На «Панде» по Мадейре
«Нас своими огнями всё манят они, острова в океане, острова в океане»
Александр Городницкий
Зимними вечерами хорошо вспоминать летние путешествия. А уж если это происходило в каком-нибудь экзотическом уголке...
Что за уголок? Ладно, раскрываю карты. Архипелаг Мадейра, и его самый крупный остров, тоже Мадейра. Хотя на самом деле он маленький – 57 км в длину и 22 км в ширину, а площадь, смешно сказать, всего 741 км².
Хороший остров, уютный. Атлантика, райский климат благодаря Гольфстриму. Каких-то 520 км до африканского побережья и 1000 км до Европы. Автономный регион Португалии, и живет в нем около 300 тыс. жителей. Из них примерно 100 тыс. обитает в Фуншале – главном городе архипелага, где есть и морской порт, и аэропорт. Хотите на материк? К вашим услугам паром до Лиссабона и самолеты во многие города мира, включая Москву.
Но я не хочу ни в Москву, ни в Лиссабон. Я хочу поездить по острову. Разумеется, на автомобиле. Поверьте, здесь есть что посмотреть и где порулить.
Кстати, на чем ездят аборигены? На Мадейре в почете небольшие экономичные автомобили. Встречаются, конечно, и внедорожники, в основном «Лендровер Дефендер». Но основа легкового автопарка – седаны и хетчбеки классов «А» и «В», переднеприводные, и непременно с механической коробкой.
Причина не только в относительной дешевизне эксплуатации и загруженности улиц Фуншала. Главное в другом – здесь множество горных дорог с крутыми подъемами, спусками и довольно узкими «серпантинами». Отсюда и любовь к «механике». На втором месте роботизированные коробки, на третьем – «автоматы», но на них в горах приходится трудновато. Некоторые туристы на прокатных машинах даже глохнут – неожиданный резкий подъем на повороте, «морда» в небо, справа пропасть... Впрочем, местные охотно их выручают, если что.
Поэтому я взял в прокате компактную дизельную «Панду» с механической КПП. Дизель, рассуждал я, штука тяговитая, а горючее для него дешевле. Ценники на ближайшей заправке это подтверждали: 1,30 евро за литр дизельного топлива против 1,48 за такой же литр бензина. Пустячок, а всё валюта (Цены 2011 г. - автор). Разумеется, здесь все по-европейски: сначала заправляешься, потом платишь. Рассчитываются очень аккуратно, до цента.
Итак, «Фиат Панда», дизель 1,3 л, 70 л.с. при 4000 об/мин, максимальный крутящий момент 145 Нм при 1500 об/мин, 5-ступечатая коробка, расход топлива 4,3 л на «сотню» в смешанном цикле. И хватит, подробные технические характеристики можно посмотреть в Интернете. Добавлю лишь габариты: длина 3538 мм, ширина 1578 мм, высота 1540 мм.
Малыш, заставляющий вспомнить известную фразу: внутри больше, чем снаружи. Действительно, с моим нехилым ростом и сложением легко усаживаюсь в авто и выхожу из него, все рычаги-кнопки под рукой, обзор просто великолепный. Поехали! Курс –на восточную оконечность острова, в заповедник Понта да Сао Лоренсо.
Магистраль вдоль океанского побережья ничем особо не примечательна, нормальная европейская дорога. Бесплатных парковок много, они либо расположены в специальных карманах, либо обозначены разметкой на проезжей части. Пожалуйста, останавливайся, фотографируй.
А фотографировать есть чего. Понта да Сао Лоренсо – местность с уникальным ландшафтом и растительностью. Есть точки, где океан виден и справа, и слева, а скалы здесь по-настоящему дикие, первобытные.
Теперь, в горы, в Сантану, что в северной части острова. Там музей под открытым небом – крытые соломой мадерианские домики, в каких проживала большая часть населения до начала ХХ века.
И началось: тоннели, тоннели, подъемы, повороты и подъемы с поворотами. Тоннели не чета Лефортовскому – разделительная дорожка подсвечена, в стенах карманы, если что, можно припарковаться и ожидать помощи в безопасности.
Что еще интересно, все горные дороги освещаются, благо с электроэнергией на Мадейре проблем нет – здесь множество небольших электростанций, использующих энергию ветра и горных потоков. И – чистота... Ни одного выброшенного пакета, бутылки, даже окурка.
На подъемах «Панда» тянет отменно. Главное, держать постоянную скорость и вовремя переключать передачи, что и делаю – вторая, третья, вторая, третья... Не все знакомые мне машины вытянули бы тут на второй передаче. Впрочем, они бензиновые...
Итак, Сантана, местный колорит. Следующий пункт – Пико де Арейро на высоте 1810 м над уровнем моря. Как сказано в рекламном буклете, «здесь вы можете увидеть облака у ваших ног». Увидел. Действительно, у ног. А еще здесь расположен гигантский белый шар – морской радар. Чудеса – военный объект, а никаких запретных зон, никакой охраны. Лишь наглухо закрытые зеркальные окна. Стоянка для туристов, смотровая площадка, тишина...
Много где побывал я со своей «Пандой». Конечно, весь остров легко объехать на экскурсионных автобусах с гидами. Их водители – асы. Как они управляются со своими «чемоданами» на горных кручах! Но я рад, что воспользовался автомобилем, все же он дает замечательное чувство свободы. Помимо любования красотами, наслаждаешься вождением. Даже подумалось: жаль, что дизельная «Панда» в России не продается. Эластичная, экономичная, юркая, достаточно быстрая и не такая уж маленькая «Панда».
И в заключение еще несколько слов о Мадейре автомобильной. Водители тут вежливые, как и положено европейцам. Лишь один раз мне тактично посигналили на однополосной дороге – загляделся на окрестности, ехал медленно. Понять можно – они спешат на работу или домой, а я обозреваю. Принял вправо, пропустил...
Где покупают машины? Разумеется, в автосалонах. В Фуншале их несколько, и каждый специализируется на определенной марке, мультибрендовых салонов на Мадейре нет. С материка автомобили ввозят крайне редко, но если ввез – можешь обслуживаться у официального дилера.
Что приходится менять чаще, чем на материке? Правильно, тормозные колодки. Горы, сами понимаете. Что можно менять реже? Правильно, воздушные и салонные фильтры – тут чистый воздух... А в остальном на маленьком острове всё «как у больших».
Москва – Фуншал – Москва