Не верьте миллиардерам
«Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение». Эту фразу из кинофильма «Москва слезам не верит» я часто вспоминал весной этого года. При этом читал газеты и книги, ходил в кино и театры. Что, впрочем, не мешало иногда смотреть телевизор. В том числе кабельные и спутниковые каналы.
А вспоминал я эту фразу вот почему. Нынешней весной американский миллиардер Уоррен Баффет, один из главных акционеров газеты «Вашингтон Пост» и самый влиятельный в мире инвестор заявил: в современном мире у печатных изданий нет будущего. Информация, сказал Баффет, сейчас поступает из других источников. И прежде всего из Интернета. А потому он, Баффет, больше не намерен вкладывать свои кровные в газеты и журналы. Узнаете старую песню о главном? «Не будет ни газет, ни книг...». Один сплошной Интернет, ага.
Кстати, на это заявление Интернет отреагировал немедленно. И вовсе не для того, чтобы поддержать финансового воротилу. Форумы, блоги, сайты разнообразных изданий, сетевые версии радиопередач и другие ресурсы склонялись к противоположному мнению: Уоррен, ты не прав!
Интернет-сообщество оказалось на удивление самокритичным: оно признало, что в сети нет сертификации информации! Информации новостной, исторической, технической и т.д. Понимаете, о чем я? Не о тупой цензуре (чур меня!), не о глупых запретах (два раза чур!), а о беспристрастной экспертной оценке публикуемых данных.
Смотрите: можно создать сайт и заявить там, что «Бесприданницу» написал Лев Толстой. И поисковые системы будут выдавать это откровение с упорством, достойным лучшего применения. Теоретически можно организовать флэш моб и налепить сотни и тысячи таких сайтов. И несчастная «Бесприданница» прочно войдет в список произведений Льва Николаевича. С комментариями вождя мирового пролетариата, с хитрым прищуром вылезающего из черного «роллс-ройса»: «Какая глыба, а? Какой матерый человечище!». В бумажных СМИ такое, к счастью, пока невозможно. Хотя бы потому, что живы еще институты редактуры и корректуры.
Но не будем критиковать Интернет как таковой. Это великое достижение человечества. И там работает множество думающих людей. Именно они не согласны с Уорреном Баффетом. Потому что хотят иметь все: и газеты, и журналы, и книги, и кино, и театр, и телевидение. И, само собой, Интернет. И я знаю таких людей. Именно они рано или поздно научат поисковики отсекать всякую чушь. Именно они распространяют и обсуждают в Интернете действительно ценную информацию. Их профессионализм – гарантия достоверности знаний, добытых из Сети. Но по утрам, за чашкой английского чая, эти люди привыкли разворачивать свежую хрустящую газету. И ловить от этого кайф. А в офисе они хотят видеть еженедельные и ежемесячные журналы. В отличие от ноутбуков, действительно энергонезависимые источники информации.
Уоррен Баффет, конечно, сделал свое заявление, не подумав. Это бывает, когда десятилетиями инвестируешь и плетешь миллиарды из воздуха. Годы, усталость, чутье уж не то. За все надо платить. Простим ему. Ну а герой фильма, с которого я начал, – он-то что? Прав или нет?
И да, и нет. В эру телевидения сохранилось все: и газеты, и книги, и кино, и театр. Но все изменилось, стало другим. Кино необратимо повлияло на театр, а телевидение – на кино, радио, газеты и журналы. Исчезли целые жанры, появились новые. Поменялись приемы работы со зрителями, слушателями и читателями, изменилось и восприятие. А теперь вот Интернет затеял «вторую революцию». И снова меняются абсолютно все СМИ. Адаптируются. Обновляются. Входят в альянсы с интернет-проектами. Но не исчезают как вид. Ни газеты, ни журналы.
На днях мне позвонили партнеры и спросили: можно ли получить несколько последних номеров? Нет, отвечаю, последние номера выйдут лет через сто. Или двести. А вот свежих – пожалуйста, сколько угодно. Посмеялись, я отправил к ним курьера с журналами, на том и расстались. Всех ждала работа.