Как уменьшить вес двигателя почти наполовину?
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
В РФ локализуют глобальные автоплатформы и системы управления ТС
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подписало специальный инвестиционный контракт с публичным акционерным обществом «АВТОВАЗ» (с привлечением ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод», ЗАО «Рено Россия», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «Мицубиси Моторс Рус») и участием регионов: Самарской области, Калужской области, Удмуртской Республики, Москвы и Санкт-Петербурга.
Цель документа – реализация инвестиционного проекта «Развитие Альянсом модельного ряда автомобилей “ЛАДА”, “Ниссан”, “Датсун”, “Рено” и “Мицубиси” и модернизация мощностей для их производства».
«Заключение данного контракта сроком на 10 лет позволит привлечь инвестиции на общую сумму 70 млрд руб. и создать более 2300 новых рабочих мест, – отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. – Контракт направлен на достижение целей, определенных новой Стратегией развития автомобильной промышленности, которая была одобрена правительством в прошлом году.
Предполагается не только локализация глобальных автомобильных платформ, но и производство двигателя, включая газомоторный вариант, а также производство бесступенчатой коробки передач. Кроме того, инвесторы приняли на себя обязательства по внедрению облачной электронной технологии и локализации систем управления автомобилем».
Ранее Денис Мантуров рассказал о деталях специального инвестиционного контракта с ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» для реализации инвестиционного проекта по локализации производства легковых автомобилей в РФ, подписанного Минпромторгом России.
Специальный инвестиционный контракт заключен сроком на 10 лет. Совокупный объем инвестиций составит 16,6 млрд руб., но с учетом вложений других компаний, входящих в группу Hyundai Motor, например Hyundai WIA, которая займется производством двигателей, общая сумма вложений может достигнуть порядка 35 млрд руб.
Объем налогов, планируемых к отчислению в бюджеты различных уровней, составит более 244 млрд руб. Данный проект полностью отвечает целям и задачам Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации, компания приняла обязательства по производству легковых автомобилей с использованием ключевых российских компонентов: двигателя, автоматической коробки передач и элементов системы управления.
Реализация проекта предполагает осуществление поставок продукции на экспортные рынки и проведение НИОКР на территории Российской Федерации.
Как отмечается в сообщении ведомства, в рамках проекта будет освоено высоколокализованное производство автомобилей Kia Rio, Hyundai Solaris, Creta, а также машинокомплектов.
Яндекс представил конкурента штатным магнитолам и медиацентрам
Яндекс представил собственный бортовой компьютер для автомобилей. Устройство можно установить вместо штатной мультимедийной системы или музыкального проигрывателя. Установка занимает около часа, после этого бортовой компьютер сразу готов к работе. Он позволит водителям легко подключить автомобиль к интернету. Продажи стартуют в Нижнем Новгороде, в дальнейшем устройство можно будет заказать и в других городах, отмечается в сообщении компании.
На бортовом компьютере установлена мультимедийная система «Яндекс.Авто» с сервисами, которые помогают водителям в дороге. «Яндекс.Навигатор», «Музыка» и «Погода» объединены в интерфейсе, которым удобно пользоваться за рулем. Сервисами можно управлять и с помощью голоса – для этого в «Яндекс.Авто» специально встроили «Алису».
«По дорогам страны ездит несколько миллионов автомобилей, которые могут быть подключены к интернету с помощью мультимедийных систем. Мы даем их владельцам возможность использовать в пути современные онлайн-сервисы, например строить маршруты, искать парковки и слушать любимую музыку, – говорит Андрей Василевский, директор по развитию бизнеса «Яндекс.Авто». – Автомобилисты получат не только готовое к использованию устройство, но и техническую поддержку: бортовой компьютер бесплатно установят и будут обслуживать по гарантии».
Сейчас устройства совместимы с марками популярных автомобилей: Renault, Volkswagen, Lada, Toyota, Kia, Škoda, Hyundai, Nissan и Mitsubishi. Полный список моделей, к которым уже можно заказать бортовой компьютер, доступен на сайте auto.yandex.
Цена бортового компьютера – 29 900 руб. В нее входит установка устройства в сервисном центре и интернет на полгода. На сервисы Яндекса предоставляется безлимитный трафик, а для других ресурсов дается 1 ГБ в месяц. «Яндекс.Музыка» работает в «Авто» по подписке, которая будет бесплатной в течение первых 6 месяцев. Подробные условия покупки и установки можно найти на сайте auto.yandex.
Что касается технических характеристик изделия, то, к примеру, для Lada Xray они будут следующими.
- Процессор 4-ядерный Allwinner T3 1.2 ГГц
- Оперативная память 2 ГБ
- Встроенная память 16 ГБ
- Дисплей 8’’, 1024×600 пикселей
- Интернет по Wi-Fi, поддержка 3G/4G через модем
- Навигация GPS и ГЛОНАСС
- Входы AUX, USB, microSD
- Форматы WMA, AAC, MP3
- FM-радио
- Возможность управления с рулевых кнопок
- Громкая связь по Bluetooth
Внешне устройство выглядит, как медиа-плеер, который можно заказать на китайском сайте, причем дешевле 29 900 руб. К примеру, подобный бортовой компьютер несколько лет назад для машины Suzuki обходился в 323 долл., или 21 371 рубль по текущему на момент написания заметки курсу.
«Убийца расходов» подал в отставку
Карлос Гон подал в отставку с поста председателя совета директоров и главного исполнительного директора Renault SA, сообщил министр финансов Франции Брюно Ле Мэр в кулуарах экономического форума в Давосе, сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на газету «Figaro».
Главной задачей нового руководства Renault станет «консолидация альянса Renault и Nissan», отметил министр. «Я уверен, что альянс сохранится», – заявил он.
Совет директоров Renault планировал провести заседание, на котором собирался принять решение о назначении новых руководителей компании вместо Гона, который находится под следствием в Японии.
Как ожидается, председателем совета директоров Renault будет назначен CEO Michelin Жан-Доминик Сенар, а исполняющий обязанности главного исполнительного директора Renault Тьерри Боллоре станет постоянным CEO компании.
Правительство Франции является крупнейшим акционером Renault с долей в размере 15%.
Суд Токио вновь отказался отпустить из-под стражи Гона, который в ноябре был арестован по обвинению в сокрытии доходов на общую сумму в 9,1 млрд йен (830 млн долл.).
22 ноября совет директоров Nissan проголосовал за отставку Гона с поста председателя концерна. Газета «Financial Times» тогда писала, что руководство Nissan может использовать ситуацию для пересмотра условий альянса с французской Renault, который обсуждался перед арестом Гона. Выручка Nissan примерно на 60% превышает продажи Renault, однако у французской компании больше полномочий в рамках альянса, отмечало издание.
За время работы в компании Nissan высокопоставленный менеджер получил прозвище «Убийца расходов». Программа Гона по жесткому сокращению расходов позволила вывести производителя из затянувшегося кризиса.
27 июня 2013 года годовое общее собрание акционеров АВТОВАЗа утвердило новый состав совета директоров компании. Тогда председателем совета был избран президент Альянса Renault-Nissan Карлос Гон.
КАМАЗ оснастит грузовики российскими топливными баками
Специалисты прессово-рамного завода КАМАЗа Госкорпорации Ростех готовят к запуску линии по производству алюминиевых и стальных топливных баков. Таким образом предприятие продолжает следовать стратегии импортозамещения на производстве.
Приказ об открытии проекта «Локализация алюминиевого топливного бака» был подписан в декабре 2017 года. Спустя год, в октябре 2018-го, новая линия была успешно протестирована на площадях компании KUKA, стратегического партнера КАМАЗа в сфере роботизации производства.
Осенью в цехе шасси прессово-рамного завода появился новый участок, где были установлены четыре робота: два сварочных и два транспортировочных. Запуск линии в промышленную эксплуатацию и сварка первой партии новой продукции, которая станет альтернативой импортным топливным бакам, намечены на январь 2019 года.
В ходе предварительной приемки линии было изготовлено 36 алюминиевых топливных баков различной емкости для проведения испытаний в Научно-техническом центре КАМАЗа и установки на первые автомобили семейства К5.
Новое производство позволит увеличить автономность автомобилей за счет большей емкости баков, при этом использование алюминия снизит снаряженную массу грузовиков, а также повысит пожаробезопасность и обеспечит отсутствие коррозии.
Линия проектировалась с учетом мировых требований и стандартов к безопасному и эффективному производству. В рамках проекта планируется выпускать баки емкостью от 260 до 900 л.
Собственная линия производства алюминиевых топливных баков позволит в режиме реального времени отслеживать качество изготовления баков как важнейшего компонента автомобилей «КАМАЗ», а также совершенствовать их конструкцию.
В 2018 году общий объем инвестиций в развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей составил более 14 млрд руб.
Как отмечают в компании, одним из знаковых результатов реализации инвестпрограммы станет вывод на рынок поколения автомобилей К5. Грузовики будут оснащаться камазовским двигателем совершенно нового типа ‒рядным Р6. Современные дизели экологического стандарта Euro V, а в перспективе и Euro VI, соответствуют лучшим мировым аналогам в своем классе и полностью производятся на новой линии сборки завода двигателей КАМАЗа, рассказали в компании.
В 2019 году планируется начать серийное производство автомобилей поколения К5 и организовать серийный выпуск грузовиков «КАМАЗ» поколения К4, работающих на сжиженном природном газе.
Кроме того, автопроизводитель намерен начать тестовую эксплуатацию роботизированных транспортных средств с автономным и дистанционным управлением, а также разработку электробуса поколения «2+». Планируется произвести 1000 седельных тягачей с колесной формулой 4×2 и приступить к подконтрольной эксплуатации автомобилей колесной формулой 6×2.
Subaru приостановила выпуск машин из-за дефекта ЭУР
16 января 2019 года корпорация Subaru выявила возможный дефект в ряде автокомпонентов, используемых в некоторых ее моделях, изготовленных на заводе Гунма.
Чтобы обеспечить качество и безопасность своих автомобилей, Subaru остановила все производство машин и отгрузку с завода Gunma вечером того же дня, а также приостановила регистрацию новых автомобилей для японского рынка.
По состоянию на 23 января 2019 года проведенное расследование показало, что транспортные средства, на которых мог быть установлен компонент, не были отправлены клиентам или торговым сетям в США.
Расследование также подтвердило, что потенциально дефектные транспортные средства не поставлялись в какие-либо другие страны, кроме Японии.
Причина возможного дефекта установлена. Для замены потенциально опасных комплектующих на заводе Гумма проведена подготовка к возобновлению производства. На момент написания заметки выпуск планировалось возобновить 28 января.
Как следует из распространенного сообщения компании, неисправность могла повлиять на работу электроусилителя руля транспортных средств.
Моделями потенциально дефектных транспортных средств в компании назвали Forester, Impreza и Subaru XV, выпущенные на заводе Гунма. Производство других моделей также приостановлено, так как они выпускаются на тех же производственных линиях.
В Subaru отметили, что дефект может быть обнаружен на машинах, выпущенных в период с конца декабря 2018 года по 16 января 2019 года.
Дефект может вызвать следующую неисправность: усилитель руля перестанет функционировать, а водителю придется прикладывать большее усилие для поворота руля. При этом на приборной панели должен сработать соответствующий индикатор.
«Как социально ответственная, глобальная компания, мы неустанно повышаем качество нашей продукции и, безусловно, не можем допустить негативного развития этой ситуации, – говорится в поступившем в редакцию «АБС-авто» сообщении ООО «Субару Мотор». – Мы можем с уверенностью сказать, что в ближайшее время ситуация с дефектным узлом будет решена, а те автомобили, где проблемная деталь будет обнаружена, отправлены на доработку.
Завод возобновит работу в ближайшие дни, но не ранее 28 января. Отдельно стоит отметить, что ни один потенциально проблемный автомобиль не был передан конечному покупателю, благодаря своевременной и оперативной реакции специалистов по качеству завода Subaru».
Продажи Lada в 2018 году росли быстрее рынка
Как следует из отчетности компании «АВТОВАЗ», в 2018 году продано 360 204 автомобиля Lada. Это на 16% больше, чем годом ранее, и, по собственной оценке компании, опережает рост рынка в целом. Марка является безусловным лидером российского рынка.
В декабре 2018 года продано 35 407 автомобилей Lada, что превышает прошлогодние показатели на 8,7% и является лучшим результатом продаж за месяц за последние 4 года.
Четыре модели Lada регулярно входят в десятку лучших по продажам в России. Возглавляют рейтинг автомобили семейства Lada Vesta с результатом в 108 364 автомобиля, что на 40% превышает показатели прошлого года. В том числе было реализовано 43 282 Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross.
Традиционно лидирующие позиции принадлежат семейству Lada Granta, которое было полностью обновлено в 2018 году и привлекло в дилерские центры Lada новых клиентов. Своих покупателей нашли 106 325 машин этой модели, что составляет 13% прироста.
Успехом пользовались легковые и легкие коммерческие автомобили Lada Largus, продан 53 691 автомобиль. Продажи семейства Lada XRAY, которые были укреплены запуском нового XRAY Cross, составили 34 807 штук.
Следует отметить, что в 2018 году 32% Lada были приобретены с использованием собственной программы автокредитования – Lada Finance. Также для корпоративных клиентов в 2018 году была запущена собственная программа финансового лизинга – Lada Leasing. За год по программе Lada Leasing было продано 13 156 автомобилей.
В 2018 году продолжилось активное обновление дилерской сети Lada, являющейся самой большой на территории России, – 288 центров продаж и сервисного обслуживания. За прошедший год открыли свои двери 16 новых автосалонов, а результатом активной работы по обновлению стандартов внутреннего и внешнего оформления стали 150 центров, достигших 100% соответствия новым стандартам марки.
Послепродажное обслуживание и бизнес по реализации запасных частей также показали положительную динамику. Рост товарооборота составил 7%.
Отдельного внимания заслуживает экспортная политика – автомобили Lada в 2018 году продавались в 34 странах. За год было реализовано 38 052 автомобиля, а общий рост продаж на зарубежных рынках составил 57% по сравнению с 2017 годом. Следует отметить особый успех бренда на рынках стран СНГ, в Казахстане Lada стала лидером рынка, а в Белоруссии заняла вторую строчку рейтинга продаж.
«2018-й был исключительным годом для Lada, – заявил Ян Птачек, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу компании «АВТОВАЗ». – По внутренней оценке компании, мы смогли достичь 20% доли рынка, а результат продаж Lada является лучшим за последние 7 лет. Мы вывели на рынок новые модели и продолжили работу по качественному обновлению дилерской сети. У нас амбициозные планы. В 2019 году мы будем стремиться к новым победам, открывая перед собой новые горизонты в истории Lada».
Volvo отзывает более 200 тыс. машин
Из-за трещин в бензопроводе Volvo отзывает по всему миру более 200 тыс. машин.
«При наихудшем сценарии топливо может проливаться в двигатель. Это чистая мера предосторожности», – сообщила «Российская газета» со ссылкой на начальника пресс-службы автопроизводителя.
Отзыв коснется моделей Volvo V40, V40CC, S60, S60CC, V60, V60CC, XC60, V70, XC70, S80 и XC90.
Владельцам автомобилей надо будет обратиться к местным официальным дилерам марки для проверки и бесплатной замены дефектной детали.
Между тем Volvo Cars объявлила о новом рекорде мировых продаж за 2018 год: впервые с момента основания компании в 1927 году они пересекли рубеж в 600 тыс. автомобилей. По итогам года продажи составили 642 253 автомобиля (+12,4%). 2018 стал пятым последовательным годом рекордных продаж для шведского автопроизводителя.
В России Volvo Cars второй год подряд демонстрирует двузначный рост продаж. Клиентам были переданы 7772 автомобиля шведской марки (+10,9%).
«Продажи Volvo в 2018 году выросли в России на 10,9%, и наши планы на 2019 год не менее амбициозны, – отметил Алексей Тарасов, директор по продажам Volvo Car Russia. – В новом году мы ожидаем еще больший рост продаж благодаря самому конкурентоспособному в истории компании модельному ряду, включающему целый арсенал новинок: недавно представленные на рынке кроссоверы ХС40 и ХС60, а также совершенно новые модели, которые доедут до дилеров в этом году – седан S60 и вседорожник V60 Cross Country».
В 2018 году наибольшим спросом в России пользовалась линейка кроссоверов Volvo. Лидером продаж стал Volvo XC60 – аналогично ситуации на мировом рынке. Клиентам был передан 2851 автомобиль (+7,5%). За ним следуют внедорожник XC90, продажи которого составили 2210 автомобилей (–8,5%), и новинка года – компактный кроссовер XC40: с момента его появления на рынке во втором квартале 2018 года было реализовано 922 автомобиля.
На международном уровне автомобили Volvo впервые в истории стали обладателями сразу двух главных мировых наград: кроссовер XC60 был признан «Всемирным автомобилем года – 2018», а революционно новый XC40 заслужил титул «Европейский автомобиль года – 2018».
За 2018 год авторынок России вырос почти на 13%
Декабрь 2018 года ознаменовался увеличением уровня продаж на 5,6%, или на 9227 штук по сравнению с декабрем 2017 года, и составил 175 240 автомобилей. В 2018 году автомобильный рынок вырос на 12,8%, или на 204 854 штуки проданных новых автомобилей по сравнению с 2017 годом. В 2018 году в январе – декабре был продан 1 800 591 автомобиль (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).
«Декабрь, с продажами на 5,6% лучше по сравнению с прошлым декабрем, подвел итог года, отмеченного 12-месячным периодом непрерывного роста, – прокомментировал итоги Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. – Таким образом, суммарно рынок в 2018 году достиг уровня 1,801 млн единиц, что составило +12,8% по сравнению с предыдущим годом.
Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в I квартале.
Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года.
С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году».
В России собрали первый в мире алюминиевый двигатель
В конце января 2019 года на аэродроме Мочище под Новосибирском закончились испытания первого в мире полностью алюминиевого двигателя внутреннего сгорания. Экспериментальный агрегат прошел многочасовые ресурсные испытания, которые подтвердили высокие эксплуатационные характеристики сверхпрочного состава, которым покрыты алюминиевые детали двигателя. «Износ деталей не определяется микрометрическим измерительным инструментом, фактически его нет. Это нас вдохновляет», – рассказал руководитель команды разработчиков, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ Илья Зверков.
Вместе с тем испытания не обошлись без внештатных ситуаций. На одном из этапов испытания на одной из деталей появился скол инновационного покрытия, повредились уплотнения масляной системы и двигатель начал дымить, однако он не заглох, что подтвердило высокую надежность агрегата. Анализ неполадки показал, что она случилась из-за производственного брака при обработке детали и не имеет отношения к самой технологии. «Даже испытания нового двигателя с традиционными технологиями не обходятся без эксцессов, что уж говорить о революционном агрегате, в основном механизме которого нет ни одной стальной детали. Мы даже рады, что это случилось, ведь мы увидели, что двигатель не заглох, он продолжал работать и не потерял мощность. Это значит, что если бы мотор стоял на самолете, то он спокойно вернулся бы на аэродром», – говорит Зверков.
Полностью алюминиевый авиадвигатель был впервые представлен конструкторами опорного Новосибирского государственного технического университета в январе 2018 года. Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 30–40% по сравнению с традиционными стальными двигателями аналогичной мощности. При этом расчетная мощность нового двигателя выросла на 40 л.с. – до 400, а расход топлива снизился примерно на 15%. Экспериментальный двигатель испытывался на обычном автомобильном бензине АИ‑95.
Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Ученым опорного университета Новосибирской области удалось заменить их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.
Суть технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности алюминиевой детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью смогли заменить стальные в двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения технологии ПЭО.
Параллельно с испытаниями шла работа по проектированию серийного образца двигателя. Разработчики отказались от H-образной схемы, которая была применена на экспериментальном двигателе, и остановились на V-образной схеме. Это позволило значительно сократить габариты мотора, что даст возможность устанавливать его на разные модели самолетов, а не только на ЯК‑52, под который был сделан экспериментальный образец.
Новый двигатель сможет быть также установлен на самолеты Як‑18Т, Ил‑103, Бе‑103. Серийный двигатель будет эксплуатироваться на авиационном бензине Б‑91, производство которого возобновлено в России. Проектируемый двигатель будет модульным, два силовых блока мощностью 200 л.с. могут быть использованы как вместе, так и отдельно для моторизации легких самолетов. Новый 200-сильный двигатель будет весить 98 кг, что как минимум на 30% меньше, чем у стальных аналогов.
Сейчас идет изготовление деталей нового двигателя, который будет готов к началу лета 2019 года. Все основные детали нового двигателя будут отлиты из алюминия в Новосибирске. В этом еще одно преимущество новой схемы: она позволит отказаться от импортных комплектующих, которые использовались в экспериментальном агрегате. В перспективе это даст возможность использовать двигатель на самолетах ВВС России.
Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ.
Научно-технологическую поддержку разработке оказывает Институт теоретической и прикладной механики СО РАН. Финансируется разработка двигателя в основном за счет средств фонда «Возрождение отечественной авиации».