Новинки из сердца Урала
Казалось бы, нет ничего проще, чем рассказать о компании «БелМаг». Действительно, вся информация о ней заложена в самом названии – НПО «БелМаг».
Раз НПО, значит «научно-производственное объединение», иначе говоря – сами разрабатывают, сами выпускают. А «БелМаг» образован из названия двух городов – Белебей и Магнитогорск – заводы, которые заняты выпуском самых современных шаровых шарниров подвески и рулевого управления. Вот и всё.
На самом же деле в работе «БелМага» столько интересного и непривычного, что о компании надо рассказать подробно, а за основу возьмем ее название.
Итак, «научное». Практически все руководство компании – воспитанники Магнитогорского государственного технического университета. Высокий научный потенциал разработок компании поддерживается наличием в ее штате пяти кандидатов и трех докторов технических наук, самому молодому из которых – начальнику отдела по работе с иностранными предприятиями Игорю Михайловскому – всего 36 лет. Восемь ученых на 270 человек, составляющих весь штат компании «БелМаг».
Следующее слово «производственное». С первых шагов компания ориентировалась на создание промышленного крупносерийного производства комплектующих и запасных частей на собственных производственных площадях. Практически все оборудование производства известных европейских машиностроительных компаний. В настоящее время «БелМаг» является конвейерным поставщиком АВТОВАЗа, затем СП GM-АВТОВАЗ и «Группы ГАЗ». Сейчас поставки в рамках программы ОЕМ превышают 30% всего производства. При этом «БелМаг» не ограничивается простым воспроизводством комплектующих по оригинальным чертежам заказчика. Высокий научно-технический потенциал компании позволяет ей внедрять на сборочных конвейерах российских автозаводов узлы и детали собственной разработки. К ним, например, можно отнести принципиально новые пальцы шаровых шарниров подвески и рулевых наконечников вазовских автомобилей новых поколений. Использовав стандартный палец выпуска Белебеевского завода, конструкторы и технологи «БелМага» внедрили дополнительную операцию их обкатки. В итоге чистота обработки сферической поверхности достигла 9-го класса. А это в несколько раз увеличивает надежность и долговечность всего узла.
Еще одна оригинальная разработка компании – применение горячей объемной штамповки при изготовлении цельноштампованных заготовок корпусных деталей закатных шаровых пальцев.
В планах компании, уже частично реализованных, вывод на конвейер новых «вазовских» рулевых тяг для семейств Granta, Kalina и Priora и узлов подвески для нового поколения «ГАЗель NEXT», полностью разработанных конструкторами «БелМага».
Всего же в технологию производства и конструкцию многих комплектующих заложено более двух десятков патентов на изобретения и полезные модели, выданных компании и ее ведущим специалистам.
Итак, следующее слово «объединение». Оно подразумевает не только юридическую и организационную форму самой компании, но и форму сотрудничества с партнерами по бизнесу. Еще в самом начале Генеральный директор компании «Феррум», из которой вырос «БелМаг», Игорь Гун обратился к трем крупнейшим металлургическим и машиностроительным компаниям – заводу «Автонормаль», Магнитогорскому металлургическому комбинату и Магнитогорскому калибровочному заводу – с предложением о создании в Челябинской области крупного объединения по производству комплектующих и запасных частей. Этот принцип и по сей день используется в деятельности «БелМага».
С этим проектом связано само название компании. «Бел» от Белебеевского завода «Автонормаль», который теперь называется БелЗАН. Он является поставщиком основных деталей (в первую очередь холодновысаженных заготовок шаровых пальцев). На их базе в Магнитогорске (напомним, что это вторая часть названия, «Маг») выпускаются более двух сотен видов автокомпонентов, поступающих на сборочные конвейеры Тольятти и Нижнего Новгорода, а также на вторичный рынок.
Говоря об истории компании, часто приходится применять слово «впервые». Одним из первых в отечественной промышленности автокомпонентов «БелМаг» начал использовать индивидуальную упаковку, впервые стал применять голографические метки для подтверждения их оригинальности и снабжать гарантийными сертификатами.
Кто может рассказать о компании лучше, чем ее основатель и руководитель. Разговор с Игорем Гуном нельзя назвать интервью в классическом понимании этого слова. Вопросы, которые я задавал ему, чистая формальность. Игорь Геннадьевич готов часами рассказывать о своем детище:
– Компания «БелМаг» была создана в 1996 году. Ее основателями были ученые, специалисты и выпускники Магнитогорского государственного технического университета. Это время, когда были очень востребованы качественные автозапчасти, которых в стране не хватало. После анализа возможной номенклатуры нового предприятия остановили выбор на шаровых опорах. Были разработаны конструкции и технологии, и уже весной 1997 года на арендованных площадях были выпущены первые шаровые опоры, которые сразу получили высокий спрос на рынке. Таким образом, компания была создана практически с нуля, и средства на развитие добывались от продаж производимой продукции. Уже на первом этапе в состав команды молодой компании влились специалисты из машиностроительного комплекса Магнитогорского металлургического комбината и Магнитогорского калибровочного завода. Затем было приобретение двух собственных площадок, интенсивное развитие, приобретение оборудования, расширение ассортимента. Так компания заняла свое прочное место на рынке.
Вспоминая те времена, Игорь Геннадьевич с юмором рассказывает:
– Деньги на развитие компании зарабатывали по принципу «сделали одну опору, продали, на эти деньги сделали две. Потом продали их, на вырученные деньги собрали четыре». Так мы зарабатывали деньги на развитие компании, буквально по рублю. Зато финансовая независимость позволила нам вскоре выкупить в собственность у двух магнитогорских предприятий пустующие производственные площади. Мы смогли не только свободно разместить на них действующее производство и современные склады, высоко оцененные нашими европейскими и российскими партнерами, но и использовать часть на перспективу.
– За 15 лет существования «БелМаг» выработал четкую и продуманную стратегию развития производства, которая обеспечивает ей хорошие финансово-экономические показатели в наше не самое простое время. На что же ориентирована компания в первую очередь: ОЕМ или вторичный рынок?
– «БелМаг» был создан в то время, когда вторичный рынок занимал львиную долю по сравнению с поставками на конвейер, особенно по компонентам подвески и рулевого управления, и компания началась с производства и продаж автокомпонентов для вторичного рынка. Это было очень важно для формирования ее рыночного менталитета. Никто никаких обязательств перед молодой компанией по ее обеспечению заказами не давал, и она зависела только от рынка, от клиентов и от того продукта, который разрабатывает, производит и продает. Но уже в 2002 году стартовали проекты по конвейерным поставкам компонентов для зарубежных заказчиков (в частности, для компании TRW Automotive). В течение нескольких лет (с 2002 по 2006 год) были реализованы два проекта: в начале для поставок шаровых пальцев для автомобилей Dodge Ram в Северную Америку, а затем для автомобилей Renault Megane в Западную Европу. На этих проектах команда технических специалистов «БелМага» значительно выросла, мы прошли хорошую школу и подробно познакомились с требованиями западных заказчиков. Это позволило нам уже в 2007 году выйти с поставками шаровых опор на конвейер ОАО «АВТОВАЗ», а затем и на конвейер СП «GM-АВТОВАЗ». В результате мы быстро стали основными поставщиками шаровых опор на конвейеры главных автомобильных заводов страны, разрабатывая и предлагая заказчику новые прогрессивные конструкции этих узлов. Я могу так оценить структуру нашего производства сейчас: более 30% объема производства – это конвейерные поставки, остальное – поставки на вторичный рынок.
Так как рынок России стремительно меняется, то вместе с ним меняются и наши приоритеты. Мы продолжаем оставаться одним из лидеров вторичного рынка по своей номенклатуре и продолжаем развивать ассортимент, совершенствовать конструкции и качество выпускаемых компонентов, но в то же время очень активно работаем по проектам поставки шарниров подвески и рулевого управления ОЕМ-заказчикам.
Избранная стратегия позволила компании сравнительно стабильно пережить недавний кризис, когда при резком спаде промышленного производства автомобилей значительно возросли потребности вторичного рынка.
– Сейчас положение «БелМага» стабильно, ему можно задуматься о работе не только на российских рынках. Работает ли компания с какими-либо зарубежными партнерами, и в каких областях: конструирование, технологии, сырье, материалы, комплектующие?
– Современный рынок автокомпонентов уже давно подвержен тенденции глобализации, поэтому сложилась определенная специализация по регионам и странам в различных группах компонентов. В связи с этим, являясь одним из основных производителей компонентов подвески и рулевого управления в России, мы не можем не сотрудничать с зарубежными партнерами. Сотрудничество идет практически по всем направлениям, озвученным в вашем вопросе. Мы имеем партнеров за рубежом (это в основном европейские компании) по разработке технологий, по испытаниям автокомпонентов, по конструированию. Ряд комплектующих изделий мы также закупаем как в Европе, так и в Азии, выдвигая очень высокие требования к выбору поставщиков и к поставляемым компонентам.
– Несмотря на постоянно расширяющееся внедрение в отечественный автопром и рынок автокомпонентов современных мировых экономических и организационных принципов и форм работы, они все же остаются весьма специфическими. Как вы, Игорь Геннадьевич, оцениваете положение компании «БелМаг» на российском рынке комплектующих и запчастей?
– НПО «БелМаг» является безусловным лидером по производству и поставкам шаровых шарниров передней подвески в России. «БелМаг» – основной поставщик на конвейеры ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «GM-АВТОВАЗ». Мы поставляем шаровые опоры для ЗАО «Лада-Имидж» – структуры ОАО «АВТОВАЗ», обеспечивающей российский вторичный рынок оригинальными компонентами. Мы – поставщики шаровых опор для многих известных брендов, в частности, таких как «За рулем», и доля продаж шаровых опор под нашим собственным брендом «БелМаг» на рынке также одна из самых крупных. У нас прогрессивные запатентованные конструкции и современные передовые технологии производства этих изделий. Также наша компания – один из лидеров по производству рулевых тяг и рулевых наконечников на отечественные автомобили. В прошлом году мы стали основными поставщиками рулевых тяг новой конструкции для автомобилей LADA Granta и LADA Kalina – наиболее перспективных отечественных моделей. На вторичном рынке мы имеем развитую сеть дилеров во всех регионах России и стран СНГ, наши объемы продаж ежегодно растут.
– А дилерская сеть у «БелМага», надо сказать, очень развитая. Только в России в нее входит более сорока компаний и оптово-розничных сетей, а еще есть представители в Украине, Белоруссии, Азербайджане, Армении и Казахстане.
За два дня, проведенных в Магнитогорске, мне довелось увидеть немало интересных конструкторских и технологических решений, на реализации которых основано производство комплектующих и запчастей сегодня. А что Вы можете сказать о перспективах развитии компании на ближайшие годы?
– «БелМаг» имеет стратегию развития на ближайшие годы. Если говорить кратко, то это сохранение лидирующих позиций по компонентам подвески, рулевого управления и трансмиссии на вторичном рынке автокомпонентов для отечественных автомобилей, расширение ассортимента и увеличение объемов продаж.
Второе направление – это развитие поставок на конвейеры как российских, так и международных автопроизводителей на территории России. У нас есть несколько проектов в этом направлении, которые мы реализуем в настоящее время.
Третье направление – это запчасти для иномарок на вторичном рынке. В этом году мы реализуем первый этап этого проекта, и уже летом наши партнеры-дилеры получат ассортимент наиболее востребованных и конкурентоспособных по цене компонентов подвески и рулевого управления для наиболее популярных в России иномарок.
«БелМаг» сегодня – крупное машиностроительное предприятие, работающее на современном уровне. Собственная конструкторская служба имеет в своем распоряжении комплекс испытательного оборудования, позволяющий проводить полномасштабные испытания оригинальных разработок перед передачей их на испытания автомобилестроителям. Там они также подвергаются всем стендовым и лабораторным испытаниям, после чего принимается решение об их поставках на конвейер.
Столь же жесткий контроль проводится и по всей выпускаемой продукции. Например, шаровые шарниры, поставляемые на конвейер «АВТОВАЗа», проходят 100%-й контроль. За последние 10 лет продукция «БелМага» ежегодно получала награды конкурса «100 лучших товаров России», сама компания вышла в финал конкурса «Премия Правительства РФ в области качества», награждена медалью международного проекта «Золотое Созвездие» (Golden Galaxy) «За высокое качество. Новая эра» (For high quality. New millennium). В мае 2005 года в Оксфорде Игорю Гуну вручили международную награду «Европейское качество» (European quality).
Магнитогорскую марку можно увидеть не только на узлах подвески и рулевого управления. «БелМаг» активно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции, и сейчас в его ассортименте можно увидеть такие детали, как шарниры равных угловых скоростей, гидравлические цилиндры, амортизаторы и стойки, опоры стоек передней подвески, помпы, термостаты и многие другие виды автокомпонентов.
– Мы пошли на это, – говорит Игорь Гунн, потому что наши постоянные клиенты просили нас расширить гамму товаров с таким расчетом, чтобы у одного дилера можно было закупать как можно больше товаров нашей марки, которые требуются при обслуживании и ремонте автомобиля. Проанализировав возможные результаты, мы приняли принципиальное решение о расширении гаммы автокомпонентов собственного производства. Уже летом мы предложим автомобилистам очень интересные и перспективные новинки с маркой «БелМаг».
С ними предстоит познакомиться посетителям очередного Московского автосалона, в котором «БелМаг» будет традиционно участвовать.
Разговаривая с сотрудниками компании, я обратил внимание на то, что большинство из них работает в «БелМаге» 10 и более лет. Пожалуй, это самая наглядная иллюстрация знаменитого лозунга 1930-х годов «Кадры решают все». Наверное, именно эта стабильность кадров и обеспечивает компании производственную и экономическую стабильность.