MotorData: быстро, просто и по-русски

Наш журнал уже рассказывал о диагностических компьютерных программах для автосервиса. Но иногда можно услышать от сотрудников СТО: «У нас есть сканеры, которые определяют неисправности. Определил, заменил – и все в порядке. Зачем нам еще и программы?». Однако сегодня конструкции автомобилей стали настолько сложными, что приходится учитывать нелинейность – это эффект нелогичной реакции системы: проще говоря, код на сканере говорит о конкретной неисправности, но замена детали ее не устраняет. И никто не может ответить: что, где и почему не работает? Собственно, для решения таких проблем и созданы диагностические программы.
Однако можно много распространяться о пользе таких программ (благо, на рынке присутствует несколько) – но гораздо нагляднее будет, если об одной из них, MotorData, расскажет человек, который давно и успешно работает с ней.
– На мой взгляд, в нашей работе главным является даже не уровень подготовки специалиста, его техническая оснащенность, умение пользоваться приборами, комбинирование способов проверки, проведение тестов – в принципе, это дело наживное и приходит с опытом.
Можно сказать, что важнейшая составляющая – это информационная обеспеченность диагноста. И чем она полнее, тем эффективнее его деятельность.
Но так ли уж взаимосвязаны количество информации и качество работы? Ответ на этот вопрос будет совсем непростым. У меня, как и многих, накоплено огромное количество данных. А как часто обращаюсь к буквально терабайтам информации, которая у меня имеется?
Врать не буду, иногда приходится. Но это исключительные случаи, которые в практике не так уж и часты. Почему я говорю об этом? Потому что для диагноста существует еще один важнейший критерий, кроме качества, – это время.
Сложно представить себе диагноста, который параллельно с проверкой автомобиля начинает копаться в мануалах или выискивает необходимые данные в компьютере. И вот здесь на помощь приходят специальные программы, в которых можно достаточно быстро найти ответы на возникшие вопросы.
Для меня, в общем-то, нет разницы, с чем работать – с Alldata, Mitchell или с TecDoc: со временем приобретаются навыки. Но все же удобнее в использовании MotorData. Программа эта «молодая», созданная российскими специалистами, и сравнивать ее с тем, что существуют на рынке, не берусь. Но замечу, что разработчики максимально приблизили ее к нашим практическим условиям.
Некоторые пользователи отмечают «слабое наполнение программы». Отчасти – да, но этот недостаток исправляется. А вот достоинства у нее есть, и достаточно весомые.
Сразу отмечу: я не рекламирую эту программу, а работаю с ней. И что касается японских автомобилей, то во время диагностики обращаюсь к ней постоянно.
MotorData содержит информацию, необходимую для правильного выбора той самой «исходной точки», с которой и начинается работа диагноста. А дальше идет не «пошаговое руководство поиска», а, скажем так: «основные реперные точки», через которые диагност «прокладывает путь» поиска неисправности. Это позволяет методом исключения быстро локализовать неисправность.
В этом отличие от той же Alldata, где, прочитав код, нужно (если не знаешь условия его возникновения) переходить в другой раздел, а далее – к пошаговому поиску. А это еще переход…
Кроме того, английский язык, на котором написаны программы, тоже не способствует быстрому поиску и локализации неисправности. Тот же код ошибки еще нужно корректно перевести, уж не говоря о тексте, где описаны условия его возникновения. А в MotorData сразу все написано на родном русском.
Два примера удобства работы с MotorData
1. Это реальный NISSAN, которому на других СТО поменяли датчик коленчатого вала, основываясь на считанном коде, – но при этом неисправность осталась. А теперь посмотрим на экран 1. Слева перечислены причины (реперные точки). Справа – условия возникновения кода (трассировка пути поиска). Отправной точкой является сам код Р0335. Замечу, что расшифровка кодов ошибок в данной программе очень корректна: все перед глазами на одной страничке. Дальше щелчок по иконке PinData.

Вот так выглядит сигнал датчика, приходящий на 13-й пин блока. Параметры его также определяются сразу, поскольку указаны условия, при которых он снят, данные развертки и уровня. Теперь остается найти нужный провод со стороны жгута и присоединить к нему осциллограф.
Когда работаешь с мануалами, есть некоторое неудобство: разъем указан на блоке (а не на жгуте), и приходится этот разъем мысленно «переворачивать» и начинать отсчет пина. А здесь просто нужно щелкнуть мышкой на иконку – и получаем то, что нужно (экран 2). Скажете – мелочь? Но сколько из-за этой «мелочи» терялось времени, и сколько было «уходов в сторону»…

Теперь по этой неисправности. После того как заменили датчик, а результат оказался отрицательным, предыдущие диагносты «приговорили» блок управления. Из чего они исходили? Код был. Расшифровку сделали и, собственно, получили отправную точку для поиска. А вот дальше разобраться не смогли, потому что не знали.
Блок при данной неисправности оказался ни при чем. А неисправность заключалась именно в последнем пункте условий возникновения кода: (Сигнал датчика не соответствует норме….). Поэтому, посмотрев форму сигнала и его параметры, мы полезли к датчику. Вынули его, а посадочное гнездо и место установки осмотрели эндоскопом. И обнаружили утративший от ветхости прочность резиновый сальник со старого датчика. Когда его «выдирали» из посадочного места, сальник разорвался и остался внутри. Это и не позволило установить новый датчик правильно и выдержать необходимый зазор до ротора.
…В программе MotorData подкупает наглядность, удобный интерфейс – простой, интуитивно понятный. В ней много полезных вещей: она позволяет вести поиск по коду неисправности, по модели двигателя, содержит необходимые при диагностике справочные данные, порядок проверки отдельных элементов и значения измерений, месторасположение элементов системы, промежуточных разъемов, распиновку со значениями и изображениями сигналов. Нужный элемент – тот же предохранитель – находится мгновенно: буквально один щелчок мышки, и вы получаете наглядную картинку, где он стоит в блоке.
2. CHEVROLET CAPTIVA.
Ошибки Р2120, Р2128. Человек поменял датчик педали акселератора, а машина как входила в ступор, так и продолжила. Дилеры два месяца, что называется, «пудрили мозги». Вот он и ездил – «затупила» машина, останавливался, сбрасывал клемму аккумулятора, потом заводил и ехал дальше. Причем ошибки появлялись бессистемно: мог день отъездить, а мог и несколько раз останавливаться.
Вот эти ошибки на экране 3. А напротив них (обратите внимание!) красные флажки, на которых надпись TSB. Скажу честно, не будь их, я бы оказался в положении тех, кто пытался сделать машину до меня. А ответ на вопрос был найдет одним щелчком мышки по этому флажку (экран 4).


Если бы не было этого значка, вероятность того, что все равно сделал бы машину, есть. Но вот когда – это вопрос открытый…
Так что MotorData – пусть еще «молодая» и «не полностью наполненная», но, на мой взгляд, исключительно полезная программа экспресс-диагностики. И, отмечу, не только для начинающих.