Москва – Калуга с Mitsubishi
Все началось в Москве
Вот как это было. Утром интервью с президентом и исполнительным директором Mitsubishi Motors Russia Наоя Такаи (Naoya Takai) в московском офисе «ММС Рус». Потом тест-драйв в виде автопробега на Pajero IV, Outlander, L200 и ASX из Москвы в Калугу на завод ПСМА. Журналисты – за рулем. Кстати, автору этих строк достался Outlander 4WD 2,4 л.
Там, на заводе – общение с главным исполнительным директором MMC Йошия Инамори (Yoshiya Inamori) и экскурсия на производственные площадки. И тут же – тест-драйв новеньких кроссоверов Outlander на полигоне, но рулили уже испытатели завода. Журналисты в качестве пассажиров слушали подвеску на «стиральной доске» и оценивали тормоза на прямых участках трассы.
И наконец, вечером трансфер домой, в Москву. Поскольку пресса немного устала за ужином, машины вели сотрудники «ММС Рус». Такой вот денек. Сказать, что насыщенный, значит не сказать ничего.
О рынке и дилерской сети
Итак, утро, московский офис. Президент Такаи эмоционален и сдержан. Удивительное, противоречивое сочетание, свойственное лишь восточным топ-менеджерам. Но благодаря этому качеству удается вместить массу информации в строгие временные рамки. Далее мы откажемся от классической схемы «вопрос – ответ», предпочитая вольный пересказ наиболее интересных моментов.
Вот уже 25 лет бренд Mitsubishi официально присутствует на российском рынке. Любопытно, что за эти годы продавалось 19 моделей Mitsubishi, включая электрокар i-MiEV. Больше всего продали автомобилей Lancer – 296 597 шт., на втором месте Outlander – 191 232 шт., потом идет ASX – 99 308 шт., и замыкает список Pajero – 76 374 шт.
Что представляет собой дилерская сеть компании? Это 136 дилерских центров в 66 регионах, а точнее – в 79 городах. Правда, продажи сейчас ведут лишь 119 центров. В распоряжении потребителя 1465 сервисных постов, включая слесарный и кузовной ремонт. И трудятся на этих постах 1937 специалистов. Не останутся ли они без работы? Иными словами, каков прогноз продаж в 2016 году?
Он не слишком оптимистичен, этот прогноз – падение может составить порядка 15%. Надо понимать, из чего складывались результаты года прошлого. Там действовали два искусственных источника увеличения продаж. Во-первых, покупатели из стран СНГ – и прежде всего из Белоруссии и Казахстана. Благодаря разнице в курсе валют они приобретали и вывозили большие партии машин. Во-вторых, дилеры оптимизировали стоки и нередко преждевременно рапортовали о продажах.
А потребитель отлично понимает: цены выросли, и опускаться они не будут. Он привыкает к новой реальности, а процесс это небыстрый. Поэтому если говорить о цифрах продаж, рынок ожидает очередное падение, и 2016 год будет как минимум не легче 2015.
Задача компании Mitsubishi Motors Russia – сохранить дилеров. Впрочем, они и сами понимают серьезность ситуации. Главное для них – оптимизация расходной части. Одни сократили персонал на 20–30%, другие уменьшили расходы на рекламу. Тяжелее всего пришлось монобрендовым дилерам. Но так или иначе, структура прибыли поменялась, и дилеры 2016 год переживут – во всяком случае, уменьшать их число компания не планирует.
О модельном ряде в России
Еще совсем недавно на заводе «ПСМА Рус» в Калуге выпускались две модели – Padjero Sport и Outlander. Сегодня здесь производится только Outlander, решений по запуску других моделей пока нет.
Также нет планов по импорту автомобилей Mitsubishi малого и среднего классов. И это напрямую связано с валютным курсом. Да, на зарубежных рынках такие машины есть. Но если завозить их в Россию, придется соперничать с другими брендами – в частности, с моделями Hyundai Solaris и KIA Rio. Эти автомобили собираются здесь, на российских площадках, они не обременены пошлинами и сложной логистикой. В таких условиях поставить конкурентные цены весьма проблематично.
По той же причине – высокий курс доллара – компания приостановила импорт модели ASX. Разумеется, эти автомобили по-прежнему производятся в Японии и Таиланде, их можно заказывать и ввозить в Россию, но по какой цене их продавать? Ведь по стоимости ASX должен оставаться лидером модельного ряда, как это было при стабильной экономике. Сейчас же он просто не будет пользоваться спросом. Вот если доллар «отскочит» хотя бы к 50 руб., появится шанс возобновить импорт.
Слово за слово, перешли к Pajero Sport. Это другой класс, другая цена, другой покупатель. Здесь сильна имиджевая составляющая. Популярный внедорожник будет поставляться на российский рынок – но уже не из Калуги, а из Таиланда. Обновленный Pajero Sport станет флагманом модельного ряда, а его российская премьера состоится на Московском автосалоне.
И куда же нам без Mitsubishi Pajero IV. Как и прежде, он будет ввозиться в Россию из Японии – по крайней мере, пока это экономически обосновано. Будут ли соперничать Pajero IV и обновленный Pajero Sport? В какой-то мере да, возможно даже снижение поставок Pajero, но прекращения его ввоза и продаж в планах компании нет. И хотя Mitsubishi официально объявила, что проект по разработке Pajero нового поколения приостановлен, он не закрыт. Так что на данном этапе у компании будут два флагмана.
А вообще, глобальная стратегия Mitsubishi – это внедорожники и SUV. А еще их электрические модификации. И здесь чрезвычайно важны особенности продвижения на конкретных рынках. Если в Европе делается ставка на электромобили, то в азиатских странах – на внедорожники, а в Америке и на то и на другое. Кроме того, в Штатах сделают акцент и на малютках Mitsubishi Mirage.
В нынешних экономических условиях продавать электромобили непросто. Необходимо государственное участие. Например, в Англии покупатель машины с электродвигателем получает субсидию в 5 тыс. фунтов. Он сопоставляет затраты со стоимостью дизельного автомобиля и делает выбор в пользу электрокара.
В России такого пока нет, электромобиль скорее дорогая имиджевая игрушка, чем средство передвижения. Поэтому компания не форсирует продажи электромобилей, хотя положительная динамика есть. Например, в I квартале 2016 года было продано десять машин i-MiEV, а за тот же период прошлого года – всего две.
Скромное обаяние сервиса
А еще г-н Такаи рассказал о программе кредитования автомобилей с пробегом Diamond Car, реализуемой совместно с «МС Банк Рус». И об особенностях экспорта в Казахстан, который будет осуществляться из московского офиса – так же как в Белоруссию. В условиях Таможенного союза это наиболее предпочтительная стратегия. А потом разговор зашел о сервисе.
Кончилась гарантия… Где обслуживать автомобиль? Владельца одолевают соблазны: вот независимый сервис, у него дешевле, чем у дилера. А вот мастер-гаражник – у него цены еще ниже. И у всех есть необходимое оборудование, да и квалификация неплохая. Что делает Mitsubishi, чтобы удержать клиента? Оказывается, есть три соблазна, на которые тот обязательно клюнет.
Во-первых, это клиентская программа «3+Mitsubishi» с предоставлением скидок от 20 до 30% на запчасти, ремонт и обслуживание.
Во-вторых, договор о продлении гарантии. Таким образом, автомобиль остается «своим» в дилерской базе, у него сохраняется сервисная история, поэтому машину легко обменять по trade-in. Разумеется, для таких автомобилей действует и программа «3+Mitsubishi».
В-третьих, личный кабинет клиента. В нем можно записаться на обслуживание, оставить замечания и пожелания, скачать на мобильные устройства новые предложения компании, технические характеристики новых моделей и т. д. Иными словами, завязывается прочная дружба с брендом на современной информационной платформе.
Подводя итог беседе, Наоя Такаи выразил надежду, что выздоровление рынка не за горами. Не исключено, что уже в начале 2017 года он начнет восстанавливаться. На этой оптимистичной ноте мы поблагодарили спикера за интересный рассказ, сели за руль и двинулись в Калугу.
На заводе «ПСМА Рус»
Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать или прочитать. Поэтому заключительная глава самая короткая. В ней мы решили дать побольше иллюстраций – они начинаются еще на предыдущей странице.
На заводе, пущенном 11 января 2009 года, журналистов приветствовал главный исполнительный директор MMC Йошия Инамори. О заводе он рассказывал с любовью – иначе не скажешь.
Мы увидели светлые и чистые цеха, в которых развернуто современное сборочное производство – со сваркой кузова, катафорезной ванной, окрасочным участком, «обрастанием» этого кузова узлами и агрегатами, заливкой масел и технических жидкостей и полигоном для первичной обкатки. И все это при многочисленных операциях контроля качества.
Автор этих строк в силу профильного образования и немалого опыта работы разбирается в автомобильных технологиях. Может, и хотел бы найти нарушения в техпроцессе – но ничего не получилось. Вот вклеивание ветрового стекла – его любят называть лобовым. Перед нанесением монтажного клея периметр стекла обрабатывают праймером-активатором. Он заставляет клей работать, застывать равномерно и с нужной скоростью, шов получается прочным. Такое стекло никогда не вывалится на дорогу при срабатывании айрбэга. Вот вам один из примеров качества и безопасности.
В заключение хочется пожелать, чтобы в Калуге выпускали не только Outlander, но и другие автомобили марки Mitsubishi. Настоящие японские машины российской сборки.
Фото автора и Mitsubishi Motors Russia