Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Мехатроник-экономист Daimler. Путь к мечте

Мехатроник-экономист Daimler. Путь к мечте

Обратим внимание на этот автомобиль. На нем можно «лететь» со скоростью 360 км/час. Это чудо техники произведено Daimler. Доминик Кеттнер – один из героев сегодняшнего рассказа – совершенно очарован автомобилем. Этот 20-летний парень сделал мехатронику, точнее, ее экономическую часть, своей профессией. Он – студент дуальной системы обучения в Германии и говорит, что хочет сделать автомобиль не только своей мечтой, но и профессией. Место его работы – экономический отдел, хотя он занимается и вопросами, связанными с продажей и эксплуатацией автомобиля.

Доминик Кеттнер – «экономист-мехатроник»
Доминик Кеттнер – «экономист-мехатроник»

Все это было его мечтой, и вот теперь мечта находит воплощение в специальности «автомобильная экономика», в профессии «мехатроник-экономист». Как Доминик добился поставленной цели? Постараемся ответить на этот вопрос. Он знал, что от выбравшего такую специализацию требуются следующие качества: способность к коммуникации; умение работать в команде; гибкость мышления и упорство в достижении цели.

С помощью формуляра, который Доминик заполнил онлайн, он подал свое резюме и заявку на учебу и работу в компании Daimler. Такой порядок в кадровой политике предпочитают почти все крупные немецкие концерны. Они отбирают претендентов на обучение, а после окончания учебы предприятия получают готовых специалистов, обученных для конкретного дела в конкретной производственной среде.

Вольфганг Маадер – специалист по обучению оценивает, чего достиг Доминик за свои 20 лет. В резюме значится, что претендент с 1996 по 2000 год учился в школе городка Боксберг. С 2000 года по 2006 год продолжил учебу в гимназии «Немецкий Орден» города Бад Мергентхайма, где с 5-го по 10-й класс он изучал английский язык, а с 7-го по 10-й класс еще и французский.

С 2006 года до получения аттестата зрелости в 2009 году и поступ­ления на учебу и работу в компанию Daimler он параллельно учился еще и в экономической гимназии в том же городе. Практику Доминик проходил в течение нескольких месяцев в компании BМW в городе Вюрцбург-на-Рейне.

Cпособ онлайн-подачи заявлений облегчает компаниям отбор кандидатов на учебу, а затем и на работу.

Такой подход имеет существенное преимущество перед традиционным, так как не отнимает много времени и усилий, чтобы сообщить о своих знаниях и здоровых амбициях. Всего-то и нужно: написать резюме и заявление, отсканировать все необходимые документы и один раз отправить их на электронную почту специалисту по кадрам.

Независимо от того, электронные это документы или бумажные, Вольфганг Маадер (специалист по обучению компании Daimler), просматривает их очень внимательно, обращая особое внимание на навыки кандидата – что тот умеет делать. Приветствуется знание нескольких иностранных языков. И конечно же, самыми главными требованиями, предъявляемыми к претендентам, являются твердые познания в таких дисциплинах и предметах, как социология, экономика, право, этика и др.

В этом году компания Daimler в данной местности планировала принять на учебу и работу 200 кандидатов. Среди принятых оказался и Доминик Кеттнер. Ему удалось поступить в учебно-производственное учреждение компании Daimler, которое называется AUTOHAUS (по-русски «автомобильный дом»).

С самого начала обучения и одновременно стажировки Доминик столкнулся с повсеместным требованием быть спокойным и уравновешенным в стрессовых ситуациях. Он должен систематически подтверждать, что в режиме нехватки времени не теряет самообладания и будет работать спокойно, точно и уравновешенно в любой ситуации. Работая с клиентом на приемке, специалист должен, с одной стороны, оставаться внимательным, вежливым и обходительным, с другой – точным в выполнении поставленных задач. При любом стрессе и в любой момент обязан оставаться доброжелательным.

Отучившись первые восемь недель, Доминик в отделе диспонирования уже самостоятельно обрабатывает заказы клиентов. Он получает и ведет клиентские заявки, вместе с мастером распределяет их между механиками и несет за выполнение заказов полную ответственность. На приемку приходят разные люди: от владелицы кабриолета – до водителя большегрузного тягача с полуприцепом-фурой. И каждый клиент вправе ожидать, что его проблема будет решена.

С первых же дней коллеги консультировали и поддерживали будущего специалиста, но иногда приходилось работать самостоятельно и принимать решения. Ему показали, как следует сотрудничать с клиентом, какие производственные процессы он должен выполнять, что делать самостоятельно, а что согласовывать с мастерами цехов. Доминику объясняли, как функционируют производственные процессы в мастерской и на складе.

Слова «Добрый день! Ваш автомобиль уже готов, и вы можете его забрать» стали для него привычными и произносятся совершенно спокойным и уверенным голосом. Сегодня он имеет дело с очень большим количеством интересных людей, и это ему нравится и интересно.

Доминик, как молодой специалист, должен как можно чаще обсуждать со своими коллегами в мастерской последовательность выполнения заказов, чтобы быть подготовленным к любому повороту событий. А для этого ему следует быть прекрасно информированным. Он обязан знать все виды работ, которые производит предприятие. Помимо костюма с рубашкой и галстуком, у Доминика имеется еще и синяя рабочая одежда. В костюме Доминик работает в клиентской приемке с 8.00 до 16.00, а после этого он может по необходимости переодеться в синюю рабочую форму и выполнить работу механика в мастерской.

Работа в мастерской является одновременно частью обучения и частью его профессии. Доминик должен владеть профессией мехатроника и уметь выполнять все виды работ, связанные с этой профессией.

Он начинал свою работу с элементарных работ в мастерской, например, с демонтажа колес с автомобиля. Теперь, когда он оформляет заказ-наряд в мастерской, то ясно представляет себе и объем, и время выполнения тех или иных операций в мастерской, и специфику исполнения каждого вида заказов.

Это означает, что на каждый автомобиль должно быть потрачено не более 15 минут, иначе собьется все планирование работ в мастерской и начнется хаос. Доминик говорит, что часто испытывает некоторый стресс, но вместе с тем и удовольствие от того, что является членом высококвалифицированной команды специалистов, каждый член которой понимает, что порученную работу он должен сделать не более чем за 15 минут.

За компьютером в мастерской сидит Фиона Фляшманн – 19-летняя девушка, которая проходит практику в отделе депонирования. Как и Доминик, она учится и работает, а в будущем тоже планирует стать мехатроником-экономистом. Здесь она обучается планированию загрузки производственных мощностей и персонала мастерской. Она изучает, как организовано планирование производственных процессов в мастерской.

Фиона сидит за компьютером и получает инструктаж от своего наставника – как ей лучше спланировать загрузку мастерской на следующий день. С завтрашнего дня в течение четырех недель ожидается приезд более тысячи клиентов, которые будут менять свою летнюю резину на зимнюю. Фиона практикуется на точном планировании загрузки персонала и оборудования на выполнение этих работ. Она говорит, что ей очень нравится ее работа, так как здесь не заскучаешь и все наполнено энергией и эмоциями.

Ее восхищает, как здесь все хорошо отрегулировано, настроены все бизнес-процессы, сотрудники знают, что, когда и как делать. Умение управлять работой склада также входит в список задач и процессов, которыми должны управлять потенциальные экономисты-мехатроники, такие как Фиона и Доминик.

По заявке клиентов компания берет на себя хранение, складирование и управление складскими запасами зимних шин. Многие водители оплачивают и хранят свои шины на предприятиях компании Daimler.

Доминик должен очень внимательно следить за тем, чтобы не перепутать колеса клиентов. Он говорит, что если, например, возьмешь не те шины, то может пройти несколько дней, прежде чем удастся исправить ошибку. Это приведет к неудобствам сразу для двух клиентов компании. Поэтому здесь нужно работать очень точно, а порядок на складе должен быть соответствующим.

Обучение Доминика длится три года. Оно включает следующие дисциплины: консультирование клиентов; автомобильная техника и технология; финансовые услуги.

В бухгалтерии работают люди, основная задача которых, по сути, состоит в правильном «перемещении» больших денег. Не только наличных, но и виртуальных. Специалисты-экономисты отслеживают поступающие платежи, обрабатывают их, выписывают счета и накладные. Они также должны заниматься перепиской и претензиями, если счета оплачиваются не своевременно. Практикантка Франциска Шертцер заканчивает свое обучение, и вскоре ей предстоят выпускные экзамены.

Франциска хочет после окончания обучения работать в бухгалтерии одного из подразделений компании Daimler. Франциска считает, что работа в бухгалтерии намного интереснее, чем многие о ней думают. Сотрудники здесь занимаются обработкой клиентских заказов, затем взаимодействуют с клиентами, страховыми агентствами и др. Работать они должны точно и аккуратно, чтобы, например, подтвердить оплату аванса за проделанную работу на грузовом автомобиле.

Часто бывает, что работа на автомобиле уже выполняется, а платежа еще нет. В этом случае предприятие – владелец грузового автомобиля должно выслать свое «облиго» – документ, подтверждающий, что данное предприятие берет на себя обязательства оплатить все работы, которые будут проделаны специалистами мастерской.

Также должны отслеживаться и выполняться все формальности, связанные с авансовым платежом, если, например, водитель в дороге потерпел аварию и его автомобиль сломался. Мастерской нужно выполнить работу на выезде, а предприятие водителя только потом ее оплатит. Поэтому эта компания должна взять на себя обязательства и подтвердить оплату счетов. Все эти вопросы должны быть согласованы как с водителем – их клиентом, так и с контрактными партнерами – фирмой-собственником данного грузового автомобиля.

В своей работе специалисты бухгалтерии постоянно общаются с разными клиентами. Например, если бухгалтер замечает задержку в платежах, он должен урегулировать эти вопросы. Как говорят сами бухгалтеры, это не дает им скучать и делает работу нужной и интересной. То есть это достаточно живая и полная впечатлений деятельность. Франциска каждый второй день сидит в большом офисе на пять-шесть человек и с удовольствием выполняет свою работу.

Ее рабочий день продолжается 8 часов. И в работе не бывает затишья, потому что постоянно кому-нибудь что-нибудь нужно, и она ощущает себя востребованным специалистом. Это также доставляет ей удовольствие. На протяжении рабочей недели приходится решать множество задач. Франциска говорит, что бухгалтеру необходимо научиться работать в стрессовых ситуациях, так как постоянно очень много людей ждут от него выполнения работы. Бухгалтерия очень сильно зависит от качества работы других подразделений компании.

Автомобильный экономист-мехатроник планирует не только загрузку производственных мощностей предприятия, но и работу персонала. Он занимается составлением и ведением статистических данных по загрузке персонала и оборудования. Также в его обязанности входит составление годовой экономической отчетности работы компании.

Задача автомобильных экономистов-мехатроников состоит в сборе всех необходимых данных, для того чтобы подводить годовые итоги по проделанной работе и чтобы планировать будущую. То есть сводить все дебеты с кредитами. Из негативных факторов работы автомобильного экономиста можно отметить традиционно менеджерские «заморочки»: систематическая работа за столом перед компьютером; стрессы от необходимости соблюдения сроков выполнения работ; сверхурочные работы. Его зарплата зависит от объема выполненных работ и от качества их исполнения.

Хольгер Гедель – коллега Доминика – заканчивает учебу. Вскоре он планирует стать продавцом автомобилей и зарабатывать свой процент от продаж. Он очень много учится после работы. Ему уже 25 лет, и он также стоит на пороге выпускных экзаменов. Доминик, как и его коллега, хочет дальше продолжить свою карьеру и стать, как Хольгер, продавцом автомобилей. Но он также понимает, что прежде чем выйти на существенный уровень доходов, он должен освоить большое количество различных обучающих курсов.

Хольгер – будущий продавец автомобилей говорит, что нужно иметь значительный багаж экономических знаний, прежде чем станешь хорошим продавцом автомобилей. Он говорит, что нужно иметь подход к каждому клиенту. А также, что у каждого клиента можно научиться работать, так как в основном это очень внимательные и приятные люди, интересные в общении. Они дарят много новых впечатлений и знаний.

Хольгер сообщает, что он страстный поклонник автомобилей. Он восхищается ими и свое восхищение во время процесса продажи передает своим клиентам вместе со страстью к автомобилям марки Mercedes-Benz компании Daimler. Для него профессия продавца автомобилей – мечта. Страсть обеспечивает очень хорошие возможности карьерного роста для специалистов, которые выбрали свое будущее в области экономики автомобильного транспорта.

Пора познакомиться с преподавателем школы Йоханесом Вартенслебеном, который ведет курс «Маркетинг на СТОА в автомобильном сервисном бизнесе». Здесь изучают статистику, экономические основы производственных проектов, экономическую теорию. Преподаватель активно вовлекает своих подопечных в учебный процесс, в различные упражнения.

Автомобильные экономисты-мехатроники учатся делать экономические расчеты и защищать результаты перед аудиторией. Они учатся свободно обращаться с цифрами, так как хорошо знают математику.

Люди после обучения в этой школе должны очень хорошо владеть цифровым материалом. Преподаватели исходят из того, что все учащиеся имеют базовые математические знания, а они лишь расширяют их под нужную специализацию. Слушатели должны хорошо уметь считать проценты и знать различные методы их расчета, владеть всеми экономическими дисциплинами и вопросами, с которыми сталкиваются продавцы автомобилей и экономисты-мехатроники в своей работе.

Большое количество учебных и рабочих мест в таких учебных заведениях занимают выпускники общеобразовательных школ.

Андреас Роммель работает на продаже запасных частей. Ассортимент охватывает 200 тыс. деталей. Он уже на третьем году обучения и скоро тоже будет сдавать выпускные экзамены.

За это время Андреас уже научился обслуживать клиентов под собственную ответственность и подбирать через компьютерную систему нужные клиенту запчасти. Он ищет подходящую запасную часть и дает заказ на склад. Иногда приходится под свою ответственность принимать заказы на запчасти по телефону. Андреас говорит, что работа не дает скучать и всегда есть чем заняться. И это ему очень нравится – ведь задач много, и они очень разнообразны. От этого Андреас испытывает истинное удовольствие.

Патрик Бартелла работает на складе. Он учится на экономиста-мехатроника и скорее всего не будет работать в автомобильной отрасли, а будет делать карьеру в крупном логистическом торговом центре. А пока он учится и проходит практику на складе. Здесь он набирается практического опыта для своей будущей работы. Патрик рассчитывает, что практика работы на складе поможет ему принять правильное решение при построении его будущей карьеры.

Рабочее время у него варьируется. Здесь Патрику приходится работать и по вечерам, и в выходные дни. Работающие на складе люди начинают работать очень рано, поэтому и Патрик на работу встает в полшестого утра. Учась в школе, он вставал в полвосьмого, а нынешняя работа требует гибкости, и он надеется, что в будущем это окупится.

Каждый два года в городе Франкфурт-на-Майне проходят выставки для экономистов в автомобильном бизнесе. Этот город становится Меккой для автомобильной отрасли и в первую очередь для мехатроников-экономистов – будущих высококвалифицированных продавцов автомобильной техники, оборудования и комплектующих.

Йоханес говорит учащимся профессиональной школы, что после того, как те обойдут выставку, в первую очередь следует обратить внимание на экспонаты фирм – субподрядчиков компании и не забыть посетить стенды конкурентов, чтобы быть в курсе того, что происходит на интересующих рынках.

Также он настоятельно рекомендует обратить внимание на стенды с перспективными технологиями будущего. Посещение специализированных выставок является частью профессионального обучения будущих экономистов в автомобильной отрасли. Это расширяет кругозор будущих специалистов и является одним из ключевых элементов их трехгодичного дуального обучения.

Здесь будущие экономисты автомобильного бизнеса видят тенденции в их отрасли и могут правильно оценить свои возможности и свои пожелания в будущем карьерном росте.

Хотя автомобили производятся уже более ста лет, профессия автомобильного экономиста берет свое начало лишь с 1998 года и является следствием постоянно меняющегося автомобильного рынка. Необходимость создания таких профессий явилась ответом автомобильных концернов на этот феномен. Компании хотят конкурировать, они должны очень хорошо понимать своего клиента и уметь предложить именно то, что клиенту в данный момент нужно, что повышает его престиж, делает его уникальным в собственных глазах и доставляет ему удовольствие.

Для автомобильных экономистов-мехатроников важно не только хорошо знать свой продукт, но не менее важно – знать продукты конкурентов. Нужно знать все, что можно, о новых технологиях как автомобилей с электроприводом, так и ТС с водородным приводом. Следует быть хорошо информированными обо всех новшествах и инновациях на автомобильном рынке.

Только хорошо информированный специалист может так же хорошо информировать и консультировать своих клиентов. Доминик живо интересуется всеми новшествами отрасли, так как ему предстоит в будущем эти новшества продвигать на рынок.

Только в этом случае есть шанс выстоять на конкурентном рынке. Огромное количество автомобилей на выставке восхищают Доминика. Он уверен, что профессия экономиста-мехатроника – для него правильный выбор.

Это профессия его мечты, его страсти, его устремлений. Доминик говорит, что автомобиль – это статусный товар. Это товар класса люкс! Он показатель престижа. Владение таким автомобилем, по его словам, повышает престиж клиента. Именно это и делает работу автомобильного экономиста перспективной и нужной людям. Доминик считает, что он дарит клиенту это ощущение престижа и делает его лояльным к своей марке. Автомобили – его мечта, его страсть, и эту страсть он хотел бы передавать своим клиентам.

Автомобильная отрасль ищет молодых экономистов, которые будут в состоянии передавать свое восхищение автомобилем своим потенциальным клиентам.

  • Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены