана с проблемой передачи запросов на нужный уровень крутящего момента между блоками управления двигателем и трансмиссией.

Fuel Demand Command Signal Circuit Malfunction: Здесь, надеюсь, трудностей не возникло, и наши постоянные читатели смогли разобраться с возникшей проблемой цепи сигнала запроса на подачу топлива. В данном случае речь идет о проблеме в цепи сигнала драйвера с ЭБУ на форсунки.

Limp Home Mode-Forced idle: При наличии такой ошибки ЭБУ сигнализирует нам о том, что управление двигателем переключено в аварийный режим (Limp Home) с ограничением мощности, а актуатор дроссельной заслонки находится в так называемом положении «быстрого дросселя» или «fast idle». Его открытия достаточно для того, чтобы автомобиль медленно двигался в сторону сервисного центра, но недостаточно для того, чтобы развивать нормальную скорость.

Теперь давайте рассмотрим специализированную лексику, связанную с системными проблемами модулей управления систем. Как правило, возникающие при этом коды ошибок описывают состояние, в котором находится система. Наиболее часто встречающийся термин – «Bus». Он ни в коем случае не связан с городским транспортом. Кроме значения «автобус», это слово имеет более полезное нам значение «шина передачи данных». Данные в сети называются «Data», и не стоит также путать это слово как с календарной датой, так и с электрическим сигналом. Data означает «Информация» в оцифрованном или в аналоговом виде. Если оно упомянуто в коде ошибки, то, скорее всего, неисправность связана с передачей данных по конкретной шине – CAN, LIN, MOST, FLEX и т.д. По какой-то причине автопроизводители не всегда утруждают себя упоминанием, к какой шине относится проблема, поэтому при появлении этого слова стоит вспомнить, в какой сети находится диагностируемый модуль, и тогда устранение неисправности станет проще.

Поскольку передача данных в шинах представляет собой постоянный цифровой поток, то может останавливаться по причине возникновения неисправности. Такое состояние шины будет сразу определено блоком управления, и возникнет код ошибки, сообщающий, что шина выключена, или «OFF». Напомню, что применительно к кодам по электрическим цепям может обозначать разрыв цепи компонента, а в управлении компонентов – прекращение действия.

Идентификатор, или «ID», также часто используется как в описании кодов ошибок, так и в параметрах и в спецификации блока управления. Это слово многозначно, но, как правило, подразумевает собой какой-либо код. Например, код форсунки, серийный номер блока управления или идентификатор компонента. Если, например, мы находим код «ECU lD lost», то это означает потерю синхронизации между какими-то блоками управления.

Также в шине данных может произойти «зависание» передачи информации или же может зависнуть внутренняя программа блока управления. В таком случае появится код ошибки со словом «Stall». Это же слово часто упоминается в описании процедур специальных тестов в смысле «заглохнуть» для двигателя. На моем опыте микропрограммы блоков управления имеют тенденцию к «зависанию» по причинам попадания внутрь влаги, а чаще из-за некачественного чипования блоков или восстановления их компонентов. Сбой программы может быть выражен тем, что процессор не может посчитать контрольную сумму и выдает код со словом «Checksum». В таком случае производители рекомендуют менять блоки управления, но я бы попробовал перегрузить программу с помощью процедуры сброса питания с АКБ или перепрограммирования. В случае если блок управления не может перегрузить программу либо запустить ее, или же выполняются какие-то исполнительные функции, то может возникнуть ошибка времени с пометкой «Timeout». Проблема, скорее всего, будет связана с неисправностью компонента на плате модуля, и ее частое появление может привести к полному выходу блока из строя.

В некоторых случаях сигнал по шине данных может проходить, но часть информации может быть потеряна по каким-то причинам или не доходит до адресата. В таком случае может появиться код со словами искажения сообщения «Message distorted».

При диагностике дизельных систем топливного впрыска производства Delphi может возникнуть ошибка типа «C3I Missed». С2I и C3I – это системы кодов точности, присвоенный индивидуально каждой форсунке, который необходимо прописывать в память блока управления после замены форсунок или самого блока. Он наносится на корпус каждой форсунки, и третье поколение имеет большую точность и соответственно более длинный код. Слово «Miss» означает «Пропускание» и довольно часто используется в кодах ошибок по пропускам зажигания, неправильной синхронизации зубчатого ремня, шестерни или потери каких-то данных. Это же слово может использоваться при указании на потерю какого-либо входящего сигнала. В приведенном выше примере речь идет о неправильно закодированной форсунке.

В современных блоках управления программа устроена таким образом, что она анализирует входящие сигналы и сравнивает их с теми, что должны быть ожидаемыми в конкретной ситуации. Если ожидаемый обратный сигнал (feedback) не соответствует правильному или выходит за ограниченный разработчиками диапазон, может возникнуть код со словом «Difference» или «Different» – «Разный, отличный». Это же слово используется при описании сигналов парных компонентов, например, датчиков педали газа, кислородных датчиков и т.д., если подтверждающие друг друга сигналы не подтверждают друг друга.

Выучив небольшой словарик ниже, вы будете вооружены для работы с системными кодами ошибок в англоязычных программах. Теперь давайте потренируемся на паре примеров. Разберем их на следующем уроке.

Словарь для запоминания

BUS шина данных.

Data цифровая информация.

OFF отключение, разрыв.

ID идентификатор.

Stall зависание, заглохнуть.

Checksum контрольная сумма.

Timeout прерывание работы программы, прекращение времени ожидания.

Message сообщение.

Distort искажать.

C2i, C3i система кодировок дизельных форсунок DELPHI.

Miss пропуск, потеря.

Different разный.

  • Станислав Светозаров, зам. директора компании «Интерлакен - Рус»

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены