Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 7

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 7

Нигилизм нормативно-правового регулирования при организации инновационной деятельности и его последствия для технологического развития страны

Настоящая статья посвящена особенностям инновационного развития водородных технологий в нашей стране, анализу уроков деятельности в этой области в прошлом, изучению новых тенденций на современном этапе и оценке прогнозов коммерциализации этих технологий в самое ближайшее время. В этом смысле Ассоциация НАВЭ зарекомендовала себя на рынке инновационных технологий как представитель Третьего сектора национального общественно-политического взаимодействия, которая имеет свою профессиональную независимую и последовательную позицию. Такая позиция, опирающаяся на реальный опыт взаимодействия с государственными структурами Первого сектора и бизнес-сообществом Второго сектора, по мнению ведущих экономистов нашей страны, наиболее востребована в связи недостатком объективной информации для принятия взвешенных решений. Ранее были опубликованы шесть частей: Часть 1. Ведение в тему; Часть 2. Современные национальные технологические инициативы и их соответствие мировым практикам. Часть 3. О социальной ответственности инновационных инициатив в сфере формирования национальной системы стандартизации. Часть 4. Национальная технологическая инициатива (НТИ): анализ понятийного аппарата. Часть 5. Принцип добровольности применения национальных стандартов в области водородных технологий. Часть 6. Роль гармонизации нормативно-правовой базы водородных технологий в организации взаимовыгодного международного сотрудничества. Седьмая часть статьи посвящена анализу тенденций, связанных с проявлением нигилизма нормативно-правового регулирования при организации инновационной деятельности некоторыми научно-техническими и бизнес-структурами в сфере водородных технологий и топливных элементов.

Конституция нашей страны устанавливает, что стандарты находятся в ведении Российской Федерации. В стране в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» действует Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации (Минпромторг РФ), а также Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт). В каждом министерстве, ведомстве, государственной компании, вузе имеются подразделения или кафедры, отвечающие за этот вид деятельности. Реформа технического регулирования представила возможности отечественным предприятиям активно включаться в разработку национальных и международных стандартов. Почему же в стране с богатой историей в области стандартизации, явившейся учредителем международных организаций ИСО и МЭК и имеющей право издавать международные стандарты на русском языке, наряду с французским и английским, возник синдром нормативно-правового нигилизма? Например, налицо структурный кризис в области формирования технической политики в сфере водородных технологий и топливных элементов. Есть мнение ведущих экспертов о том, что дело не лучше обстоит и в других областях науки и техники.

Представляется возможность разобраться в этой ситуации на примере, связанном с отрицанием государственной системы технического регулирования и национальной системы стандартизации при проведении федерального Технологического конкурса Национальной технологической инициативы «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух» (ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В), который реализуется рядом современных инновационных структур, таких как АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») – государственный фонд фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации, Инновационный центр «Сколково», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Агентство стратегических инициатив, АСИ), созданных при непосредственном участии Правительства Российской Федерации.

Организация настоящих конкурсов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018), глава 57 «Публичный конкурс», а также постановлениями Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» и от 03.04.2018 № 403 «Об утверждении Правил организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициа­тивы и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на организацию и проведение технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению».

В рамках принятых документов были поставлены важные для нашей страны цели:

а) решение технологических задач, являющихся критически важными для создания и развития новых технологий, продуктов, товаров и услуг, использование, включая коммерциализацию, созданных технологий, продуктов, товаров и услуг, способствующих достижению глобального технологического лидерства Российской Федерации;

б) вовлечение участников технологических конкурсов в реализацию планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы, включая создание новых научных и инженерных команд и их вовлечение в разработку новых и (или) совершенствование существующих технологий, продуктов, товаров и услуг;

в) выявление перспективных компаний и развитие их технологического и экспортного потенциала;

г) развитие системы профессиональных сообществ и популяризация Национальной технологической инициативы, стимулирование развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышение инновационной активности компаний;

д) привлечение инвестиций в создание технологий, продуктов, товаров и услуг, конкурентоспособных на новых рынках, возникающих в сферах реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы.

Давайте вспомним, как все начиналось. В начале 2018 года идеи технологического скачка в светлое инновационное будущее со «здоровой» помпой и пафосной риторикой начали продвигаться несколькими инновационными структурами, такими как АО «РВК», Фонд «Сколково» и АСИ. В принципе ничего нового в этом нет. За исключением одной детали, которая с первого взгляда оказалась не очевидной. Весь драматизм ситуации стал проявляться, когда началось формирование конкурсной документации. Коллеги решили, что техническое регулирование и национальная система стандартизации для деятельности в области ВТ и ТЭ безнадежно устарели, что именно эта государственная система научно-технической политики является архаичной на современном этапе и тормозит развитие научно-технического прогресса на ближайшие 20–30 лет.

После безрезультатных переговоров о необходимости разработать реальные критерии оценки эффективности для проведения ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В «Оператору» конкурса АО «РВК» (в копии Минэкономразвития, Миннауки, Фонд «Сколково», Счетная палата РФ и Росстандарт) была направлена претензия Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ) от 16.07.2018 № 07–01АР о «Нарушении прав участников технологического конкурса, в результате неудовлетворительной работы оператора, связанной с организацией и освещением этапов их проведения, противодействием участию в работе конкурсов энтузиастов “водородного” сообщества, введение в заблуждения путем использования терминов, критериев оценки, а также методов испытания, несоответствующих общепринятым национальным стандартам».

Из ответа «Оператора» конкурса АО «РВК» от 10.08.2018 № 795 определилась позиция коллег, организаторов: «Большинство упомянутых Вами технических регламентов и стандартов нецелесообразны к применению в рамках технологических конкурсов, либо их действие не распространяется на мероприятия в рамках технологических конкурсов. В частности:

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011 распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. В рамках организации и проведения конкурсов данный регламент НЕПРИЕМЛЕМ, поскольку в ходе проведения конкурсов не предусмотрен выпуск машин и (или) оборудования в обращение.

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 устанавливает требования к колесным транспортным средствам при выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации. В рамках организации и проведения конкурсов данный регламент НЕПРИЕМЛЕМ, поскольку в ходе проведения конкурсов не предусмотрена эксплуатация указанных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.

– Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 032/2013 устанавливает требования к оборудованию, работающему под давлением. Такое оборудование может являться составной частью разрабатываемых участниками изделий, однако в этом случае ответственность за соблюдение норм безопасности несет участник в соответствии с п. 8.11 конкурсных заданий.

– Упомянутые Вами ГОСТы носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Задачей конкурсов является концентрация научно-технических разработок, поиск и решение прорывных научно-технических задач, что влечет за собой появление новых технологий, а соответственно, необходимость актуализации стандартов. Таким образом, ограничение разработок участников рамками существующих стандартов ПРЯМО противоречит достижению задач конкурсов».

Следует не согласиться с коллегами, так как в предисловии каждого из указанных ТР ТС устанавливаются общие требования к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечении свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Кроме того, необходимо иметь в виду, что большинство международных и национальных стандартов содержат единые требования по терминологии, методам испытания, критериям оценки эффективности испытываемых объектов, неопределенности измерений и достоверности результатов. Утверждение о том, что национальные стандарты «носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения», не соответствует Федеральному закону «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ.

Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах добровольности применения документов по стандартизации (ст. 4). Добровольность применения означает, что субъект может добровольно выбрать из действующих стандартов наиболее подходящий документ, а если по каким-то причинам такой документ его (субъект) не устраивает, то он вынужден отказаться от применения стандартов. Ни о какой добровольности НЕприменения или НЕобязательности использования стандартов, носящих «рекомендательный» характер, в Федеральном законе от 29.06.2019 № 162-ФЗ не идет и речи.

Финал ТК НТИ ПЭ.В 12.07.2019. Все готово для полетных испытаний, но технологические барьеры в рамках стендовых испытаний не были прео долены, и вся торжественная часть оказалась, по сути, бесполезной тратой денег
Финал ТК НТИ ПЭ.В 12.07.2019. Все готово для полетных испытаний, но технологические барьеры в рамках стендовых испытаний не были прео долены, и вся торжественная часть оказалась, по сути, бесполезной тратой денег

В настоящем случае данные нормы законодательного и нормативно-правового регулирования касаются не только модулей топливных элементов, включающих электро-химические генераторы (ЭХГ), но и баллонов, а также арматуры для заправки водородом. Кроме того, они применимы для технологических платформ, использование которых декларировалось конкурсной документацией ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В.

Таким образом, сама «философия» АО «РВК» и их партнеров при организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В имеет, мягко говоря, сомнительную основу для получения конечного результата. Было очевидно, что с очень высокой долей вероятности организаторы столкнутся с путаницей в терминологии, не смогут создать работоспособные платформы в срок, а также корректно сопоставить полученные результаты и определить победителей. Собственно, так и получилось. Технологические барьеры не преодолены, призы не получил никто.

Прошедшие в июле 2019 года Техно­логи­ческие конкурсы НТИ «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух» (ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В) показали, что наша страна пока не в состоянии конкурировать с ведущими технологически развитыми странами в этой области. Причем речь идет не о технических решениях, связанных с конструкцией электро-химических генераторов или сосудов высокого деления для хранения водорода, здесь как раз все неплохо. К сожалению, можно констатировать плохую подготовку менеджеров по организации и проведению подобных соревнований, отсутствие у них мотивации, связанной с патриотическим и общегосударственным стремлением добиться результата. Многие из наших коллег обременены ведомственным или корпоративным, а иногда и сугубо личным интересом. Думается, что по остаточному принципу поставленные задачи технологического прорыва реализовать невозможно.

Следует говорить о неготовности инновационных институтов и административно-хозяйственной структуры этих институтов организовать на современном уровне продвижение инновационных разработок на мировой уровень. Причем с точки зрения вопросов технического регулирования тоже все не так плохо. Росстандарт выпустил 33 опережающих национальных стандарта в сфере ВТ и ТЭ. Надо сказать, что национальная система стандартизации в области водородных технологий по своей готовности к обеспечению инновационного прорыва превосходит аналогичные системы некоторых высокоразвитых в этой области стран.

Неэффективность подкралась с неожиданной стороны. Речь идет о менеджерах проектных офисов из различных венчурных фондов, которые часто уделяют внимание формальной стороне вопроса при использовании бюджетных средств и отсутствии экспертов, способных свободно ориентироваться в современных национальных и международных стандартах, плохо разбирающихся в современной системе технического регулирования. В составе «амбициозных» команд, участвующих в организации технологических конкурсов, наиболее активными оказались специалисты с экономическим, политологическим, химическим и т.п. образованием, не имеющих, как правило, специальной инженерной подготовки, и совсем не оказалось инженеров-технологов, разбирающихся в вопросах технологии производства. Если рассмотреть этот вопрос формально, то технологические конкурсы НТИ к вопросам технологии производства имеют очень отдаленное отношение. В данном случае устроители хотели подчеркнуть свою приверженность к вопросам инновационных технологий.

В связи с этим большинство участников из числа организаторов самих мероприятий плохо представляли себе комплект стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) или комплекс стандартов Единой системы технологической документации (ЕСТД). Но даже, казалось бы, высокоподготовленные научно-технические кадры академических институтов, а также представители вузовской науки, как ни странно, сегодня «грешат» элементами нормативно-правового нигилизма. Дружно, в один голос наши коллеги утверждали, что стандарты по терминологии, безопасности, методам испытания и оценке соответствия энергоустановок с системами ТЭ по эффективности на стадии НИР не нужны. Выглядит это не очень правдоподобно, но, как ни странно, соответствует современному состоянию дел. Об этом, по сути, весь материал настоящей статьи.

Таким образом, мы столкнулись с очевидным структурным кризисом, который, видимо, имеет место и в других областях науки и техники. Ситуацию можно охарактеризовать словами председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на ХХVIII Международном финансовом конгрессе 4 июля 2019 года, которая в период с 2000 года работала первым заместителем министра экономического развития РФ, а с 2007 года возглавляла Минэкономразвития России: «Мы – сначала из-за высоких цен нефти, потом из-за необходимости сконцентрироваться на укреплении макроэкономической стабильности – откладывали проведение многих назревших структурных реформ, а теперь хотим быстрого результата. В итоге мы снова оказываемся в ловушке поиска простых решений…».

Действительно, интерес к структурным реформам в области альтернативной энергетики в нашей стране до сих пор отсутствует. Вспоминаются события десятилетней давности. Когда Президент России Д. А. Медведев 30 сентября 2009 года, прослушав доклад по предлагаемому проекту «Инновационная энергетика» главы министерства экономического развития Э. С. Набиуллиной, обратил внимание, что в рамках приоритетных направлений этого проекта не значится водородная энергетика. В ответ Э. С. Набиулина сказала:- «Есть инициативные разработки, но имеется мнение, что к массовой коммерческой разработке мы придем несколько позже…».

Вот это «позже» уже и наступило. Отсутствие структурных реформ в области ВТ и ТЭ привело к тому, что современное поколение новаторов и представителей венчурного капитала оказалось за бортом системных решений, имеющих сегодня место в рамках международной интеграции инновационных технологий. А текущая социально-политическая атмосфера в стране и в мире требует от наших коллег, поставленных на продвижение инноваций, принятия быстрых и взвешенных решений. А ведь все мы помним, как провалилась попытка структурной реформы в начале «нулевых» годов текущего века. Для «тертых калачей» ТВ и ТЭ сегодняшний пафос начальной стадии развития проекта, связанного с инновационным прорывом в области водородной энергетики, не оказался неожиданным. Подобная шумиха, даже с еще большим пафосом, уже имела место в 2003–2007 годах.

Действительно, по данным «Оператора» конкурса (АО «РВК»), Технологический конкурс НТИ «Первый элемент. Земля» (ТК НТИ ПЭ.З) досрочно закончился в апреле 2019 года.

Технологически конкурс НТИ «Первый элемент. Воздух» (ТК НТИ ПЭ.В) 12 июля 2019 года завершился проведением финальных испытаний модулей топливных элементов. Время прогнозов закончилось, можно подвести итоги. Сегодня уже можно реально сопоставить не только то, что обещали, с тем, что выполнили устроители конкурса, но и насколько критика их деятельности была обоснованной и справедливой.

Самое время подойти к разбору «полетов» и «заездов» технологических платформ для испытания модулей топливных элементов, или, точнее, к их отсутствию.

Если вернуться к целям, определенным постановлениями Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 и от 03.04.2018 № 403, то с огорчением следует отметь, что ни одна из этих целей в полном объеме не была выполнена. По факту ни один технологический барьер не преодолен.

Много внимания уделялось грандиозности мероприятия. На сайте Единой информационной системы в сфере закупок АО «РВК» опубликовала заявку (лот № 31907871106) на услугу: «Организация и проведение мероприятия Финал технологического конкурса “Первый элемент. Воздух” в целях реализации Национальной технологической инициативы». Стоимость проекта оценивалась в 20 млн руб. Победителем конкурса оказалась ООО «АРС КОМЬЮНИКЕЙШНС». По сведениям, полученным из интернета, основным видом деятельности компании ООО «АРС КОМЬЮНИКЕЙШНС» является деятельность рекламных агентств. Удивляет несоответствие названия, целей, задач, объемов финансирования. Вероятно, нашим коллегам, ранее не занимавшимся организаций подобных сложных мероприятий, показалось, что нет необходимости привлекать высококвалифицированные организации, имеющие большой опыт работы в области водородных технологий и топливных элементов, и они могут обойтись своими силами с привлечением компаний, не имеющих реального опыта в области эксплуатации сосудов высокого давления и организации специальных испытаний беспилотных летательных аппаратов. Как показали реальные события, такая концепция себя не оправдала.

Конечно же, в этой ситуации закономерно следует сдать вывод о том, что любое мероприя­тие федерального уровня должно быть основано на строгом соответствии государственной системыы законодательного и нормативно-правового регулирования, включающей как аспекты технического регулирования, опирающегося на Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, так и национальной системы стандартизации, в основе которой лежит Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

П р и м е ч а н и е. Коллеги, ни автор, ни редакция журнала не преследуют цели, связанные с дискредитацией деловых качеств личности или организаций, упомянутых в работе. Стоит задача объективно и заинтересованно освещать тематику ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Привлечь внимание «водородного сообщества» и широкой общественности к этому важному в наше стране событию, способствовать развитию системы профессиональных сообществ и популяризации НТИ. Все ошибочные суждения и информация, не соответствующая действительности, если такая, по вашему мнению, содержится в статье, будут доброжелательно раскрыты при последующих публикациях. Просим вас присылать свои отзывы, пожелания и вопросы, связанные с данной статьей.

Продолжение следует

Визитная карточка

Александр Юрьевич Раменский, к.т.н.

Президент Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ)

Вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE)

Председатель технического комитета РОССТАНДАРТА «Водородные технологии» (ТК 029)

h2org.ru

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены