Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Моторные масла, ТОТЕКи конструктор. История

Моторные масла,  ТОТЕКи конструктор.  История

Журнал «АБС-авто» почти регулярно публикует материалы об известных и успешных специалистах, работающих на авторынке РФ. Сегодняшний герой повествования Михаил Алексеевич Брыкин – основатель и руководитель компании ТОТЕК.

В отличие от всех других успешных менеджеров, о которых писал журнал, его бизнес – это конструирование и производство моторных масел и других заправочных жидкостей для автомобиля.

Первое предприятие по производству масел Михаил Алексеевич запустил в 1987 году. Он первым в стране начал производство синтетических масел, первым освоил и внедрил технологию производства 0W30, 0W40, 0W50. Причем с выпуском масла 0W30 он отстал от мировой премьеры Castrol всего на три месяца и то потому, что не знал о такой ускоренной подготовке названного бренда. А масло 0W50 долгое время оставалось уникальным во всем мире.

Все эти новинки базировались на проведенных научных исследованиях, организованных и профинансированных М. А. Брыкиным. Он непосредственно руководил разработкой принципиально нового загустителя масел, не имеющего аналогов в мире и по сей день. Напомним, что производства загустителя масел не было даже в СССР! Производство загустителя началось в 1998 году. На него (загуститель) был получен генеральный допуск для применения его в составе всех масел, производимых в РФ на всех заводах. Было осуществлено еще много других прорывных научных разработок, обеспечивших моторным маслам выпускаемым М. А. Брыкиным, мировое лидерство.

В 2000 году журналистской общественностью совместно с ведущими лабораториями страны были проведены сравнительные тестовые испытания масел М. А. Брыкина с лучшими маслами от ведущих производителей мира. Масла нашего героя одержали полную победу по всем параметрам, о чем говорилось в публикациях многих автомобильных журналов того времени. В 2005 году по объективным и не зависящим от ученого и производителя уникальных продуктов причинам М. А. Брыкин сменил торговую марку и продолжил свои изыскания под новым торговым знаком ТОТЕК.

Под этим брендом названные продукты получили дальнейшее развитие. Теперь это были уже не просто синтетические масла, а скорее, композитные материалы. Эта масштабная прорывная технология в истории развития производства смазочных материалов в РФ превосходила технологический уровень ведущих производителей мира. Продукция ТОТЕК – это штучный высокомарочный продукт, имеющий ограничения объемов производства лишь наличием сырья соответствующего качества. Это продукт для автомобилистов, считающих себя перфекционистами и желающих покупать штучную продукцию самого высокого качества, достойную их уровня человеческого развития!

Такой продукт имеет собственную классификацию качеств – индекс HR. Он присваивается продукции, превосходящей по своим рабочим характеристикам лучшие мировые образцы. HR – Haiy Resictens (наивысшая защита). Синтетическая композитная база для производства масел такого качества изготавливается с использованием технологии АММ (атомно-молекулярное манипулирование) – это когда молекулы одного вещества проваливаются в межмолекулярные пространства других молекул, образуя новую структуру вещества без протекания химической реакции. Наука и практика знает множество примеров получения композитных материалов с необычными свойствами – такими как, например, углепластик.

Теперь композитный материал работает в маслах ТОТЕК, обеспечивая наивысшие трибологические качества, высокую термостабильность, низкую испаряемость и длительный срок службы материала. Набор таких параметров масла позволяет автомобилисту получить множество выгод: уменьшенную шумность мотора, существенно пролонгированный межсервисный период, радикально пониженный износ и повышенную мощность двигателя и, как следствие, значительное снижение экологической нагрузки на внешнюю среду. Борьба за экологию, как известно, – ключевой вопрос выживания человечества в целом.

Теперь о каждой выгоде отдельно. Удлиненный межсервисный период снижает удельные расходы на содержание автомобиля и позволяет в 2 раза сократить поступление отработанного масла во внешнюю среду. Низкая испаряемость сокращает выброс СН в атмосферу, не нагружает избыточно катализатор дожига ОГ, который работает дольше и не спешит стать ломом, засоряющим внешнюю среду. Мотор служит дольше – значит, можно производить меньше моторов, и, соответственно, извлекать меньше сырья для их производства из природы. Тратить меньше ресурсов и сил человечества на эти пустые и бесполезные действия. Освободившиеся силы можно было бы, например, направить на озеленение пустынь.

Под индексом HR выпускаются моторные синтетические композитные масла «ТОТЕК Астра Робот» HR5W30, 5W40, 10W60; «ТОТЕК Астра Робот» HR-SZ 0W20, 0W30 (серия маловязких масел с повышенной прочностью масляной пленки, не характерной для конкурирующих масел); «ТОТЕК Астра Робот» HR-SE5W30, 5W40, 5W50, 10W60 (HR-SE – это серия масел, сделанных на особо высококачественной и дорогой сырьевой базе, изготавливается по индивидуальным заказам клиентов).

Этапы успехов

1. 1987 год. Начало перестройки в СССР, зарегистрирован и открыт Научно-производственный кооператив по разработке и производству моторных масел и смазочных материалов.

2. 1988 год. Заключен договор с Мели­то­польским моторным заводом на разработку первого в СССР полусинтетического масла первой заправки для автомобиля ЗАЗ. Вспомним, что ЗАЗ имел 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который перегревался и требовал смазочного материала повышенного качества. Разработкой такого масла занялась команда специалистов под руководством М. А. Брыкина в 1990 году. Разработка успешно прошла заводское испытание. Сам руководитель в период испытаний ездил на автомобиле ЗАЗ 968М с двигателем в форсированном исполнении, переданном заводом ЗАЗ для ходовых испытаний и контроля за работой агрегата со стороны разработчиков масла.

3. 1988 год. Приступили к массовому товарному производству минеральных моторных и полусинтетических масел на основе новой технологии сшивки непредельных углеводородов с помощью электронно-лучевого способа. Базовые масла закупались на ЯНПЗ, РНПЗ и на Нижегородском НПЗ Базовое сырье периодически поступало из Перми и Волгограда.

4. 1989 год. Открыта дополнительная производственная площадка в пос. Лесном Рязанской области. Вовлечение производственных мощностей оборонного завода позволило значительно увеличить объемы производства.

5. 1990 год. Организовано производство на МНМЗ, где было налажено производство первой в стране синтетической пластичной смазки с необычайно высокими низкотемпературными свойствами и прекрасными трибологическими характеристиками. Там же было развернуто дополнительное производство моторных масел и промывочного масла для двигателей. Промывочное масло такого типа также было новинкой на потребительском рынке автомобилистов. Вначале его продажи шли с трудом и составляли от силы 200 канистр в месяц, но через три года продажи достигли 180 тыс. штук в месяц. Как говорил М. А. Брыкин тогда: «Это показательный пример того, что не нужно идти на поводу у рынка, а нужно самим создавать рынок. И так мы поступали всегда, и будем поступать именно так. Это очень интересно, увлекательно и, наверное, похоже на чувства и ощущения игроков в рулетку – тот же неуемный азарт, только не несущий разрушение личности, а наоборот, создающий и формирующий ее. Нет, не так, – это ощущения человека, впервые вступившего на неизвестную землю».

6. 1992 год. Открыта производственная площадка в г. Ярославле, где начали производить новинку на масляном рынке того времени – масло 20W50. Оно так пришлось «по вкусу» потребителю, что буквально взорвало рынок, и команда начала через два года производить одной этой марки 800 т в месяц.

7. Начиная с 1993 года приступили к разработке собственного загустителя для масел. Прежде загуститель, как и пакеты для масел, покупали у западных производителей. Ими были Texaco, Lubrizol, Chevron Oronite, BASF, Infinium, Shell, «Ромен Хаз», «Этил» и др. В 1996 году завершили разработку загустителя и стали производить моторные масла с использованием своего загустителя.

8. В 1994 году организовали первое собственное производство синтетических моторных масел по трисинтетической технологии – это было масло 5W50. Для укрепления своего опыта в производстве синтетических масел начали сотрудничать с Valvoline в Голландии. Это позволило обогатиться глубокими знаниями в технологиях производства моторных масел, окрепнуть и пойти дальше своих учителей. В то же время установилось тесное научно-техническое сотрудничество с компанией Chevron Oronite. И популярное масло на основе их пакета – масло 15W40 потекло рекой, упакованное в полиэтиленовые канистры разного формата от 1 до 30 л. Внедренная на рынок канистра для доливки объемом 1 л шла плохо – люди тогда еще не привыкли к ней.

В том же году была создана собственная раллийная команда для моторных боевых испытаний масел в реальных условиях. Стендовые испытания – это совсем другое. Стенд – это академическое испытание, когда можно прогнозируемо сравнить одно с другим и понять, что лучше. А жизнь нам показала совсем другое – исследователи, например, увидели, насколько устойчив загуститель в масле, как работают противоизносные и противозадирные присадки, как справляется с экстремальными спортивными нагрузками базовое масло. Вследствие чего исключили из числа поставщиков пакетов и загустителя некоторые западные компании, не отвечавшие высоким стандартам качества, установленные М.А. Брыкиным для своей продукции.

9. 1995 год. В рамках полученного опыта в автомобильных гонках стало ясно, что нужно приступать к выпуску своего национального гоночного топлива. М. А. Брыкин погрузился со всей страстью в изучение этого рынка, стал активно изучать теорию горения и взрыва. Тесные контакты с людьми науки и практики уже к концу года позволили организовать первое производство спортивного топлива с октановым числом 102 на Ярославском НПЗ. Активно помогал в этом главный технолог Бройтман. К этому времени была создана шоссейно-кольцевая гоночная команда, которая выехала на новом гоночном топливе. Гонщики быстро признали преимущества отечественного гоночного топлива.

10. Гоночный сезон 1996 года прошел успешно, одновременно было создано специальное синтетическое гоночное масло W30 W50 – набор из двух банок масла. Путем смешения их по номограмме в зависимости от температуры окружающего воздуха гонщик мог оптимизировать вязкость масла для своего гоночного мотора. Это был новый технологический прием. В том же году успешно прошло испытание cпортивного трансмиссионного синтетического масла 75W90. По трансмиссионным маслам, таким как 85W90 и  80W90, начиная с 1993 года М. А. Брыкин доминировал на рынке. АЗЛК покупал трансмиссионное масло на конвейер, так как только масла производства названного конструктора и производителя могли обеспечить безаварийную работу трансмиссии на протяжении всего гарантийного периода. И специалисты-агрегатчики при ремонте трансмиссий предпочитали использовать его масло.

11. С 1997 года команда М. А. Брыкина приступила к производству воздушных и масляных фильтров как неотъемлемой составляющей успеха в области продвижения смазочных технологий. Почему? Воздушный фильтр защищает масло от попадания в него пыли и грязи, а это – абразив. Масляный фильтр все, что попало в масло и образовалось в процессе работы мотора, должен отфильтровать и стать реальной преградой на защите ДВС от вредных факторов. Вскоре был освоен двухпоточный масляный фильтр. Производство его было налажено на площадке завода ЗИП в Краснодаре. Этот фильтр очищал поток масла непрерывно и не работал по схеме прямого протока масла через дренажный клапан.

Материал подготовил Алексей Соколов

Продолжение следует

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены