Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 1. Введение в тему

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 1. Введение в тему

Настоящая статья посвящена особенностям инновационного развития водородных технологий в нашей стране, анализу уроков деятельности в этой области в прошлом, изучению новых тенденций на современном этапе и оценке прогнозов коммерциализации технологий топливных элементов в самой ближайшее время. В этом смысле Ассоциация НАВЭ зарекомендовала себя на рынке инновационных технологий как представитель Третьего сектора национального общественно-политического взаимодействия, которая имеет свою профессиональную независимую и последовательную позицию. Такая позиция, опирающаяся на реальный опыт взаимодействия с государственными структурами Первого сектора и бизнес-сообществом Второго сектора, по мнению ведущих экономистов нашей страны, наиболее востребована в связи недостатком объективной информации для принятия взвешенных решений.

Визитная карточка

  • Александр Юрьевич Раменский, к.т.н.
  • Президент Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ)
  • Вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE)
  • Председатель технического комитета РОССТАНДАРТА «Водородные технологии» (ТК 029)
  • h2org.ru

Коммерциализация водородных технологии и топливных элементов во всем мире получила новый импульс в развитии в 2015 году, после вывода на мировой рынок Японской компанией Toyota Motor Corporation принципиально нового автомобиля Toyota Mirai с электрическим приводом, в качестве энергетической силовой установки которого использовалась система топливных элементов, работающих на сжатом водороде.

Водородный автомобиль с системой топливных элементов представляет собой симбиоз электромобиля, в котором электрический ток вырабатывается с использованием электро-химического генератора (ЭХГ) и газобаллонного автомобиля, водородное топливо которого хранится на борту автомобиля в баллонах c рабочим давлением до 70 МПа.

Организация серийного производства таких автомобилей потребовала решения целого ряда производственных, организационно-правовых и социально-политических вопросов на всем пространстве мирового рынка.

Действительно, помимо проблем, связанных с созданием принципиально нового ЭХГ с использованием технологий топливных элементов, развитием производства компонентой базы электрического привода автотранспортных средств, а также доводки технологий производства баллонов высокого давления из композитных материалов, потребовалось еще развитие новых секторов мировой экономики в сфере деятельности, направленной на формирование инфраструктуры для эксплуатации водородного транспорта, включая строительство водородных заправочных станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии, создание специализированной сети для технического обслуживания, ремонта таких автомобилей и др.

Одним из краеугольных камней развития водородной экономики на международном уровне стало формирование системы стандартизации в области водородных технологий (ВТ) и топливных элементов (ТЭ) в рамках ИСО и МЭК.

Обязанности развития системы стандартизации в сфере ВТ и ТЭ в Международной организации по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) возложены на Технический комитет «Водородные технологии», действующий с 1990 года. В состав ИСО/ТК 197 входит 34 страны, в том числе 19 постоянных членов (Participating Сountries), имеющих статус «P», и 15 стран-наблюдателей (Observer Countries), имеющих статус «O».

В Международной электротехнической комиссии, МЭК (International Electrotechnical, IEC) проблемами технологий топливных элементов занимается Технический комитет в области стандартизации МЭК/ТК 105 «Технологии топливных элементов» («IEC/TC105 Fuel Cell Technologies»). В состав IEC/TC105 входит 31 страна, в том числе 18 стран-участниц, имеющих статус «P», и 13 стран-наблюдателей, имеющих статус «O».

Официальные языки ИСО и МЭК – английский, французский и русский. Право издания международных стандартов на русском языке предоставлено Российской Федерации как правопреемнице СССР, но реализуется нацио­нальным органом по стандартизации крайне редко. Вместе с тем Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) разработало и утвердило процедуры, связанные с изданием международных стандартов на русском языке для лиц, заинтересованных в ускоренных темпах продвижения на национальный рынок новейших международных стандартов. Приказ Росстандарта от 5 мая 2016 года № 546 «Об утверждении Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, а также стандартов иностранных государств» устанавливает процедуры перевода, регистрации и применения указанных стандартов в Российской Федерации, этот документ реально работает и был опробован НАВЭ в условиях международного взаимодействия.

Успех в области всемирной кооперации технологий топливных элементов во многом обусловлен наличием разветвленной системы международной стандартизации.

В процессе своей деятельности ИСО и МЭК разработали и приняли целую систему стандартов, позволяющих осуществлять международную кооперацию практически во всех сферах водородных технологий и топливных элементов. Это процесс набирает силу за счет актуализации уже действующих документов по стандартизации и разработки новых международных стандартов.

Новая инновационная политика Российской Федерации в сфере водородных технологий и топливных элементов, в области энергетики, транспорта и связи, может быть основана на современной рыночной экономике с использованием различных инструментов реализации бюджетного инвестирования.

Опыт участия государственных институтов в развитии водородных технологий и топливных элементов в условиях современной России не нов. Еще в 2003 году Российская академия наук (РАН) в качестве участника бизнес-государственного партнерства совместно с ОАО ГМК «Норильский никель» разработали и пытались реализовать совместную программу действий.

10 ноября 2003 года президент РАН академик Юрий Осипов и генеральный директор – председатель правления ОАО ГМК «Норильский никель» Михаил Прохоров подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и ОАО ГМК «Норильский никель» в области водородной энергетики и топливных элементов. Это было первое крупное соглашение между Академией наук и одной из ведущих промышленных компаний России. 9 декабря 2003 года в Москве состоялось совместное заседание президиума Российской академии наук и правления компании ОАО ГМК «Норильский никель», в ходе которого была подписана Комплексная программа поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам (Комплексная программа). Основными цельями сотрудничества являлись разработка, финансирование и реализация приоритетных высокотехнологичных проектов, создание конкурентоспособного импортозамещающего оборудования и материалов в области водородной энергетики и топливных элементов. В связи с этим компания ОАО ГМК «Норильский никель» учредила в 2005 году Общество с ограниченной ответственностью «Национальная инновационная компания. Новые энергетические проекты» (ООО НИК НЭП). Эта компания была зарегистрирована 4 мая 2005 года ИФНС России по г. Москве № 46.

Компания ООО НИК НЭП совместно с институтами РАН занималась разработкой опытно-промышленной технологии производства топливных элементов и водородных электрохимических генераторов на их основе. Для организации инновационной деятельности компания ОАО ГМК «Норильский никель» регулярно перечисляла на основании решения своего управляющего органа безвозмездные денежные средства ООО НИК НЭП. Общая сумма перечисленных средств составила в соответствии с финансовой отчетностью ОАО ГМК «Норильский никель», опубликованной на его сайте, за 2005–2008 годы 1 794 044 тыс. руб. (в 2005, 2006, 2007 годах – в среднем по 600 млн руб., в 2008-м – 60 млн руб.). Из них 1 793 970 тыс. руб. по состоянию на 31 июля 2009 года в бухгалтерском балансе (форма № 1) отнесено на статью «Добавочный капитал (код 420).

Всего на реализацию Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам ООО НИК НЭП и ОАО ГМК «Норильский никель» с 2003 по 2008 год было истрачено более 2,5 млрд руб. и 241 млн долл. США.

Вместе с тем, несмотря на значительные средства, вложенные ОАО ГМК «Норильский никель» в Комплексную программу, отдачи от ее реализации не последовало. Надежды ОАО ГМК «Норильский никель» на использование задела РАН в этой области оказались несбыточными. Уровень лабораторно-технической базы и подготовка научного персонала того времени РАН не позволял ОАО ГМК «Норильский никель» в короткие сроки реализовать научно-технический потенциал этой организации, а затраты инвестора на приобретение дорогостоящего научно-исследовательского оборудования превысили все разумные пределы бюджетирования. Кроме того, требования архаичной национальной нормативно-правовой базы не позволяли ввести оборудование, предназначенное для работы с водородом в планируемые Комплексной программой сроки. В большинстве случаев приобретенное, установленное дорогостоящее оборудование для производства и испытания единичных топливных элементов и модулей так и не было использовано из-за отсутствия разрешающих документов, а государственные программы Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука), на которые рассчитывало руководство ОАО ГМК «Норильский никель» оказались не доступны.

В августе 2008 года сменилось руководство ОАО ГМК «Норильский никель», а вместе с ним и техническая политика предприятия. На смену инновационному подходу в условиях кризиса 2008–2009 годов пришел так называемый прагматичный подход, связанный с избавлением от непрофильных активов компании. К таким «непрофильным активам» была отнесена вся Комплексная программа поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам.

В 2008 году ОАО ГМК «Норильский никель» перестал финансировать эту программу и принял решение о ликвидации указанной организации. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 6 октября 2009 года ООО «Национальная инновационная компания. Новые энергетические проекты» была признана банкротом. Суд открыл в отношении нее как ликвидируемого должника упрощенную процедуру банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ст. 126). Таким образом, обанкротилась не только компания ООО НИК НЭП, но сама идея бизнес-государственного партнерства ОАО ГМК «Норильский никель» и РАН, стартовавшая в 2003 году под общее одобрение национальной научно-технической общественности и получившая широкое распространения в СМИ.

Как показало судебное разбирательство, все участники разбирательства по-разному оценивали свою роль в причинах банкротства.

ОАО ГМК «Норильский никель» возложило всю вину за банкротство ООО НИК НЭП на менеджмент этой компании, который был неспособен осуществлять инвестиционную деятельность на надлежащем уровне эффективности. На подрядчиков, в том числе предприятия РАН, которые, по мнению ОАО ГМК «Норильский никель», оказались неспособными реализовать инвестиционные вложения в заданные инвестором сроки. Экономисты РАН ошиблись с прогнозами развития водородных технологий и топливных элементов в России, а научные организации оказались неспособными к ведению бизнес-проектов такого уровня. По мнению руководства инвестора, все участники бизнес-проекта работали медленно и неэффективно. Свою позицию предприятия структуры РАН в рамках банкротства никак не высказали и, по сути, согласились с высказываниями ОАО ГМК «Норильский никель».

В свою очередь, подрядчики ООО НИК НЭП имели большие претензии к учредителю этой организации ОАО ГМК «Норильский никель», которая являлась фактически генеральным инвестором Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам. Надо отметить, что в процессе банкротства ООО НИК НЭП «Норильский никель» начал утверждать, что к этой тематике отношения никогда не имел, а компания ООО НИК НЭП действовала на свой страх и риск.

Квинтэссенцией позиции ОАО ГМК «Норильский никель» стал отзыв руководителя юридической службой ОАО ГМК «Норильский никель» на судебном процессе по делу о банкротстве ООО НИК НЭП, представленный 8 сентября 2010 года на заседании Арбитражного суда Ростовской области в ответ на заявление НАВЭ о привлечении ОАО ГМК «Норильский никель» как контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. В этом отзыве, на удивление всей «водородной» общественности, вдруг стало утверждаться, что «обязательств по финансированию деятельности должника при его создании Компанией на себя не принималось. В своей деятельности руководство должника самостоятельно определяло направления развития, а также автономно принимало те или иные решения в процессе экономической деятельности, в пределах своей компетенции и полномочий, определенных учредительными документами и законодательством Российской Федерации, неся в соответствии со ст. 2 ГК РФ риски предпринимательской деятельности».

Что это было: хитрая уловка юристов материнской компании, для того чтобы уклониться от возмещения долгов дочерней структуры, или реальная позиция инвестора в отношении принятой ранее Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам, по которой не удалось получить господдержку, сказать трудно. С наибольшей вероятностью можно утверждать, что менеджеры по продаже научно-технической продукции часть своей работы сделали и получили свой «процент», а реально работающие компании в области НИОКР не получили плату даже за выполненные работы, а некоторые из них были вынуждены прекратить экономическую деятельность.

Итоги бизнес-государственного партнерства ОАО ГМК «Норильский никель» и РАН – это еще и пример того, как осмотрительно должны действовать небольшие компании, пытающиеся работать на рынке инновационных услуг, так широко рекламируемых сейчас на всех уровнях новой стратегической инициативы, и того, как крупные игроки вроде бы на «законных» основаниях, используя «современные бизнес-технологии», при первом же удобном случае (кризис, смена руководства и др.) могут отказаться от оплаты широко разрекламированных проектов, цинично ссылаясь на особенности законодательной базы современных рыночных отношений и на неумение более слабых партнеров учитывать риски возникновения такого случая.

При этом очень важно, чтобы государственные структуры, которые активно поддерживали перспективные проекты, сочли целесообразным включиться в спор между участниками, не рассматривая возникновение такого случая, как противоборство простых хозяйствующих субъектов, и не оставили мелкие инновационные фирмы на съедение «акулам» современного бизнеса, как это оказалось в случае с ООО НИК НЭП. Другой важный вывод из неудавшегося альянса заключается в том, что в погоне за бюджетными средствами никто не подумал о конечном результате совместной деятельности, каждый из участников пытался решить свои корпоративные финансовые проб­лемы. Судя по всему, это очень распространенная ситуация, когда речь идет об участии государства в формировании инновационного процесса, и никто не застрахован от подобных неудач в перспективе.

Вместе с тем, если исключить нюансы судебной полемики, сильно отличающейся от реального состояния дел, то реализация Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам показала, что одним из слабых звеньев указанной программы было неправильная оценка стратегических приоритетов, включая архаичность НПБ технического регулирования и стандартизации. К сожалению, работы НАВЭ в области формирования нормативно-правовой базы технического регулирования были начаты только в 2008 году, когда процесс банкротства ООО НИК НЭП уже был запущен и оказать влияние на осуществление Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам не смогли.

Вместе с тем за прошедший период в нашей стране произошли существенные изменения в области формирования технической политики государства. Для того чтобы не повторить уроки былых инвестиционных ошибок, для реализации поставленной задачи в 2008 году ассоциация НАВЭ вышла с предложением в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстадарт) о создании национального Технического комитета ТК 029 «Водородные технологии», зеркального Техническому комитету ИСО/Т 197 «Водородные технологии» Международной организации ИСО. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 марта 2008 года № 542 такой технический комитет был учрежден и приступил к работе по формированию системы нацио­нальных и межгосударственных стандартов в области водородных технологий и топливных элементов. В национальную систему стандартизации имплементировано 33 стандарта, большая часть которых идентична международным стандартам ИСО и МЭК.

В настоящее время темпы формирования нормативно-правовой базы (НПБ) для ВТ и ТЭ существенно опережают состояние дел в области коммерциализации топливных элементов в Российской Федерации. Созданная передовая НПБ опирается на международные стандарты ИСО и МЭК. Это позволит российской промышленности начать выпускать на внутренний и международный рынок машины и оборудование, соответствующие лучшим мировым аналогам.

После неудачной попытки наших коллег из ОАО ГМК «Норильский никель» и РАН совершить инновационный прорыв в «нулевые» годы ХХI века, на десятилетие интерес к этой тематике у государственных чиновников, бизнеса и ученых практически пропал.

В связи с этим при формировании новых инвестиционных программ следует с настороженностью воспринимать «победные» реляции некоторых коммерческих и околонаучных структур о резком возрастании уровня отечественных научно-технологических разработок в области топливных элементов в нашей стране, потому что этот этап наши коллеги из РАН и ОАО ГМК «Норильский никель» уже проходили, и мы знаем, чем все закончилось.

Вместе с тем с учетом быстро развивающегося мирового рынка технологий топливных элементов интерес к этой инновационной отрасли в нашей стране сильно возрос. Реализуются новые социально-экономические программы научно-технического развития, формируются новые национальные технологические инициативы.

Реализуемая в настоящее время технико-экономическая политика государственных инновационных институтов построена таким образом, чтобы вывести финансовые потоки, связанные с реализацией политики новых национальных технологических инициатив, из «высоких» кабинетов чиновников на просторы рыночной экономики. В области водородной энергетики этот механизм реализуется в виде нового инструмента, построенного на проведении Технологических конкурсов НТИ UP_GREAT, и в частности, «Первого элемента. Земля» и «Первого элемента. Воздух».

К сожалению, как и ранее, новый этап развития водородных технологий и топливных элементов начался с «победных» реляций, с известных лозунгов «догоним и перегоним». Неожиданно наши квадрокоптеры с энергосистемами на топливных элементах стали «самыми лучшими» в мире. В газетах с подачи некоторых околонаучных структур появились сведения о «побитии» мировых рекордов, по длительности полета и др. Но по сути, в этих информационных «бомбах» речь идет о каком-то одном параметре такого «мирового рекордс­мена», а по остальным 20 критериям такой образец даже не испытывался. По-видимому, «запахло» бюджетными средствами и готовится новый инновационный прорыв. По сути, это не плохой симптом оживления деловой среды, надо только, чтобы в этот раз идею не скомпрометировали оживившиеся «бизнесмены» от науки. Нужна доброжелательная и продуктивная критика. К сожалению, наши ученые, «изголодавшие­ся» из-за отсутствия внимания со стороны инвесторов, боятся спугнуть венчурных капиталистов правдивой и реальной информацией и включились наперебой рассказывать, как все у нас хорошо и как будет еще лучше, если прямо сейчас на развитие этого направления дадут немного денег.

В течение 15 лет НАВЭ последовательно формирует национальную техническую политику в области водородных технологий и топливных элементов, опираясь на систему национальной стандартизации, направленную на гармонизацию отечественной нормативно-правовой базы с международными стандартами ИСО и МЭК. Принцип гармонизации нацио­нальной системы стандартизации определен Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ и направлен на содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера.

В этом смысле НАВЭ, зарекомендовавшая себя на рынке инновационных технологий как представитель Третьего сектора национального общественно-политического взаимодействия, – активный участник формирования технической политики страны, а также разработчик специа­лизированых стандартов в сфере водородных технологий и топливных элементов, является реально независимой структурой, позволяющей себе говорить «горькую» правду о действительном состоянии дел. Идея Третьего сектора, как известно, получила распространение в конце прошлого века. Впервые сам термин был использован Теодором Левиттом, профессором Гарвардской школы бизнеса в книге «Третий сектор: новая тактика общественного взаимодействия», изданной в1973 году.

Это направление в общественно-социальном взаимодействии различных бизнес-государственных структур, представляющих первые два сектора, по мнению ведущих экономистов нашей страны, очень востребовано в нашей стране сегодня и будет еще больше востребовано в ближайшее время в связи с недостатком объективной информации для принятия взвешенных решений в сфере политической, экономической и социальной жизни страны, в том числе в сфере коммерциализации водородных технологий и топливных элементов.

Настоящая статья – первая в серии работ о перспективах развития водородных технологий и топливных элементов в нашей стране, в том числе в рамках НТИ. Это современное направление, связанное с развитием инноваций, в России только формируется. Важно, чтобы наряду с государственной и бизнес-поддержкой появилась доброжелательная критика «водородного» сообщества, имеющего давние традиции и придерживающегося концепции преданного и верного служения своей идее.

Александр Раменский,

президент Национальной ассоциации водородной энергетики (РФ), канд. техн. наук

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены