Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Всем гибридам гибрид

Всем гибридам гибрид

Что такое гибрид? Этот термин пришел к нам из биологии. Вот как определяет его Большая Советская Энциклопедия: «ГИБРИД (от лат. hibrida, hybrida – помесь), половое потомство от скрещивания двух генотипически различающихся организмов».

Позже слово перекочевало в автомобильный лексикон, потеснив первичное биологическое значение. И сегодня большинство скажет, что гибрид – это автомобиль, оснащенный как двигателем внутреннего сгорания, так и электродвигателем. Собственно, на этом филология нашей колонки заканчивается и начинается техника. Но зато какая техника! Поехали!

В конце XIX века Нью-Йорк стал стремительно расти вверх. И пожарные сразу забеспокоились: а как тушить горящий небоскреб? Нужен очень мощный насос с надежным приводом. И чтобы самоходный и не слишком медленный.

Муниципалитет напряг инженеров и вскоре предоставил пожарным желанную машину. Настоящее чудо техники: паровой насос, действительно мощный. Паровая машина не только качала воду, но и имела привод на задние колеса. Вы ведь заказывали самоходный насос? Получите, распишитесь.

Но вот беда: котлоагрегат с паровой машиной – конструкция неспешная. Пока его разогреешь до нужной температуры… А по вызову ехать надо немедленно. Поработали пожарные с такой машиной и опять обратились в муниципалитет: насос хороший, но дайте нам что-нибудь помобильнее, побыстрее. А то сгорит Нью-Йорк, пока будем до места пожара добираться.

И тогда для пущей оперативности машину решили оснастить бензиновым двигателем с приводом на передние колеса. Однако разместить сцепление и коробку передач при сложившейся компоновке парового монстра оказалось невозможным.

Но инженеры нашли смелое решение: сделать трансмиссию электрической! Шестицилиндровый двигатель вращал генератор, а передние колеса приводились от электромотора.

А теперь самое интересное! При необходимости (например, на подъемах) подключалась задняя ось с паровым приводом. То есть пожарный автомобиль мог двигаться одновременно и на паровой, и на бензоэлектрической тяге.

Так в начале XX века появился полноприводный гибридный паро-бензино-электромобиль. Действующий, надежный и активно проработавший много лет.

Пишут, что после списания он попал в частную коллекцию. Хорошо, коли так. Обидно, когда уникальные транспортные средства сдают в металлолом. Таких примеров в истории техники предостаточно.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены