Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

НЕСинонимы двигателя

НЕСинонимы двигателя

Незабвенный Виктор Степанович… Помните – «Никогда так не было, и вот опять». Вечно живая цитата. А применительно к нашим профильным СМИ вообще живее всех живых. Ребята, за терминологией все же надо следить.

Возьмем моторную тему. Пишущая братия без конца путает понятия «двигатель» и «силовой агрегат». Считает их синонимами. А ведь это не так – с маховика нужный крутящий момент (аналог «силы») вы не возьмете. Попробуйте тронуться на прямой передаче – сами поймете.

Двигателю нужны сцепление и коробка переключения передач – вот тогда будет силовой агрегат. И один и тот же мотор в принципе может комплектоваться механической коробкой, вариатором или АКПП с гидротрансформатором. А в итоге мы получим три разных силовых агрегата.

Но это еще не все. Есть в нашей прессе вещи и пострашнее. По ссылке https://hightech.fm/2017/09/13/mercedes-hydrogen откроем статью «Mercedes в 2019 году выпустит подзаряжаемый гибрид на водороде».

Само название ресурса, hightech, настраивает на серьезный лад. Это вам не автомурзилка какая-нибудь. Хайтек! Высокие технологии!

И вдруг читаем: «объем водородного двигателя – 4,4 кг». То есть автор уверен, что:

• объем двигателя измеряется в килограммах;

• на автомобиле установлен какой-то «водородный двигатель».

И становится грустно, как волку из мультика: «шо, опять?». Время идет, инженеры и ученые работают, а журналисты так и не удосужились понять, что у автомобилей с водородными топливными элементами никаких «водородных двигателей» нет. А что есть?

Прежде чем ответить, зададим другой вопрос: что такое двигатель? Ответ известен: двигатель – устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу.

Двигатель у означенного Mercedes, конечно же, имеется. Куда ж без двигателя? Но какую энергию он преобразует в механическую работу? Электрическую! А электричество вырабатывает электрохимический генератор – те самые водородные топливные элементы.

Есть там и батарея, и возможность внешней подзарядки, и управляющая электроника, и силовая электроника – последняя предназначена для коммутации силовых электрических цепей. Но двигатель в этом Mercedes электрический.

Иными словами, перед нами электромобиль с автономной электростанцией на борту. И этот факт отражен в стандартах.

Откроем Международный стандарт IEC/TS62282–1:2010 «Технологии топливных элементов. Часть 1. Терминология». В нем дается четкое определение транспортного средства на топливных элементах (ТСТЭ). По-английски – fuel cell vehicle (FCV).

Цитируем: «ТСТЭ представляет собой электрическое транспортное средство (электромобиль), в котором энергетическая система на топливных элементах подает питание на электродвигатель для приведения транспортного средства в движение».

Аналогичное определение имеется и в на­шем национальном стандарте. Так что извините за повтор, автомобиль на топливных элементах – это электромобиль. И двигатель у него – электрический, а не «водородный».

Ситуацию в прессе, в том числе и по упомянутой статье, весьма точно прокомментировал автор нашего журнала эксперт по водородным технологиям Александр Раменский: «Незнание стандартов не освобождает от глупости».

Ну и в заключение, как положено, резюме по двум затронутым темам. Итак:

• силовой агрегат не синоним двигателя. Силовой агрегат – это двигатель в сборе со сцеплением и коробкой переключения передач.

• система топливных элементов – не синоним двигателя. Это генератор электрической энергии для электродвигателя. А автомобиль с топливными элементами (FCV) – это электромобиль.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены