Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

В поисках золотого автосервиса. Статья 3

В поисках золотого автосервиса. Статья 3

Прошлую статью заканчивали словами:

«Хорошие и тесные отношения с представительством производителя дают возможность проводить обучение. Я неоднократно обращался к дистрибьютору, у которого много выбираем продукции за месяц, по поводу обучения персонала. Ответ один и тот же: смотрите на сайте и сами все контролируйте. Понятно, что дистрибьютору все равно. Представительство заинтересовано в повышении продаж, поэтому заранее позовет механиков на обучение и обязательно обеспечивает обратной связью.

Вообще, тему обучения считаю очень актуальной. А когда сотрудники обучаются и еще являются участниками профессиональных сообществ в интернете, вопрос по ремонтным ситуациям решается быстрее и эффективнее».

Обмен опытом и мнениями – весьма полезная вещь.

Поиск продолжаем

Вроде бы все прикинули, выдохнули и пошли искать для начала спонсора, инвестора или партнера. Одному открывать автосервис, даже небольшой – очень непросто, иногда даже невозможно.

Подобрать достойного партнера, инвестора или спонсора – совсем непросто. Очень много начинаний заканчиваются именно на этом этапе. Люди так устроены, что запах денег и успех многим кружит головы. С людьми начинают происходить непредвиденные перемены. Поэтому важность выбора партнера или инвестора весьма высока.

Прежде чем начинать бизнес, договаривайтесь и обсуждайте все с вашим потенциальным партнером. Обсуждайте, как говорится, все на берегу!!! Чтобы потом не случилась ситуация, когда все учредители хотят быть генеральными директорами. Договаривайтесь обо всем заранее, возможно с подписанием каких-то договоренностей. Можно и понятийно – без оформления, но лучше все же с какой-нибудь юридической фиксацией договоренностей.

Начинайте с обсуждения долей и должностей в бизнесе, как собираетесь делить прибыли и убытки, кто какие указания и кому может раздавать – единоначалие никто не отменял. Сотрудники не смогут выполнять свои обязанности, когда у них несколько указаний от разных людей.

Определите: кто из вас и чем будет заниматься. Всем вместе делать одну работу нет никакой необходимости. Распределите обязанности и решите каким образом будете коммуницировать друг с другом, чтобы поделиться информацией.

Есть такая народная мудрость – «бизнес с друзьями невозможен»! И это родилось не на пустом месте. Я открывал свое первое предприя­тие совместно с товарищем. Мы все обсудили заранее. Были предельно открыты в наших делах и решениях. Это позволило сохранить наши отношения на все эти годы. Иногда ты бываешь зол на партнера и нетерпим… Но нужно уметь договариваться и обсуждать вопросы в первую очередь с точки зрения выгодности для бизнеса.

Но наши с приятелем устоявшиеся отношения не уберегли нас (не­опытных) от союза с инвесторами. И это были первые грабли на нашем пути. Мы начали получать деньги от инвесторов на условиях, что от него – деньги, от нас – работа. Чем это закончилось? Инвестор решил, что будет «справедливо» лишить нас зарплаты. И произошла такая ситуация уже после начала совместной работы. Произошло непредвиденное – мы работаем на всех направлениях, связанных с началом работы, а получать деньги будем только в качестве дивидендов. Инвестор видел наш союз в таком формате. Он решил, что дивиденды выдаются по окончании года, т. е. один раз в год и при условии, что есть что выдавать.

Долгие переговоры привели к урегулированию ситуации. Мы договорились, что нам все равно необходимо нанимать персонал, и решили с приятелем на первых порах совмещать массу должностей: генеральный директор, мастер-приемщик, мастер цеха, сотрудник на ресепшн, специалист по подбору запасных частей, водитель и проч.

В общем, нам удалось договориться, хотя это было совсем не просто. А все почему? Почему мы попали в такую ситуацию? А потому что заранее не обсудили с инвестором штатное расписание и расходы предприятия. Инвестор считал, что раз он не получает ежемесячного дохода, то и мы не должны получать деньги, тем более, что деньги эти его.

В голову к другому человеку ведь не залезешь и мысли его не угадаешь? Самому и на свои деньги решать все вопросы гораздо проще и понятнее. Если и будешь спорить, то только сам с собой. Когда непростой вопрос выбора партнера и инвестора решен – пора приступать к работе. Напомню, это: все вопросы по названию компании, по распределению обязанностей, по форме собственности, по долям в бизнесе, какие деньги, кто и когда вносит, и какие деньги компании получает – все это уже должно быть решено.

И только после этого наступит пора регистрации компании. Здесь есть такой момент. Когда подаются документы на регистрацию предприятия – необходимо указать юридический адрес будущего предприятия. Для тех, кто никогда с этим не сталкивался, сообщаю, что сначала находится помещение, а потом регистрируется компания. Если никогда не приходилось заниматься регистрацией бизнеса – все встает с ног на голову. Почему? А потому, что для открытия компании необходим юридический адрес. Это сваливается на новичка как метеорит.

Начинается суетливый поиск помещения – еще та история. Какое-то помещение находится. Документы на землю и здание проверены, здание не заложено, нет никаких обременений. Компания, которая сдает здание, имеет на это все права, количество метров для аренды совпадает с количеством метров по документам. Пора подписывать договор аренды. Но с вашей стороны нет юридического лица. Эту вашу компанию сначала необходимо регистрировать. Это значит, что надо непонятным образом договариваться с собственником о времени, когда вы откроете компанию. И о предоставлении юридического адреса. Интересно, какому арендодателю все это надо и для кого это я все так нудно описываю? А для тех, кто только начинает свой путь предпринимателя.

Пока подадутся документы на регистрацию юридического лица, пока документы оформятся – пройдет три недели. После этого необходимо открыть счет. Мы работаем с крупными банками. Хотя там и обещают открыть счет за день, на деле все растягивается на неделю-две. В общем, необходимо заранее позаботиться о создании предприятия.

На рынке услуг есть компании, которые продают юридические адреса. Можно воспользоваться этим на период открытия компанией. Можно зарегистрировать компанию на одного участника и в качестве юридического адреса дать свой домашний адрес. Когда в компании один участник, он же генеральный директор и главный бухгалтер, нет ни одного сотрудника – можно зарегистрировать компанию на домашний адрес, не платить аренду и СОУТ, и прочие сопутствующие предприя­тию расходы будет возможность сократить на время поиска. Из плюсов: если в течение года компания не сдает никакой отчетности и у нее нет задолженностей перед бюджетом – компанию можно закрыть. Мало ли: решите организовать автосервис, а он не сложится… Вариант регистрации на домашний адрес единственного учредителя – самый бюджетный. Но решать, как понимаете, конечно, вам.

Хочу уберечь от покупки «готовых предприятий». Особенно предприятий «с историей» – запросто можете «купить» себе приключения на одно место. Поверьте, не стоит этого делать. Что же, если с организацией юридического лица вопросы позади – самое время заняться поисками помещения под автосервис.

Когда впервые открываешь объявления по сдаче в аренду помещений под автосервис – складывается впечатление, что рынок переполнен такими площадями. Кажется, что поиск будет скор и прост. Ну, может быть, только цвет краски на стенах слегка не соответствует вашим представлениям… На деле оказывается, что вы попадаете в увлекательное приключение: чего тут только не найдешь – помещения без документов, помещения с документами на некоторую часть площади в здании, назначение помещения не соответствует деятельности автосервиса и т. д.

Отдельно нужно подумать о стоимости аренды. Она может быть низкая, но помещение совсем разбито. Другое требует ремонта и покупки оборудования. Пожалуйста: есть готовое помещение, да еще и с оборудованием, но дорого.

Необходимо знать, что пока будут проходить ремонтные работы, пока будет закупаться и монтироваться оборудование, вы будете платить аренду. Но даже если удастся договориться о каникулах месяца на три – все равно придется тратить деньги на ремонт помещения и на оборудование.

Иногда интереснее найти помещение с ремонтом или с ремонтом и оборудованием по более высокой цене. Это вам обеспечит возможность поступлению денег в кассу значительно раньше.

Но правильнее всего просчитать все затраты со своей стороны и сопоставить их с повышенными затратами на аренду. Просчитать все затраты – это подробный финансовый план вашей компании на ближайшие три месяца работы. Учесть по максимуму все расходы. Кстати – расходы на рекламу могут оказаться весьма и весьма высокими.

Уверен, что в этом месте моего повествования найдутся те, кто скажут, что, исходя из аренды на пять – десять лет целесообразнее снимать площади за меньшие деньги и вкладываться самому в ремонт помещения и в оборудование. Откройте здесь быстро, а потом найдите еще помещение с арендой подешевле и откройтесь еще и там.

Кроме названного преимущества скорее получать деньги в кассу, помещения с отделкой и ремонтом имеют еще и скрытый бонус – ответственность перед Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Пожарной инспекцией будет полностью на арендодателе. Это его забота – ввести в эксплуатацию отремонтированное помещение с размещенным в нем оборудованием.

Ранее я писал о нормативных документах для автосервиса. Необходимо соблюдение норм расположения помещения под автосервис относительно жилых домов, школ и объектов социальной значимости. Если вы прибегнете к услугам риелтора – помните, что он получит с вас деньги и про вас просто забудет. Собственник здания тоже будет не на вашей стороне. Проверяйте документы лично. Сейчас много ресурсов в интернете. Не поленитесь потратить время на изучение истории выбранного вами объекта. Если до этого в помещении были арендаторы – найдите их координаты, узнайте, почему съехали.

Один из наших автосервисов находился в помещении, собственник которого ревностно отслеживал состояние полов, стен и коммуникаций. Постоянно от него звучали недовольства, замечания: это не так, здесь неправильно и т. д. Его (собственника) понять можно – это его здание. Но время идет, естественный износ тоже никто не отменял – накопилось все, и пришлось принять решение о выезде с насиженного места.

Мы два года «прикармливали» точку, и теперь приходится съезжать…Конечно, это финансовые потери. Так, собственник выступил с заявлением, что не подпишет акт приема-передачи помещения до тех пор, пока мы не приведем помещения в состояния, при которых в них въезжали. Ну как тут быть? Проводить ремонт и съезжать?

Удалось найти способ достучаться до разу­ма собственника. Это ваша проблема как собственника бизнеса – найти способы общения с собственником помещения.

Зачем я так подробно пишу про аренду? Затем, что от стоимости аренды, от условий, на которых автосервис будет находиться на арендованной территории, и от вменяемости арендодателя будет зависеть все ваше благосостояние. Не так-то просто въехать в помещение, оборудовать его, привести на эту локацию клиента, а потом переезжать на новое место. Часто бывает и так, что собственник здания посмотрит: у вас машины постоянно стоят – значит, выгодное дело, и решит сам заняться автобизнесом на раскрученном вами месте. И такое происходит нередко.

Не пытаюсь напугать, а хочу предупредить, что вопросы партнерства, инвестиций и аренды – пожалуй, основополагающие факторы в любом бизнесе.

Затронем вопрос выбора помещения.

Наверное, идеальным можно считать прямоугольник с въездными воротами на каждый пост. Такое здание позволяет наиболее эффективно использовать территории. Но такое расположение – скорее исключение. Поэтому придется либо пользоваться готовым, либо размещать оборудование самому. На двухстоечный подъемник, в зависимости от его размеров, понадобится 24–30 м2. Если нет верхней синхронизации, то 4,5 м высоты потолков хватит запросто.

Далее все зависит от вашего аппетита. Пост сход – развала, пост диагностики – если все это планируете, то под все это необходимо отвести площади. На пост диагностики необходимо как минимум два, а лучше три машино/места, каждое шириной не менее 4 м. Это чтобы диагност мог поставить две-три машины на пост, свободно открывать двери и перемещаться вокруг автомобиля. Пост диагностики целесообразно размещать рядом с подъемником. Не всегда диагностические работы можно проводить, лежа под машиной.

Четырехстоечный подъемник для сход-развала я бы сразу покупал увеличенной длины. Пригодится точно! Ну, а легкий коммерческий транспорт без увеличенной базы подъемника никак не обслужить. Выбор оборудования – как путь по океану. Мне кажется, что сейчас есть большой выбор б/у оборудования. Только не покупайте дмитровские подъемники и их аналоги. Получите узкий заезд на подъемник и раскачивающийся при подъеме автомобиль. Сейчас есть из чего выбрать на рынке!

Инструментальные тележки для слесарей. Смотрите, что предлагают в вашем городе поставщики. Можно рассмотреть вариант, когда тележки покупаются пустые, без всего. Ложементы вкладываются самодельные под купленный отдельно инструмент. Самое важное – тележки должны быть долговечными, инструмент легко докупается или заменяется по гарантии.

Станислав Данилин

Продолжение следует

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены