Мехатроник. Пора меняться?
За окном XXI век. Заканчивается уже пятнадцатый год третьего тысячелетия. Определение «стремительный» в повседневном и профессиональном лексиконе давно стало общим местом. Действительно, все стремительно меняется. Это настолько очевидно, что не стоит терять время на перечисление субъектов, попавших в такую турбулентность. Но меняемся ли мы сами в этом глобальном процессе? Остановились и задумались? Значит, с нами не все в порядке.
Нет, профессиональная учеба – тренинги, семинары, вебинары и прочие традиционные учебные мероприятия, хотим мы того или нет, заставляют нас погружаться в новые технологии и навыки. Но соответствуют ли эти перемены духу и скорости глобальных разломов? Кажется, а может быть, так оно и есть, что ежедневно, ежесекундно мы отстаем от этого движения. Мы – это в первую очередь наше профессиональное сообщество. А время ведь любит успевающих и безжалостно к опоздавшим – это аксиома. Сегодняшней статьей мы открываем новый проект, который назвали «МЕХАТРОНИК». Надеемся, он будет полезным и интересным читателям. Все готовы? Тогда вперед.
Мехатроника появилась 30 лет назад в Японии как результат оптимизации работы в направлении Toyota Production System (TPS). По существу, это слияние работы механика, электрика, а также программиста (на клавиатуре компьютера). Каору Исикава создал не только свою знаменитую «рыбью кость», но и кружки качества, а так же использовал подход Гемба. В результате из этой гремучей смеси родилось понимание, что конкурентоспособность – это не только лучшие приборы и оборудование, но в первую очередь универсалы – работники, которые трудятся командами и полностью взаимозаменяемы.
Из этого понимания сложилась идеология обучения. Из нее следовало, что специалистов нужно обучать работе руками как механиков-слесарей, которые должны уметь производить сварочные работы аргоном и в среде защитных газов; должны быть хорошими слесарями-сборщиками и опытными фрезеровщиками; должны хорошо разбираться в свойствах металлов и пластмасс; уметь работать на сверлильном оборудовании. И при этом они должны профессионально тренировать точную работу руками, т. е. она должна осуществляться на уровне подсознания. Это все касалось механики раньше.
Перейдем к профессиональным специалистам, работающим в новых технологиях сегодня. С легкой руки Вадима Лапидуса это называется «бережливым производством», в оригинале «LEANPRODUCTION». Потребовались более глубокие знания и навыки электрика. Востребованы специалисты, способные прокладывать пучки проводов, диагностировать неполадки в цепях при помощи тестеров, умеющие ремонтировать и изготавливать узлы и детали из металла и пластмасс, знающие средства и приемы пожарной и электробезопасности. Это то, что касается электрики. Теперь о компьютерных знаниях и навыках.
Люди должны быть знакомы с программами проектирования на компьютере узлов и агрегатов, уметь изобразить электро-, пневмо- или гидравлическую схему и произвести все это самостоятельно на основе своих разработок и проверить их надежность. Следовательно, люди должны быть знакомы также с математическими и физическими расчетами всех этих схем. Помимо этого, специалисты должны были знать что такое 3D-дизайн и понимать, что все их изобретения должны иметь еще и конкурентоспособный и функциональный дизайн. Вот примерно так это начиналось в Японии 30 лет назад. Далее эта тема вместе с продвижением японских автомобилей в Европу и Америку начала интересовать европейских и американских инженеров.
Одна из любимых тем дуальной профессиональной системы обучения в Германии, прежде всего для мужчин, – обучение по специальности «автомобильный мехатроник». Чтобы удовлетворить свой профессиональный интерес, редакция обратилась в два обучающих центра Германии с просьбой познакомить с сутью этой относительно новой профессии в авторемонте. Нам пошли навстречу и познакомили с большой группой успешных выпускников курсов мехатроники. С одним из них мы встретились. Это Маркус Шмидт – большой специалист сегодня, освоивший все ступени профессионального мастерства в мехатронике. Вот что он нам рассказал.
Журнал «АБС-авто» (АБС): Маркус, расскажите, пожалуйста, о профессии автомобильного мехатроника.
– Раньше моя профессия называлась «автомобильный механик», но постепенно, по мере развития автомобилестроения, она стала вытесняться профессией автомобильного мехатроника. Это был ответ отрасли на ускоряющийся процесс электронизации автомобилей. В их системах все большую роль стали играть электронные компоненты и софт. В связи с этим обучение автомобильному делу развернулось в сторону мехатроники. Обратной стороной процесса стало снижение внимания к таким техническим дисциплинам, как сварное дело. По-моему, каждый автомобильный мехатроник должен хорошо уметь производить сварные работы. Но все же названные изменения структуры обучения пошли СТО на пользу.
АБС: А почему Вы решили выбрать эту профессию?
– Мой отец очень рано начал учить меня ездить и ремонтировать семейный автомобиль. Любовь к автомобилям у меня сформировалась практически с пеленок. В шесть лет родители меня отдали заниматься мотоспортом. Поэтому обучение на мехатроника было самой лучшей возможностью сделать свою страсть и увлечение профессией. Сегодня я работаю в тюнинговой мастерской и могу осуществить все свои мечты – быть ближе к высокоскоростным, спортивным автомобилям.
АБС: А насколько сложно было поступить на учебу по специальности «автомобильная мехатроника»?
– Я разослал 15 резюме и только на два мне ответили. В результате я смог выбрать из двух учебных заведений.
АБС: На собеседование Вы пошли в костюме с галстуком или выбрали одежду в стиле «кежуал»? Если можете, расскажите как Вы к нему готовились.
– Пару дней я потратил на подготовку. Я думаю, что неплохо получить предварительную информацию о фирме, куда ты подал заявление на обучение, еще работая на прежнем месте. Не помешает также за пару дней до собеседования посмотреть новости про эту фирму. На собеседование я не пошел в костюме и галстуке. Думаю, что все зависит от отрасли, в которой работаешь. Если ты, например, идешь на собеседование в банк, то нельзя прийти в спецодежде синего цвета. Нельзя также одеваться, как босяк или бродяга. Одежда должна быть подобрана в соответствии с профессией, по которой ты решил работать и учиться.
АБС: А что Вам больше всего понравилось во время обучения – это была действительно школа профессионального мастерства?
– Первые два года, как мне казалось, нам забивали голову различными теориями и уроками в классах и лабораториях. Мне это очень сильно не нравилось и напрягало. Но в один прекрасный момент что-то в голове «щелкнуло» и я заметил, что вся эта забитая нам в голову теория вдруг начала мне подсказывать: «так делай», а так – «не дай Бог!». Оказалось, что теория вдруг начала превращаться в руководство моими действиями, особенно когда мы начали интенсивно работать по диагностике и ремонту агрегатов и узлов автомобилей. Я никогда особенно не любил учиться, а тут вдруг меня как будто прорвало. Меня сильно потянуло на учебу. Основными оценками стали только хорошо и отлично. Вдруг стало прикольно узнавать, как работает то или это. И совсем отстой, если вдруг начинал что-то делать руками, а голова гудела как котел, но решения не выдавала.
Чем дальше, тем сильнее проявлялось желание выполнить домашнюю работу по теории, чтобы на практике в цеху не опозориться и гордиться тем, что у тебя все классно получилось и мотор снова «замурлыкал», как и положено. Причем без разницы – была ли эта работа связана с разборкой и сборкой агрегатов автомобиля, прозвонкой проводки, перепрограммированием бортового компьютера, регулировками на автомобилях в цеху или с математикой и химией в классе. Меня вдруг все начало серьезно интересовать. Я начал во всем этом видеть свое дело, которое у меня получается порой даже лучше, чем у других.
В класс на теорию мы ходили всего два раза в неделю во второй половине дня. Но если ты все понимал на уроке, этой информации хватало, для того чтобы, работая на практике в цеху, смог почувствовать себя успешным специалистом. Вообще-то эта профессия мне всегда нравилась. Только раньше я не понимал, что руки делают то, что до этого тебе вложили в голову на уроке, и никак не наоборот. Методом «тыка» современный автомобиль можно только «убить». Появилась ответственность за то, насколько я рационально применяю полученные в классе теоретические знания. И это по-настоящему стало нравиться и доставлять удовольствие.
АБС: А что было потом – после того как учеба закончилась и Вы получили диплом?
– Первые несколько лет я накапливал профессиональный опыт и только после этого решил пойти в школу учиться дальше на мастера. Школу мастеров можно закончить за 10 месяцев. Особенно интересным для меня было то, что во время обучения на мастера нам давали знания, как учить новичков в профессии. Правда, для этого нужно было не только хорошо учиться, но и сдать экзамен на право преподавать автомобильную мехатронику.
АБС: А что бы Вы порекомендовали новичку, который решил учиться на автомобильного мехатроника?
– Сейчас у нас есть один практикант. Он уже второй раз работает практикантом и с радостью выполняет все поручаемые ему задания. Он отличный ученик. Кстати, практика на предприятии может позволить вам получить рекомендации и занять место ученика в системе образования Германии по специальности «автомобильный мехатроник». Обязательное условие для абитуриента – это хорошие оценки по математике, физике, химии и интерес к автомобилям. Важно иметь «открытые глаза» ко всему новому – «спящий» студент, который не мотивирован и слоняется без дела весь день, мастерской не нужен. В этом случае наставник даст ему метлу и заставит мести двор. Отсюда моя рекомендация – ходить на работу и учебу с открытыми глазами и учиться думать категориями мастерской, проявлять интерес к работе и учебе.
АБС: Мы слышали, что в мастерской тон общения довольно жесткий, это верно?
– Да, есть предприятия, где можно услышать разговор на повышенных тонах. Не следует это принимать близко к сердцу – это не монстры. Люди достаточно быстро успокаиваются сами или успокаивают друг друга. Но в таких условиях человек закаляется. Рекомендация: проявляйте выдержку и не показывайте сразу свою обидчивость. Ученику нужно стараться не конфликтовать, и со временем все «устаканится».
АБС: Изменилась ли работа в мастерской с введением новых подходов, а именно с созданием условий обучения людей по трем специальностям одновременно: механик, электрик, компьютерщик-мехатроник?
– Помните, в 80-е годы вышел фильм «Рыцарь дорог» с Дэвидом Хассельхофом в главной роли? В нем уже тогда автомобиль представлял из себя компьютер на колесах. Тогда это было всего лишь мечтой, а сегодня стало почти реальностью. Многие автомобили сегодня имеют систему навигации, автоматические стеклоподъемники, телефонные системы и т. д. Так как автомобили все больше начиняют электроникой, это сказывается и на требованиях к специалистам автосервисов. Последние, соответственно, вынуждены меняться. В 2003 году программа по обучению автомобильных механиков в Германии преобразовалась в программу обучения автомобильных мехатроников. Кто сегодня не разбирается в компьютерах и программах, тому трудно работать в современных автосервисах. Без компьютерных знаний сегодня никуда.
Хотя сегодня пока еще пользуются спросом специалисты, умеющие хорошо работать только руками. Нужно знать, как разобрать и собрать двигатель или любой другой агрегат автомобиля. Чтобы это делать, необходимо знать, как устроена тормозная система и как она работает. Но диагностировать конкретную причину дефекта системы без компьютерного тестера уже невозможно. За автомобильными системами безопасности, такими как антиблокировочная система, системы безопасности против заносов и подушек безопасности скрывается сложная компьютеризированная технология. Разобраться в ней под силу лишь автомобильным мехатроникам.
Мехатроники должны любить любую работу. Они должны выполнять функции автослесаря и автоэлектрика, а также работать на компьютерах как программисты и специалисты по аппаратному обеспечению (софт и хард). Как правило, сюда приходят парни и девчонки, которые с детских лет наблюдали за работой своих отцов в мастерской или на автомобиле. Уже в юности они имели мопеды и умели их ремонтировать и обслуживать. Таким людям знакомы азы работы двигателей внутреннего сгорания. Тот, кто хочет посвятить себя профессии автомобильного мехатроника, но не имеет вышеназванного опыта, должен начать с работы практикантом на СТОА. Чтобы не чувствовать себя «белой вороной», когда начнешь учиться.
Обучение на мехатроника продолжается три с половиной года. На третьем году обучения предусматривается углубление знаний по четырем направлениям: автомобильная коммуникация, мотоциклы, грузовые автомобили, легковые автомобили. От студентов требуется не только умение рационально пачкать руки, но и логически (автомобильно) думать. Грязными руки у автомобильного мехатроника становятся, когда он монтирует или демонтирует агрегаты и детали автомобиля, после того как их продиагностировал, нашел дефекты и восстановил рабочее состояние автомобиля. Логика требуется тогда, когда необходимо найти ошибку или сбой, например, в работе системы ABS. При этом нужно уметь хорошо разбираться в компьютерных системах и приборах диагностики.
На первом году обучения студенты изучают основы электротехники и автомеханики. Они работают с двигателями, коробками передач, сцеплением, тормозами и подвеской. На втором и третьем году обучения работа и учеба приобретают большую специализацию. Основное время студенты проводят на предприятии СТОА. Один-два раза в неделю они посещают учебные классы, где погружаются в теорию.
Работать с клиентами автомобильные мехатроники учатся только на практике. Есть такие клиенты, которые относятся к своим автомобилям, как к «святыням». Коммуникация с такими людьми не всегда удается, но нужно и в этом находить свои положительные стороны и не расстраиваться. Так как в конце рабочего дня, когда ты смотришь на всю проделанную работу, неважно – ремонтировал ли ты двигатель, тормоза, подвеску или систему обеспечения комфорта, – всегда испытываешь чувство глубокой удовлетворенности! Ты специалист, ты востребован, твоя работа – это качество!
И мышцы здесь тоже можно подкачать. Каждый день найдется дело, которое требует хорошей физической формы. Многих сегодня это не только не отталкивает, а наоборот – в наш гиподинамический век – только привлекает. Сегодня овладеть профессией автомобильного мехатроника не так-то просто – очень высокая конкуренция за право получения учебного места в системе обучения Германии. Эта профессия пользуется просто бешеным успехом у молодых людей и девушек. Чтобы получить учебное место, нужно иметь очень хорошие оценки по окончании школы. После обучения вероятно получение рабочего места на СТОА, но это не гарантировано.
Хотя профессия автомобильного мехатроника очень популярна, все равно хороших специалистов не хватает и СТОА постоянно находятся в их поиске. Многим молодым людям и девушкам эта работа очень нравится, хотя оплата ее, с точки зрения молодежи, оставляет желать лучшего. Зарплата несоразмерно ниже той ответственности, которую берет на себя автомобильный мехатроник, когда берется восстановить функционал автомобиля клиента, так как при ремонте и обслуживании тормозной системы автомобиля нельзя допустить ошибки. На первом году обучения молодые люди получают от 430 до 640 евро. К четвертому году обучения оплата возрастает до 580–800 евро. А вот доход кадрового специалиста – мехатроника СТОА в начале профессиональной карьеры уже 2300–2500 евро брутто в месяц.
Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод