Любовь к электричеству. Водородному…
Инфоповод
Уходящий год богат событиями, связанными с альтернативными энергетическими системами для автомобилей. Они должны потеснить транспортные средства с ДВС, а в перспективе и вовсе изгнать их с дорог.
Выставки, конференции и, конечно же, море публикаций. Электропривод, батареи, водородные топливные элементы…
Очень любопытно: акценты явно стали смещаться с легкового транспорта на грузовой. Впрочем, это понятно: коммерческий транспорт – он коммерческий и есть. Кому как не коммерсантам двигать прогресс в заботах о собственном бизнесе?
Что же, давайте почитаем прессу, посмотрим ролики, а заодно вспомним, где и сами побывали.
Октябрь, Атланта, Нyundai
Компания Hyundai Motor Co. давно вынашивает амбициозные планы по избавлению автотранспорта от ископаемого топлива. Один из пунктов ее программы – создание экологически чистых коммерческих грузовиков. Причем той же мощности, что и дизельные аналоги.
И вот пришло время показать результаты. С 28 по 31 октября в Атланте состоялось шоу коммерческих автомобилей – там-то и был презентован новый автопоезд Нyundai HDC‑6 Neptune (см. фото на заставке).
Рассказывать о поезде не будем, остановимся на тягаче. Главная его изюминка – энергетическая установка на водородных топливных элементах (ТЭ), питающая электромоторы. Водород размещается в восьми резервуарах, но это не предел – работа над компоновкой для увеличения объемов топлива продолжается.
Что касается собственно ТЭ, Hyundai планирует построить достаточные мощности для их производства к 2030 году. В проект инвестируется 6,4 млрд долл.
Тяжесть батарей
Так ли нужны эти топливные элементы? Почему нельзя эксплуатировать большой электрический грузовик на батареях? Ездит же на них легковой и легкий коммерческий транспорт.
Можно, но нецелесообразно. По словам Сае Хун Кима, вице-президента центра топливных элементов Hyundai, для обеспечения пробега в 300 миль тяжелому грузовику потребуется около 8 т батарей. А водородная система, включая блок топливных элементов и баки для водорода, весит около 1,5 т.
«Используйте разницу в весе для размещения дополнительного груза, извлекайте прибыль», – заключает г-н Ким.
Кроме того, заправка грузовика водородом сопоставима с заправкой дизельным топливом и требует гораздо меньше времени, чем зарядка батарей. А значит, грузы будут доставляться быстрее, чем на «розеточном» автомобиле.
Конкуренты
Борьба за покупателя на рынке водородно-электрических грузовиков предстоит нешуточная. Нyundai HDC‑6 Neptune станет серьезным конкурентом водородным тягачам Nikola – о них мы еще скажем.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов чисто электрические тягачи Tesla Semi – они тоже хотят свою долю рынка. И судя по всему, они ее получат.
А тут и японцы подтянулись. О них – в следующем разделе.
Путь самурая
Авторитет Toyota Motor Corp., в транспортной водородной энергетике бесспорен. Компания производит Mirai – легковой автомобиль на водородных топливных элементах, разрабатывает коммерческие автомобили с ТЭ.
А еще Toyota создает электрические трансмиссии на топливных элементах для компании Kenworth. Сейчас эти два автомобильных гиганта строят десять грузовиков класса 8 (это транспортные средства с массой выше 33 000 фунтов или 14 969 кг) с нулевыми выбросами.
Грузовики будут использоваться в комплексе «Порт Лос-Анджелес/Порт Лонг-Бич». Специализация – перевозки контейнеров на плече в 70 миль. Кроме того, Toyota испытывает грузовик на водородных топливных элементах для перевозок контейнеров непосредственно в порту Лос-Анджелеса.
Автомобиль на топливных элементах, разработанный Toyota и Kenworth, был представлен на выставке Advanced Clean Transportation Expo 2019 года в Лонг-Бич.
На Nikola за пивом
Компания Nikola Motor Co. хорошо известна своими тремя моделями Nikola One, Nikola Two и Nikola Tre («три» по-норвежски).
Изначально в помощь батареям грузовики Nikola One планировали оснащать «удлинителем хода» – газотурбинным бортовым генератором, но потом все же остановились на ТЭ. Но для некоторых рынков возможность использования газотурбинного генератора все же оставили.
Вторая модель отличается в первую очередь кабиной. У Nikola One имеется спальный отсек, а Nikola Two оснащен лишь компактной кабиной для перевозок, но для отдыха она не годится.
В конце ноября 2018 года компания представили третью модель водородного грузовика. Если первые две модели адресованы американскому рынку, то бескапотный Nikola Tre будет работать в Европе.
По информации производителя, разгон до 60 миль/ч занимает не более 30 секунд, а пробег на одной заправке водородом составляет 1200 миль. Заправка же займет не больше 15 минут.
В этом году проект Nikola получил мощную поддержку. Пивоваренная компания Budweiser Anheuser-Busch заявила о желании приобрести 800 водородных грузовиков этой марки.
Кстати, год назад мне довелось побывать на конференции Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ). Там прозвучало много любопытных фактов и подробностей.
Например, 70–80% стоимости водорода составляет цена электричества. В Аризоне, где много альтернативных источников электроэнергии (ветряки, солнечные батареи) водород выходит дешевле бензина. Поэтому компания Nikola столь смело продвигает свои громадные водородные грузовики.
Судьба водорода
С 8 по 11 октября этого года в Москве прошла XV Международная конференция «Производство и рынок смазочных материалов – 2019». Там рассказали об интересном исследовании – какой тип автомобиля за всю свою жизнь, от сборки до утилизации, произведет минимум вредных выбросов? С учетом энергетической базы?
Для оценок выбрали бензиновый автомобиль, дизельный, газовый (на метане), гибрид, электрический «от розетки» и электрический с ТЭ. Все одного класса.
Так вот, оказалось, что последний – отнюдь не лидер. Сказались энергоемкие технологии получения самого водорода – не везде же есть ветряные генераторы и солнечные батареи для организации электролиза.
А лучший результат продемонстрировал автомобиль с ДВС на метане. Так что водородным технологиям есть куда расти. И пусть апологеты метана особо не радуются: технологии сегодня развиваются быстро.
И в заключение о конференции, которая проходила в пресс-центре ТАСС 1 октября этого года. На ней выступил американский ученый, лауреат Международной премии «Глобальная энергия» доктор Халил Амин.
В перерыве я спросил его: какая концепция электромобиля победит – «розеточная» или «водородная»? Возможно, мы придем к среднему варианту, объединяющему преимущества обеих концепций, ответил доктор. Критерии – безопасность, простота компоновки, легкость утилизации и скорость заправки.