Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Масла для тяжелых дизелей – вперед, к увеличению пробегов!

Масла для тяжелых дизелей – вперед, к увеличению пробегов!

Перед вами конспект доклада, прозвучавшего на «Московской международной неделе смазочных материалов» в конце ноября. Информация о самом мероприятии дана на с. 22.

Мы хотим акцентировать внимание читателя на интереснейшей теме – дизельных маслах. Автор доклада – Орели Гранж-Шиврак, специалист фирмы Infineum. Строго говоря, полное наименование выступления таково: «Тенденции в смазочных материалах для тяжелой дизельной техники – увеличенные интервалы замены». Наша публикация проиллюстрирована оригинальными слайдами.

Начав с экологических требований к выбросам и современному дизельному топливу, г-жа Гранж-Шиврак плавно перешла к анализу структуры парка дизельной техники в России.

Картина получилась ожидаемая: 77% дизельного автопарка изготовлено в России, но это количество хоть медленно, но сокращается.

Какие же масла используются? В первую очередь отвечающие спецификациям API. Число сторонников выбора масел по ГОСТ сокращается. А вот потребители, эксплуатирующие иностранную технику, выбирают масла по ACEA, причем уровня OEM.

Далее информация не столь оптимистичная: более 75% указанного парка старше 10 лет. Для грузовика это немного, но требования экологии опережают выработку ресурса. Правда, пилюлю можно подсластить. Главный ожидаемый тренд – обновление парка, но в последующие 3–5 лет следует оглядываться на текущую экономическую ситуацию в России. И снова о приятном. Ожидается, что благодаря правительственным инициативам количество автомобилей, отвечающих стандартам Euro IV и Euro V, будет расти.

Коснувшись экологических стандартов и требований к дизельному топливу и отметив, что их обновление зависит от темпов модернизации НПЗ, докладчик перешла к дизельным маслам. Главный тезис – масла для тяжелой дизельной техники становятся низковязкими.

Были затронуты и специальные вопросы: например, требования Daimler по совместимости масел с биодизелем. Для нас это пока экзотика, но ведущие автомобильные концерны занимаются этим вовсю. Так, Daimler еще в 2012 году обновил спецификации для смазочных материалов с учетом характера отложений в картере при использовании биотоплива.

Дальше начался большой разговор о более жестких требованиях для масел с увеличенными межсервисными пробегами, тем более что некоторые характеристики для них вообще никак не нормированы.

Докладчик явно оседлала любимого конька: еще бы, речь-то о присадках! Именно они регулируют процессы старения масла при увеличенных интервалах эксплуатации.

Интереснейшие, надо сказать, результаты продемонстрировала залу г-жа Гранж-Шиврак. Изменение щелочного и кислотного числа, скорость падения щелочного числа… Но больше всего впечатлила кривая сравнения разницы показаний щелочного и кислотного чисел как индикатор зоны риска образования кислой среды. Если простым языком – масло хочет «заболеть», но мы это засекаем, диагностируем и лечим.

Уделено внимание антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел, и тоже в свете увеличения интервалов замены. Некоторые рецептуры Infineum имеют одоб­рение MB-Approval 228.5 и демонстрируют превосходную стойкость к окислению масла и защиту от коррозии металлических деталей двигателя.

Разумеется, увеличенные межсервисные интервалы подразумевают особо чистые технологии «внутренностей» двигателя. Значит, на сцену выходит новое поколение моющих и диспергирующих присадок. Смотрим на слайд: некоторые одобренные рецептуры MB-Approval 228.5 наглядно демонстрируют улученную чистоту, защищая тем самым жизненно важные компоненты двигателя.

Переходим к защите от износа. Некоторые рецептуры с допуском MB-Approval 228.5 показывают отличные результаты для масел классов вязкостей SAE10W‑40 и 5W‑30 при низком содержании фосфора, что необходимо для нормальной работы каталитического нейтрализатора. Что характерно, выигрывает маловязкое масло 5W‑30.

И наконец, «гвоздь программы» – полевые испытания масел с допуском MB228.5. На дорогу вышло 9 грузовиков Actros 1845LS (OM471, Euro V). Тестирование начато в конце 2012 года, закончено во второй половине 2015-го. Экзамен держали три различных масла ACEA E4/ MB-Approval 228.5, класс вязкости SAE10W‑40. Два масла синтетических, одно частично синтетическое. Масла менялись два раза через 150 тыс. км пробега.

А еще испытывались маловязкие масла ACEA E4 SAE5W‑30. Их залили в три грузовика класса Euro V 12.7L мощностью 440 л. с. Машины были оборудованы турбиной с изменяемой геометрией и EGR. Начало испытаний – II квартал 2011 года, завершение – I квартал 2013-го. Важно: пробег проходил по дорогам Северной Европы.

Докладчик особо подчеркивает, что вязкость масла во втором испытании способствует экономии топлива. Интервалы замены – два раза по 120 тыс. км. И это при том, что рекомендованные межсервисные пробеги в таких условиях составляют 90 тыс. км. Таким образом, во всех случаях полевые испытания продемонстрировали прекрасные результаты.

Сложно ли соответствовать спецификациям будущих требований двигателей Euro VI? Для этого надо «примирить» API и АСЕА.

API CJ‑4 требует хороших диспергирующих свойств и защиту от износа, вызванного сажей. ACEA E6 требует надежную чистоту и увеличенные интервалы замены.

Все перечисленное обеспечено разработчиками в комплексе и отражено в спецификации MB-Approval 228.51. Она отвечает требованиям ACEA E6, E9 и API CJ‑4 для двигателей с пониженной сульфатной зольностью и низким содержанием серы и фосфора. Спецификация обеспечивает полную совместимость с системами очистки и нейтрализации выхлопных газов двигателей Euro VI.

И вот докладчик переходит к выводам. Они таковы.

  • Производители техники продвигают в Рос­сии смазочные материалы с увеличенными интервалами замены и рекомендуют их в своих спецификациях.
  • Выбор между маслами с ограничениями по зольности и содержанию серы и фосфора и без ограничений на них зависит от необходимости совмещать масла с системами нейтрализации отработавших газов.
  • Тенденция в области смазочных материалов следующие. Во-первых, топливная экономичность, обеспеченная применением низковязких масел; во‑вторых, новые технологии надежной защиты деталей двигателя от износа, коррозии и других факторов.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены