Наука помогает экономить
То, что предлагает компания POLARIS Laboratories®, вызывает большой интерес у специалистов: всего лишь по небольшой (около половины стакана) пробе моторного масла очень быстро и с высокой достоверностью можно найти ответы на широкий круг вопросов. Например, какие у этого двигателя проблемы, и что конкретно в нем скоро может выйти из строя. И более того – что сделать, чтобы дальнейшая эксплуатация двигателя была безопасной и эффективной.
Можно узнать многое…
«На самом деле, в этом нет ничего удивительного, – говорит генеральный директор POLARIS Laboratories Russia® Гурам Немсадзе. – Ведь никого не удивляет, например, что по анализу крови врач может определить болезнь и порекомендовать путь лечения».
Моторное масло – это своеобразная «кровь» двигателя. Кстати, для справки: серьезные исследования свойств крови и свойств моторных масел начались примерно в одно время – в XIX веке. И если продолжать эту «медицинскую» аналогию, анализ при регулярном отборе проб может выявить очень многое.
Что именно? В частности, мы можем определить проблемы двигателя еще на стадии их зарождения. И как следствие – вести корректировку графика техобслуживания, направленную на снижение вероятности аварийных отказов и простоя.
Более того, по анализу масла можно определить причины нештатного режима работы техники и в случае необходимости принять решения по экстренным мероприятиям, в частности, ремонту. Но возможно и обратное: например, продление срока службы оборудования и интервалов замены ГСМ.
Экономика
На вопрос: а зачем вообще нужна такая лабораторная диагностика, существует простой ответ – это очень выгодно.
Например, стоимость капитального ремонта больших дизелей и уникальной техники очень высока. Капремонт VOLVO (модель D13) обойдется автовладельцу в 1350000 руб., CUMMINS (модель KTA-50) – 2657762 руб., MTU (модель 20V4000) – 12400000 руб.
А стоимость испытания одной пробы моторного масла – от 1500 до 3000 рублей.
Как все это устроено?
Компания POLARIS Laboratories® создана группой специалистов, чей опыт и профессионализм в области диагностики оборудования и рабочих жидкостей позволили открыть сеть профильных лабораторий.
Сегодня их сеть охватывают практически весь мир. Первая лаборатория была открыта в 1999 году в США, в Индианаполисе (сейчас это штаб-квартира компании). Потом появились лаборатории в американских городах Хьюстон, Солт-Лейк-Сити, Атланта, в канадском Эдмонтоне, в Гватемале. И в прошлом году была открыта лаборатория в России, в Москве.
А из тех регионов планеты, где нет лабораторий компании, образцы пересылаются в ближайшие к ним по почте.
Благодаря Интернету, все лаборатории связаны между собой. И данные, полученные в любой из них, попадают в штаб-квартиру, где работают группы аналитиков и ученых. Кроме того, в компании накоплена большая аналитическая база по моторным маслам различных производителей, конструктивным особенностям и техническим характеристикам двигателей. И что важно – эта база регулярно обновляется с учетом появления новых двигателей, моторных масел и требований к ним. Все это снижает время на проведение исследований и повышает качество результатов и рекомендаций, выдаваемых клиентам.
Что показывают анализы?
Анализ масла, прежде всего, выявляет его опасные загрязнители. Например, топливо, накопление которого около 5% значительно снижает толщину масляной пленки, интенсифицирует износ, что приводит к аварийному состоянию двигателя и необходимости его ремонта.
Другим опасным загрязнителем является сажа: её накопление может быть связано с нарушением режима горения, проникновением газов из камеры сгорания, длительным режимом холостого хода и частым изменением режима нагрузки двигателя. Сажа снижает прокачиваемость масла, участвует в образовании отложений. А накопление сажи в масле до 6% и более может привести к серьезному износу.
Среди опасных загрязнителей немалую роль играет охлаждающая жидкость. Она обычно попадает в двигатель через повреждённые головки и блок цилиндров, их прокладки, помпу или маслоохладитель.
Индикаторами загрязнения охлаждающей жидкостью выступают калий, натрий, молибден, бор. Попадание антифриза в моторное масло приводит к критическим последствиям: интенсивному старению масла, загустеванию (гелированию) и как следствие, его непоступлению (особенно при пуске) к парам трения и провороту вкладышей.
Содержание кремния больше 20 ppm указывает на наличие угрозы абразивного износа, а превышение концентрации 60 ppm может сопровождаться стремительным и катастрофическим износом всех деталей двигателя.
Существуют и другие показатели, указывающие на загрязнение масла.
Оксидирование, например, указывает на общий уровень старения масла, обусловленный процессами окисления. Это вызвано образованием и попаданием в масло кислот и, как следствие, ведет к снижению функциональных свойств присадок, росту вязкости масла. В свою очередь, это является причиной образования отложений на деталях ДВС, прежде всего на поршнях, что при длительной работе вызывает залегание колец. А последнее приводит к задиру цилиндров и необходимости серьезного ремонта.
Нитрование связано с образованием оксидов азота, при попадании которых в картер образуются сильные кислоты, вызывающие интенсивное старение масла. Особенно это актуально для газовых ДВС.
А существенная разница между значениями оксидирования и нитрования указывает на проблемы в соотношении воздуха и топлива в смеси.
Разжижение топливом, сажа, охлаждающая жидкость, пыль, продукты деструкции масла и нитрования, твердые частицы, низкое качество масла и топлива могут провоцировать различные виды износа.
О наличии износа и его тяжести можно судить по изменению концентрации металлов (химических элементов) в моторном масле:
– олово и свинец – индикаторы износа вкладышей подшипника;
– медь – индикатор значительного износа подшипника;
– железо, хром и алюминий – индикаторы износа в цилиндро-поршневой группе;
– хром – индикатор повреждения компрессионных колец, в том числе при накоплении топливной сажи.
– никель – повреждение покрытий клапанов и сплавов вала.
Понятно, что это только незначительная часть всех анализов, которые проводятся в лаборатории. Но главное в работе не количество анализов, а предупреждение выхода техники из строя.
Профилактика
Срок службы масел определяется только автопроизводителями, которые издают технические бюллетени, регламентирующие применение масел и предельные показатели по содержанию в них загрязняющих примесей. Превышение нормативов может привести к выходу техники из строя.
Однако предельные показатели масла – это практически неизбежный выход из строя отдельных узлов двигателя. Поэтому и необходимы регулярные (причем независимые) анализы состояния масла с последующей их интерпретацией.
POLARIS Laboratories® как раз и создана как компания, которая может провести независимую диагностику и правильную интерпретацию ее результатов. Кроме того, в лаборатории оценивают угрозы двигателю по пяти степеням опасности (в других лабораториях – обычно по трем). И это позволяет на ранних стадиях установить причины проблем и дать рекомендации по техническому обслуживанию агрегата.
В результате у клиента лаборатории, например, директора автохозяйства, есть возможность провести превентивную диагностику. И обеспечить выход максимального количества техники на линию, сэкономив средства на капитальном ремонте.
Отчетность
Но мало сделать анализы и правильно интерпретировать их результаты. Надо эти результаты довести до заказчика в таком виде, чтобы он мог ими воспользоваться.
Поэтому для упрощения передачи отчетов и возможности получения краткой информации разработана специальная информационная система HORIZON® , кстати, не имеющая аналогов в России. Она позволяет очень многое. В частности:
– обратить внимание на высокие уровни опасности;
– получать понятные, краткие рекомендации и комментарии;
– получать информацию о возможных источниках загрязнения и износа;
– сравнивать результаты текущего анализа с исходными данными;
– отображать неограниченное количество образцов и хронологию их результатов;
– получать информацию о методах испытаний;
– создавать сообщения/комментарии и направлять их другим пользователям;
– создавать документы для технического персонала, содержащие рекомендации аналитиков для осуществления необходимых действий при техническом обслуживании.
И, пожалуй, самое интересное, позволяет подсчитать экономическую выгоду от проведения программы испытаний.
В заключение
Естественно, возможности POLARIS Laboratories® не исчерпываются приведенными выше примерами. На описание всех услуг не хватит одной статьи. Но одно известно точно: современное аналитическое оборудование, новейшие технологии и высококвалифицированный опытный персонал позволяют делать такое, о чем еще десять лет назад автомобилисты просто не слышали, – экономить средства за счет науки.