Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Автопрому добавили курсовой устойчивости

Автопрому добавили курсовой устойчивости

Продолжающийся спад продаж машин в России заставил правительство скорректировать стратегию развития автомобильной отрасли. Акцент планирует-ся сделать на развитии поставщиков автокомпонентов и экспортного потенциала.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае 2016 года упали на 14,5%. «Результат продаж в мае демонстрирует, что путь к стабилизации рынка остается ухабистым, – прокомментировал статистику председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. – В то время, когда автомобильный рынок испытывает трудности, макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма.

Превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере до конца года, стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение – главный пункт в повестке дня.

Перестали нащупывать дно

Несмотря на надежду многих участников рынка наконец-то нащупать пресловутое дно, российские власти, похоже, осознали, что рассчитывать на возврат к докризисным показателям не приходится. Поэтому еще в начале года Дмитрий Медведев заявил о необходимости искать новые точки роста.

До кризиса отрасль развивалась весьма динамично, в рамках так называемого механизма промсборки автопроизводители фактически инвестировали в Россию порядка 180 млрд руб., было создано 25 тыс. новых рабочих мест. Еще около 45 млрд руб. проинвестировали производители отдельных узлов и агрегатов. Благодаря этому российский автомобильный рынок поднялся на 5-е место в Европе после Германии, Британии, Италии и Франции, причем большую долю продаж на нем, около 80%, составили автомобили, которые произведены в Российской Федерации, напомнил Медведев.

В ответ на разразившийся кризис власти предприняли ряд мер, направленных на поддержку отрасли. В 2015 году автопром получил государственную поддержку в размере 43 млрд руб. Хороший эффект, по словам главы правительства, дали государственные программы стимулирования спроса – обновления парка, льготного лизинга, льготного автокредитования. Из более чем 1,5 млн новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий.

Девять моделей из десятки лидеров продаж новых легковых автомобилей были местного
производства
Девять моделей из десятки лидеров продаж новых легковых автомобилей были местного производства

Однако поднять продажи ТС это не помогло, и власти смирились с тем, что, по существующим оценкам, в ближайшей перспективе они существенно не вырастут. «Не способствует этому, конечно, и рост закупочных цен на компоненты, и курс рубля, – указал глава правительства. – Тем не менее нужно искать точки роста и в таких весьма сложных условиях».

Пара пунктов

Для того, чтобы найти точки роста, по мнению Медведева, надо выполнить два пункта.

Во-первых, нужно оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов.

«Здесь наши производители находятся в достаточно серьезной зависимости, а нам требуется выстраивать собственные технологические цепочки – от сырья до готовой продукции, определить номенклатуру компонентов для локализации их дополнительного производства на территории нашей страны, создать базу для разработки перспективных материалов и комплектующих – это одна из ключевых задач, – подчеркнул глава правительства. – И второе: конечно, нужно более внимательно анализировать наши экспортные возможности, подумать, как нам продвигать наши компании, наши бренды на внешние рынки. Мировой опыт показывает, что именно присутствие на глобальном рынке дает национальной автоиндустрии возможность устойчивого развития не только в текущий период, но и в длительной перспективе.

Мы начнем и два новых проекта. Первый – поддержка экспорта российских автомобилей и автокомплектов путем компенсации части транспортных затрат и расходов на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей».

О необходимости развивать экспорт с учетом недозагруженности имеющихся мощностей заявил также министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, в 2009–2011 годах большинство производителей с учетом низкого уровня автомобилизации по сравнению с другими странами ориентировались на растущий рынок, который к 2018 году должен был составить 3,5–4 млн машин в год.

До кризиса автопроизводители инвестировали в РФ 180 млрд руб.
До кризиса автопроизводители инвестировали в РФ 180 млрд руб.

Россия почти достигла этого уровня в 2012 году. Но сложившаяся ситуация изменила планы предприятий, в результате из созданных мощностей компании могут производить 3,4 млн автомобилей в год, но, как фактически показывает спрос, сами мощности загружены на сегодняшний день на 40%. Цифры в части загрузки по сравнению с другими странами свидетельствуют, что у РФ есть, к чему стремиться.

В новой стратегии развития автомобильной промышленности министерство предложило исходить из консервативного сценария в части загрузки производств с оптимизацией неэффективных мощностей и повышением уровня локализации: чем она будет глубже, тем больше автопроизводители будут захеджированы от валютных рисков даже в условиях возможной волатильности.

«В среднесрочной перспективе (три-пять лет) необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 году увеличить объемы поставок на внешний рынок более чем в 2 раза, а к 2025 году мы ставим целью увеличение доли экспорта в объеме производства с сегодняшних 7,7 до 25%», – отрапортавал Мантуров.

Через несколько месяцев стало понятно, что правительство для загрузки производств внутри страны хочет добиться повышения уровня локализации автопрома. Стоит напомнить, что ушедшему с поста президента АВТОВАЗа в вину вменяли в том числе и отказ от услуг многих отечественных поставщиков.

Считать по-новому

Как заявил в июне на заседании Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Государственной думы по промышленности замглавы Минпромторга РФ Александр Морозов, официальная формула подсчета локализации автопрома не позволяет оценить ее реальный уровень.

По словам чиновника, достижение определенного уровня локализации, взятого на себя в рамках обязательств по промышленной сборке – «это, наверное, принципиально слабое место было в предыдущей стратегии, потому что по первому типу соглашений о промышленной сборке инвестор должен был даже не рассчитывать уровень локализации, а просто сокращать перечень ввозимых компонентов».

Мощности автопрома загружены на сегодняшний день на 40%
Мощности автопрома загружены на сегодняшний день на 40%

«Понятно – тот инвестор, который мыслил “вперед”, – он изначально формировал длинный перечень компонентов, который потихонечку сокращал. И ни о каких цифровых расчетах уровня локализации речи не велось. В последующем, в модернизированном режиме промышленной сборки, уже была определена формула расчета, где рублевая стоимость ввозимых компонентов соотносилась с рублевой стоимостью выпускаемой продукции. Но и эта формула, в отношении которой в соответствии с поручением премьера в этом году у нас выходят изменения, связанные с облегчением расчета формулы для предприятий на период 2015–2016 годов, – даже эта формула не позволяет нам в полной мере оценить реальный уровень локализации. Потому что, к сожалению, формальные отчеты скрывают от нас эту картину. Естественно, мы в министерстве промышленности и торговли сформировали и разработали свою методику оценки, которую мы реализуем и с помощью которой мы оцениваем для себя на неформальном уровне процессы, связанные с локализацией», – приводило агентство «Интерфакс» слова Морозова.

При этом замминистра отметил, что выполнение задач, которые были поставлены в рамках предыдущей стратегии и в рамках программы промышленной сборки, сегодня в целом соответствует целевым параметрам. «Вопрос в том, что задачи, связанные с развитием экспорта, и задачи, связанные с развитием поставщиков автокомпонентов, – к сожалению, в рамках предыдущей стратегии не были поставлены. А сегодня для нас это главный приоритет, и в эту сторону мы будем формулировать соответствующие механизмы и соответствующие цели», – сказал чиновник.

В настоящий момент, по официальным данным, средняя локализация моделей производства альянса Renault-Nissan-«АвтоВАЗ» составляет 55%, Ford-«Соллерс»-«УАЗ» – 51%, Volkswagen – 45%, Hyundai-Kia – 44%, GM – 35%, Toyota – 30%.

Также сообщалось, что правительство пересмотрит формулу подсчета локализации для предприятий автопрома, привязав ее к курсу рубля на дату подписания соглашения о промсборке. Кроме того, планировалось уточнить сроки достижения ее уровней и изменить принцип подсчета стоимости готовой и реализованной продукции.

В России может пригодиться опыт индийских коллег
В России может пригодиться опыт индийских коллег

По словам Морозова, с тех пор как в 2008 году объем экспорта автомобилей из России достиг 10% от общего количества произведенных машин, поднять эту планку не удалось. В этом году впервые правительство РФ приняло решение о стимулировании экспорта российских автомобилей, выделив из федерального бюджета на эти цели 3,3 млрд руб.

Перспективными рынками для автопроизводителей из России являются, помимо традиционного Ближнего Востока, рынки Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. При этом одна из проблем на пути развития экспорта – высокие таможенные пошлины в странах-импортерах. Участники совещания приняли решение обратиться в МИД России и Минэкономразвития России с просьбой об активизации усилий по снятию барьеров для отечественных автопроизводителей на целевых экспортных рынках.

Сейчас основные усилия правительства РФ по поддержке автопрома направлены на стимулирование спроса. Александр Морозов представил результаты реализации действующих программ с 1 января по 12 июня 2016 года: благодаря государственной поддержке за этот период было продано более 275 тыс. новых автомобилей – по программам обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга. При этом за первые пять месяцев года в РФ произведено 499 тыс. автомобилей.

Замминистра сообщил, что объем продаж новых автомобилей всех типов в 2016 году сократился на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Тенденция отрицательная, но в начале года было отставание более 40%. Надеемся, что вторая половина года будет более успешной, в том числе благодаря реализации программ стимулирования спроса», – сказал он, добавив, что прогнозировать результаты 2016 года можно будет по итогам продаж в III квартале.

Более половины средств по программе обновления парка уже доведены до автопроизводителей. В июне 2016 года ожидается принятие правительством РФ постановления по стимулированию спроса на газомоторную технику. Кроме того, в 2016 году продолжится субсидирование предприятиям автопрома части затрат по уплате процентных платежей по инвестиционным кредитам, стимулирование спроса на городской электротранспорт, будет обновлен парк машин скорой помощи.

Экспортный потенциал

Надежды на финансовое оздоровление связывают с экспортом и сами автопроизводители. Так, совету директоров АВТОВАЗа был представлен среднесрочный план развития компании, который ставит цели достижения 20% доли автомобильного рынка России и наращивания объемов экспортных продаж.

Предприятие также отчиталось о расширении модельного ряда сборочного производства в Казахстане. C конвейера «АЗИЯ АВТО» сошли первые серийно собранные автомобили LADA Kalina, LADA Granta и 5-дверная LADA 4 × 4. Ранее модельный ряд был представлен на казахстанском предприятии только внедорожниками LADA 4 × 4 и 4 × 4 Urban.

В августе АВТОВАЗ и его казахстанский партнер планируют организовать сборку LADA Priora. Также рассматривается вопрос поставок машинокомплектов и других моделей LADA позднее. АВТОВАЗ отгрузил первую серийную партию машинокомплектов LADA Granta, LADA Kalina и 5-дверной версии LADA 4 × 4 на сборочный завод «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (Казахстан) в начале июня.

Уровень локализации будет повышен
Уровень локализации будет повышен

«Казахстан является крупнейшим рынком LADA за границами Российской Федерации и нашим основным партнером по организации локальных сборочных производств», – отметил президент АВТОВАЗа Николя Мор.

«Только за минувшие пять лет жители Казахстана приобрели более 200 тысяч новых автомобилей LADA, – подчеркнул президент «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев. – Даже в условиях текущего отраслевого спада LADA сохраняет за собой статус бренда № 1 на рынке страны. LADA Granta, LADA Kalina и LADA 4 × 4, выпуск которых стартовал на мощностях “АЗИЯ АВТО”, входят в первую десятку бестселлеров на рынке республики. Расширение линейки выпускаемых моделей позволит нам значительно увеличить производственные объемы и приобрести технологический опыт, необходимый для запуска строящихся мощностей полного цикла».

Внутренний потенциал

Судя по последней статистике АЕБ, согласно которой девять моделей из десятки лидеров продаж новых легковых автомобилей были местного производства, автокомпании продолжат искать способы удешевления производства.

Не исключается появление на рынке ультрабюджетных моделей. О такой возможности сообщил нынешний президент АВТОВАЗа Николя Мор в ходе встречи с полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем.

Мор заявил о намерении вернуть бренду LADA былую и заслуженную славу. «Я осознаю свои обязанности, как глава автомобильной компании № 1 в России, осознаю свою ответственность перед потребителями, поставщиками, перед работниками компании, а также жителями Тольятти, Самарской области и всей страны. У нас много активов, две новые модели автомобилей успешно продаются, хорошие навыки имеет инженерная команда, есть производственные возможности в Тольятти и Ижевске. Наша первая цель – удержать долю рынка в России, кроме того, мы должны возобновить сильную экспортную политику», – заявил президент АВТОВАЗа.

Он также поделился планами по расширению линейки производимых автомобилей. В частности, не исключил, что предприятие может разработать для российского и зарубежного рынков недорогой, доступный и красивый автомобиль. «Такую машину – хорошую, красивую и дешевую – концерн Renault сделал в Индии. И если это получилось в Индии, то я не вижу причин, почему бы не сделать такую машину в России», – отметил Мор.

Очевидно, имелась в виду модель Renault Kwid. Автомобиль получил двигатель объемом 0,8 л, дорожный просвет в 18 см и длину 3679 мм.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены