Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Мыть или не мыть?

Мыть или не мыть?

В мире автодиагностики существует много острых вопросов, которые делят участников дискуссии на два лагеря. Например, стоит ли ремонтировать дизельные форсунки или правильнее менять их на новые в случае неисправности? Стороны приводят массу аргументов в защиту своей позиции и готовы ночами просиживать на тематических форумах, отстаивая свою точку зрения. Один из таких вопросов, которые будоражат умы многих специалистов в автодиагностике, – это отношение к применению автохимии и присадок для улучшения свойств моторных масел или топлива.

Понятно, что с наступлением зимы антигели (средства для предотвращения выпадения парафинов в дизельном топливе) или кондиционеры дизеля, становятся недорогим и спасительным решением для защиты дизельного двигателя. Однако вопрос об эффективности регулярной промывки двигателей во время прохождения технического осмотра остается одним из самых обсуждаемых в сообществе.

Следует отметить, что на отечественном рынке представлено довольно много продуктов промывочной химии и автосервисов, которые предлагают подобную услугу. Но мы решили протестировать новый бренд на рынке, а именно: продукцию американской компании BG Products. Стоит отметить, что бренд этот в России появился давно, но по какой-то неведомой причине американский менеджмент от производителя более 8 лет строго запрещал продавать этот продукт на территории европейской части России, предоставляя доступ к продукту лишь автосервисам Сибири и Дальнего Востока.

Подключение для очистки топливной системы после снятия заднего сидения
Подключение для очистки топливной системы после снятия заднего сидения

Но то ли сработали пресловутые связи нового президента с Россией, то ли по какой-то иной причине, но сразу после оглашения результатов выборов в США автосервисы Центрального региона получили наконец разрешение для приобретения и использования химии BG вплоть до Уральского хребта. Поэтому мы тут же решили выяснить, насколько хорош этот «коктейль» и какой результат он сможет показать на разных типах автомобилей с разным уровнем износа двигателей или пробегом.

Для начала решили проверить эффективность жидкостей BG на автомобиле с большой историей. Для этого взяли старенький BMW 320 E46 2004, оснащенный дизельным двигателем с топливной системой Common Rail типа BOSCH CP‑3.2 и форсунками электромагнитного типа. Пробег, по информации на приборной панели, – 286 639 км. Из результатов опроса выяснили, что клиент жалоб на автомобиль не имеет. Но есть нюанс – холостые обороты незначительно «прыгают», колеблясь в диапазоне 100 об/мин, и ощущается вибрация двигателя. Динамика и расход топлива устраивают автовладельца полностью.

Для начала мы решили скрупулезно продиагностировать бэшку с целью определения её фактического технического состояния для предотвращения возможных непредвиденных проблем. Главная же цель мероприятия заключается в поиске ответа на вопрос – сможет ли именитая химия улучшить общие эксплуатационные характеристики автомобиля, а также – восстановить плавность холостого хода и понизить вибрацию двигателя без механического вмешательства в силовой агрегат. Реализовать запланированное мы намерены с помощью сервиса по очистке впускной системы автомобиля.

Жидкость после возвращения из двигателя
Жидкость после возвращения из двигателя

К нашему удивлению, во время проведения компьютерной диагностики было установлено, что реальный пробег автомобиля гораздо больше заявленного. Также, выяснилось, что на ТС выполнялись работы по ремонту электрооборудования с заменой свечей накаливания. Однако коды ошибок удалены не были. При таком значительном пробеге двигателя в нем наверняка присутствует значительное количество закоксованных отложений, которые, скапливаясь на внутренних деталях агрегата, могут привести его к фатальному нарушению процессов сгорания и вывода газов из двигателя.

При диагностировании топливной системы на ходу было установлено, что все ее показатели находятся в крайних допустимых пределах, а именно: максимальное давление, которое развивает ТНВД, не превышает 90 МПа, хотя для исправных систем топливоподачи данного типа давление должно находиться в пределах 135–140 МПа /1350–1400 бар.

Объем основного впрыска топлива или длительность открытия иглы распылителя характеризует отклик системы топливоподачи на педаль газа и расход топлива в различных режимах, в том числе и на холостом ходу. Он находился на уровне 4,1 мг/такт. Так как этот показатель относительный, эффективность проведения нашего сервиса по отчистке системы от отложений можно оценить по его изменению. Нормированные значения можно установить только на стенде со снятием топливной аппаратуры.

Расположение заслонки на двигателе, к которой подключается «колба»
Расположение заслонки на двигателе, к которой подключается «колба»

Показатели работы двигателя в режиме прогазовки:

– при максимальной нагрузке ТНВД развивает давление до 90,3 МПа;

– объем основного впрыска топлива при работе форсунок под нагрузкой обеспечивает 24,3 мг/такт.

Также в процессе диагностики была установлена неисправность системы турбонаддува. Такое случается довольно часто при значительном пробеге ТС в результате попадания масла в интеркуллер и впускной коллектор. Избыточное давление картерных газов может привести к опасности выдавливания сальников. С согласия владельца авто было решено провести сервис систем подачи топлива и смазки с заменой всех фильтров и моторного масла.

Заслонка с отложениями до начала чистки
Заслонка с отложениями до начала чистки

Для проведения сервиса мы выбрали следующие продукты: BG109 (325 мл) – средство для разрушения молекулярных связей отложений – заливается в грязное масло для очистки поршневых колец и всей системы смазки; BG22932 (946 мл) – жидкость для очистки компонентов топливной системы – подается к форсункам через цепь низкого давления. Для этого мы подключились к подаче топлива и к линии «обратки» в районе расположения топливного бака с помощью простейшего аппарата для промывки дизельных двигателей, в простонародии – «колбы», в которую и добавили продукт BG229.

Решили воспользоваться большой банкой, чтобы не оставлять отложений во всех компонентах системы Common Rail от бака до распылителей форсунок. Далее оставили автомобиль работать на холостом ходу, пока не закончилась вся жидкость в «колбе». По времени это заняло минут 20. При этом жидкость, которая возвращалась в «колбу» из двигателя, вместо желтого цвета приобрела темный грязный оттенок.

Далее, топливную систему собрали обратно и провели чистку впускной системы. Для этого взяли другую «колбу» со специальной форсункой конусной формы. Она смешивает жидкость для промывки впускной системы BG 25532 (946 мл) с воздухом и импульсно распыляет ее в зоне дроссельной заслонки с периодичностью 12 секунд во избежание гидравлического удара. Задача сервиса – промыть всю впускную систему, включая коллектор, клапаны и систему вентиляции картера от накопившихся отложений.

«Колба», подключенная к впускному
тракту
«Колба», подключенная к впускному тракту

Для этого запустили двигатель на холостом ходу и оставили работать, пока не закончилась жидкость в «колбе». Во время этой же процедуры произошло и частичное очищение системы рециркуляции отработавших газов. На это нам потребовалось еще минут 30–40. Далее мы завершили работу с автомобилем, поменяв ему все фильтры и масло, а также добавив кондиционер для моторного масла BG110 в объеме 346 мл в целях чистоты эксперимента.

После проведения сервиса системы питания и системы смазки провели повторную диагностику автомобиля. Предварительно сделали прогазовку и отправились в пробную поездку. Одновременно сняли показания сканером на холостом ходу и под нагрузкой. Из результатов диагностики видно, что на холостом ходу произошло уменьшение объема основного впрыска топлива, что должно положительно отразиться на экономичности автомобиля. В процентном выражении это должно соответствовать примерно 14,63%, в режиме работы ДВС на холостом ходу и низкой нагрузке.

Под нагрузкой мы также отметили изменения – произошло уменьшение объема основного впрыска топлива, что должно положительно отразиться на экономичности автомобиля эксплуатирующегося в городском режиме и при интенсивной манере езды с резкими ускорениями. Это составило примерно 3,7%. Также видно, что произошло относительное увеличение давления в контуре высокого давления до показателя 100,4 МПа, что составляет примерно 10,1%.

Чистая заслонка
Чистая заслонка

Этот показатель косвенно характеризует прирост мощности ДВС (она восстановилась примерно на 10%). Это связано с тем, что при большем давлении улучшается распыл топлива и его смешивание с воздухом. В дизеле такой результат является показателем правильного функционирования агрегата. Как результат – снижение нагарообразования в камере сгорания за счет более эффективного горения топливо – воздушной смеси.

К сожалению, не удалось добиться большего восстановления функции ТНВД. Это может быть связано с сильным износом плунжеров насоса, клапана контроля подачи топлива или механического аварийного клапана на топливной рампе. Параметр объема основного впрыска топлива под нагрузкой составил 23,4 мг/такт.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в результате проведения сервисов с использованием новой автохимии из линейки BG были реально улучшены показатели работы топливной системы и дизеля в частности.

Использованная химия
Использованная химия

Обороты холостого хода перестали «прыгать» и установились на отметке 829–830 об/мин (заводской показатель). Также уменьшилась вибрация и неравномерность подачи топлива по цилиндрам. Эти параметры косвенно характеризуют в целом работоспособность системы питания. Они не должны превышать 5–7%. Тесты баланса по форсункам ясно показывают, что неравномерность подачи топлива форсунками дизеля у нас минимальна и составила 0,18.

Окончательный итог сам автовладелец подвел на следующий день, когда сразу после окончания сервиса ощутил не только снижение вибрации и шумности работы двигателя, но и значительное повышение динамики разгона автомобиля. Дальнейший контроль за расходом топлива, по сравнению со средним расходом до теста, показал на его пониженное потребление примерно на 1 л/100 км. Узнали мы это после того, как на следующий день радостный владелец авто позвонил нам, чтобы приобрести присадку для дизельного топлива BG244, о которой он узнал, проштудировав дальневосточные форумы.

А теперь давайте посмотрим, в какую сумму обошелся владельцу автомобиля такой сервис. Общая стоимость присадок – 2808 руб. Стоимость масла и фильтров – 6000 руб. По времени процедура заняла 3 часа, за которые было заплачено 5000 руб. Итого расходы по восстановлению работы двигателя составили 13 808 руб. Сумма сравнительно небольшая, если учесть, что возможные фатальные неисправности компонентов топливной системы, на появление которых явно указала наша диагностика, могли привести к гораздо большим потерям для кошелька потребителя. Но этом исследовании мы тестировали машину со значительным пробегом.

На сайте производителя химии мы нашли информацию о так называемом «Протекшн плане», который позволяет сервису расширять гарантию на пробег двигателя вплоть до 200 тыс. миль при условии регулярного применения продуктов BG. При этом американцы через своего партнера могут компенсировать все расходы в случае появления неисправностей. Если все действительно так, то это может произвести настоящую революцию в обслуживании автомобилей. Поэтому теперь нам стало интересно обслужить машину с малым пробегом, которая находится еще на гарантии. Это нам поможет понять, какие проблемы могут быть с таким агрегатом и сможет ли BG нам в этом помочь. Об этом – в следующей статье.

Сергей Владимирович Телушкин, практикующий авто­диагност, г. Москва

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены