Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 8

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 8

Технологические конкурсы НТИ: анализ прогнозов и результатов

Настоящая статья посвящена особенностям инновационного развития водородных технологий в нашей стране, анализу уроков деятельности в этой области в прошлом, изучению новых тенденций на современном этапе и оценке прогнозов коммерциализации этих технологий в самое ближайшее время. В этом смысле Ассоциация НАВЭ зарекомендовала себя на рынке инновационных технологий как представитель Третьего сектора национального общественно-политического взаимодействия, которая имеет свою профессиональную независимую и последовательную позицию. Такая позиция, опирающаяся на реальный опыт взаимодействия с государственными структурами Первого сектора и бизнес-сообществом Второго сектора, по мнению ведущих экономистов нашей страны, наиболее востребована в связи недостатком объективной информации для принятия взвешенных решений. Ранее были опубликованы семь частей: Ч. 1. Введение в тему; Ч. 2. Современные национальные технологические инициативы и их соответствие мировым практикам. Ч. 3. О социальной ответственности инновационных инициатив в сфере формирования национальной системы стандартизации. Ч. 4. Национальная технологическая инициатива (НТИ): анализ понятийного аппарата. Ч. 5. Принцип добровольности применения национальных стандартов в области водородных технологий. Ч. 6. Роль гармонизации нормативно-правовой базы водородных технологий в организация взаимовыгодного международного сотрудничества. Ч. 7. Нигилизм нормативно-правового регулирования при организации инновационной деятельности и его последствия для технологического развития страны. Восьмая часть стать посвящена итогам завершения Технологических конкурсов НТИ «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух».

В июле 2019 года завершился финал Технологического конкура НТИ «Первый элемент. Воздух». Состоялась процедура его красочного официального закрытия. По существу, закончился довольно длительный период подготовки и проведения двух технологических конкурсов Национальной технологической инициативы (НТИ) «Первый элемент. Земля» (ТК НТИ ПЭ.З) и «Первый элемент. Воздух» (ТК НТИ ПЭ.В).

Мероприятие, за ходом проведения которого следило профессиональное экспертное сообщество в сфере водородных технологий (ВТ) и топливных элементов (ТЭ), в том числе члены Национальной ассоциации водородной энергетики» (НАВЭ) и Технического комитета «Водородные технологии» (ТК 029), подошло к своему логичному завершению. Нельзя сказать, что это мероприятие не оправдало ожиданий совсем. Представилась возможность оценить реальное состояние дел в области ВТ и ТЭ в нашей стране. В условиях довольно активной информационной компании, продвигающей интересы разнообразных групп участников и заинтересованных лиц, получение объективной картины произошедшего имеет важное значение.

Оказалось, что наши представления о техническом уровне энергосистем на основе топливных элементов, методиках оценки эффективности их характеристик и организации испытаний были существенно завышены. Оптимизм организаторов, насыщенный пафосными речами, декларирующими технологический прорыв в будущее, имевший место на старте ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, ушел в прошлое. К сожалению, командам инженеров и ученых так и не представилась возможность преодолеть технологические барьеры в различных отраслях и найти прорывное решение сложнейших технологических задач глобального масштаба. По мнению некоторых экспертов, это обусловлено досадными ошибками организаторов. Победители не получили обещанные крупные денежные призы.

Рис. 1. Финал ТК НТИ ПЭ.В. Фотографии команд, объектов испытания и «тусовки»
Рис. 1. Финал ТК НТИ ПЭ.В. Фотографии команд, объектов испытания и «тусовки»

Всю сумму, выделенную из бюджета РФ на организацию ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В в размере 336 млн руб., включая 200 млн руб. призового фонда, АО «РВК» планирует оставить себе, на развитие венчурных технологий в будущем. Удастся ли «Оператору» конкурса реализовать эту задумку, сказать трудно. Многое в истории с бюджетными средствами, выделенными на организацию ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, будет зависеть от компетентности контролирующих это мероприятие структур, к которым в соответствии с постановлением Правительства от 03.04.2019 № 403, относятся Минобнауки России и Счетная палата Российской Федерации.

Они могут потребовать вернуть неэффективно истраченные средства в бюджет, если это окажется действительно так. Вместе с тем следует иметь в виду, что у АО «РВК» проблемы с неэффективным применением Технических регламентов Таможенного союза и национальных стандартов в области ВТ и ТЭ, имеются уже сегодня. Иногда это приводит, по мнению экспертов, к нарушению Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Представители экономического блока совета директоров и топ-менеджеры АО «РВК», своего негативного отношения к законодательству в указанной сфере деятельности не скрывали и, можно сказать, даже нарочито подчеркивали это факт не только в деловой переписке, но и в различных средствах массовой коммуникации. В связи с этим хочется обратить внимание наших коллег – экономистов из АО «РВК» на то, что технический уровень инновационной продукции во всем мире определяется кодами и стандартами, а непонимание этого обстоятельства делает все усилия современных новаторов бесполезными. Организовать проведение ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, не опираясь на систему стандартов этой области, так же бессмысленно, как организовать ведение бухгалтерского учета c нарушениями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (с изм. от 29.01.2018), а аудит достоверности бухгалтерской отчетности осуществлять без применения Международных стандартов аудита (МСА).

В связи с этим неудовлетворительный результат организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В вполне закономерен. Об этом представители водородного сообщества неоднократно предупреждали «Оператора» конкурса, но, к сожалению, их замечания и пожелания не были учтены.

Напомним, что по сведениям, опубликованным на сайте «Оператора» конкурса (АО «РВК»), Технологический конкурс НТИ «Первый элемент. Земля» (ТК НТИ ПЭ.З), досрочно завершился, не доходя до стадии организации финальных соревнований. Организаторы не смогли выполнить взятые на себя обязательства в полном объеме. Подготовка ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В столкнулась, по мнению ряда экспертов, с неудовлетворительной квалификацией членов команды «Оператора» в области технического регулирования. При подготовке конкурсных заданий практически не использовались национальные стандарты, связанные с оценкой эффективности модулей топливных элементов, игнорировалось нормативно-правовое регулирование в сфере оборота взрывоопасных газов и сосудов высокого давления. Имело место неудовлетворительное информирование участников мероприятия ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Иногда это выглядело как попытка ввести в заблуждение заинтересованных лиц, пытающихся предотвратить указанные нарушения. Именно так можно рассматривать практику ограниченного раскрытия информации об участниках конкурса, производителях модулей топливных элементов и его компонентов, сосудов высокого давления для хранения водорода на борту технологических платформ, предназначенных для испытания модулей топливных элементов. До настоящего времени «Оператор» конкурса не представил публичные сведения о разработчиках таких наземных и воздушных платформ.

Следует отметить, что прозвучавшая критика требует не только раскрытия замечаний по существу, но и анализа вскрытых недостатков. Журнал «АБС-авто» с февраля 2019 года регулярно печатает материалы, посвященные подготовке и проведению ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Надо сказать, что представленные материалы в основном носят практический характер. Но ни разу устроители конкурса не представили опровержение опубликованных материалов и не раскрыли информацию, в отсутствии которой их упрекало экспертное сообщество в лице НАВЭ и ТК 029. В этой ситуации необходимо иметь в виду, что постановление Правительства от 03.04.2019 № 403 (п. 3) не только предписывало «Оператору» конкурса своевременно раскрывать всю существенную информацию, связанную с его проведением, но рекомендовало Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оказывать содействие в освещении в государственных средствах массовой информации проведения технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы. К сожалению, объективной информации о проведении ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В было мало. В основном положительные отзывы в ведущих СМИ. Во многом это связано с тем, что в бюджете экономической деятельности АО «РВК» имеется статья расходов, связанная с формированием положительного имиджа организации. По крайней мере в Годовом отчете организации такие показатели раскрыты официально.

В связи с изложенным представляется целесообразным более детально рассмотреть претензию НАВЭ от 16.07.2018 г. № 07–01АР о «Нарушении прав участников технологического конкурса в результате неудовлетворительной работы оператора, связанной с организацией и освещением этапов их проведения, противодействием участию в работе конкурсов энтузиастов “водородного сообщества”, введения в заблуждение путем использования терминов, критериев оценки, а также методов испытания, не соответствующих общепринятым национальным стандартам» (далее «Претензия»), направленную в АО «РВК» и в копии в Минэкономразвития и Миннауки РФ, Фонд «Сколково» и Счетную палату РФ. В этой «Претензии», предъявленной за год до фактического завершения ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, прогнозировался такой ход развития событий. Большинство замечаний и предложений, высказанных НАВЭ, не были учтены. Надо отметить, что письмом от 10.08.2018 № 795 АО «РВК» фактически признало нарушения, связанные с игнорированием ТР ТС 010/2011, ТР ТС 018/2011, ТРТС 032/2013 и национальных стандартов в сфере ВТ и ТЭ, идентичных международным стандартам ИСО и МЭК.

В частности, в рамках проведения ТК НТИ ПЭ.З до настоящего времени:

1. Не опубликованы сведения об официальных участниках и составах команд по состоянию на 12.07.2019. На запрос НАВЭ в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения им. А. А. Благонравова Российской академии наук, именем которого названа одна из команд ТК НТИ ПЭ.З – «ИМАШ РАН», не подтвердил своего участия в указанном конкурсе, а Минобрнауки России и «Оператор» конкурса так и не раскрыли сведения о реальном участнике, использовавшем имя знаменитого института РАН для названия своей команды.

2. Отсутствуют данные о производителях модулей топливных элементов (ТЭ) команд, участвующих в ТК НТИ ПЭ.З. Из-за отсутствия сведений о реальных участниках ТК НТИ ПЭ.З даже профессиональным экспертам трудно предположить, кто бы это мог быть. В то же время Конкурсное задание ТК НТИ ПЭ.З к раскрытию сведений о наличии собственного производства батарей топливных элементов предъявляет особое требование. Вызывает озабоченность такая практика организации работы «Оператора» конкурса. По существу, подобные действия направлены на сокрытие информации о выявленных перспективных компаниях и практически являются препятствием для развития их технологического и экспортного потенциала, в нарушение постановления Правительства от 03.04.2019 № 403.

3. Нет информации об официальном решении «Жюри» конкурса, связанном с досрочным завершением ТК НТИ ПЭ.З, которое (жюри) в соответствии с критериями и порядком оценки результатов, установленных в конкурсном задании, утверждает результаты экспертизы, промежуточных и финальных испытаний разработок участников, определяет победителей и призеров технологического конкурса и (или) конкурсов отдельных заданий и утверждает протокол о победителях и призерах технологических конкурсов и (или) конкурсов отдельных заданий, а также решения об эффективности использования бюджетных средств.

4. Отсутствуют сведения о наличии технологических платформ для испытания модулей топливных элементов в рамках финальных заездов ТК НТИ ПЭ.З. «Оператор» конкурса не раскрыл сведения в установленном порядке о финансировании работ, услуг и товаров для создания, аренды или закупки подобной техники, баллонов высокого давления, а также поставщиках водородного топлива. По крайней мере на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, которую традиционно использует АО «РВК» для осуществления указанных процедур, сведения о таких операциях отсутствуют. Встает вопрос, каким образом были использованы бюджетные средства, выделенные для этих целей, если в соответствии с письмом АО «РВК» от 10.08.2018 № 795 «Оператор» конкурса самостоятельно осуществлять указанные разработки, операции и испытательные процедуры не планировал.

Не лучшим образом обстоит дело с раскрытием итогов ТК НТИ ПЭ.В.

1. На момент подготовки материала отсутствует публикация решения «Жюри» ТК НТИ ПЭ.В, подтверждающего официальный статус его прекращения. Это обстоятельство существенно затрудняет возможность подготовки жалоб и судебных исков участников финала, которые по мнению ряда экспертов, не получили соответствующие призы из-за ошибок, допущенных организаторами конкурса. К таким ошибкам следует отнести применение водородного топлива, не соответствующего требованиям национальных стандартов, регулирующих его качество. Не было предварительно произведено практическое апробирование критериев оценки эффективности модулей ТЭ. Не была указана степень неопределенности результатов измерения технологических барьеров. Учитывая, что «Оператор» в спешном порядке ликвидировал испытательную площадку для ТК НТИ ПЭ.В, не дожидаясь официального решения, жалобы или претензии участников и других заинтересованных лиц не смогут получить объективного подтверждения.

2. Общие требования к изделию, установленные Конкурсным заданием (КЗ) ТК НТИ ПЭ.В (п. 3.4), предусматривают наличие критериев, выполнение которых в рамках проведения конкурса обязательно. Организаторы конкурса, не сочли нужным раскрывать указанную информацию, в том числе отсутствуют сведения о «Максимально покупном элементе» (МЭБ) и о наличии собственного производства модулей ТЭ.

3. Отказ от использования профессиональных национальных стандартов в сфере ВТ и ТЭ привел к нарушению основного принципа проведения подобных конкурсов, для которых однозначность толкования критериев оценки, точность выполнения обязательств и декларация неопределенности измерений результатов обязательны. В частности, Конкурсное задание (КЗ) ТК НТИ ПЭ.В (п. 3.4) не устанавливает требования по погрешности заполнения резервуара для хранения водорода. Неопределенность параметра не указана. По факту баллон команды «БВС», рассчитанный на 300 атм, устроители конкурса заполнили лишь до 289 атм. Погрешность заполнения составила 3,8%. В результате команда «БВС» не вышла на этап пилотных испытаний, так как не смогла «дотянуть» до показателя технологического барьера, установленного для этого этапа испытаний (ТБ = 550 Wh/kg), всего 3,76%. Эксперты в один голос говорят, что если бы организаторы обеспечили заправку баллона с водородом до 300 атм, как это установлено в Конкурсном задании, то команда преодолела бы установленный на этом этапе барьер, обошла ближайшего соперника команду «Политех» и вышла бы в следующий этап соревнований.

В табл. 1 представлен анализ степени выполнения целей и задач, определенных постановлением Правительства от 03.04.2018 № 403 «Об утверждении Правил организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на организацию и проведение технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению».

Таблица 1. Анализ выполнения целей, поставленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 № 403, в ходе подготовки и проведения ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В
Таблица 1. Анализ выполнения целей, поставленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 № 403, в ходе подготовки и проведения ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В

Будем надеяться, что и Правительство Российской Федерации со временем даст квалифицированную оценку выполнения указанного документа, а опубликованный материал позволит объективно оценить полученные результаты ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В.

По мнению экспертов «водородного сообщества», недостатки при проведении ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В были связаны в первую очередь с неудовлетворительным использованием нормативно-правовой базы водородных технологий и топливных элементов, попыткой уклониться от применения национальных стандартов и правил безопасности в ходе подготовки и организации конкурсных мероприятий, на что правомерно обратил внимание Ростехнадзор в своем письме от 07.02.2019 № 09–03–05/1115. Опираясь на принцип добровольности применения документов по стандартизации, «Оператор» конкурса и команда его экспертов ошибочно посчитали, что современные национальные стандарты будут препятствовать организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Но оказалось наоборот, именно недооценка значения национальных стандартов, связанных с организацией испытания модулей топливных элементов, гармонизированных с международными стандартами ИСО и МЭК, стала сдерживающим фактором проведения указанного мероприятия и привела к досрочному завершению ТК НТИ ПЭ.З.

Следует иметь в виду, что постановление Правительства РФ от 03.04.2018 № 403 предписывает, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, предусмотренных установленными Правилами, а также недостижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета.

Надеемся, что наши коллеги из АО «РВК» сделали должные выводы, связанные с необходимостью применения национальных стандартов при организации своей повседневной деятельности. Учитывая, что лидеры ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, можно сказать, пошли на «повышение», и теперь им поручена работа по организации Центра компетенции НТИ на базе ИПХФ РАН, будем рассчитывать, что практика тесного сотрудничества, направленного на эффективное использование национальной системы стандартизации в области водородных технологий и топливных элементов, продолжится.

Государственная поддержка ЦК НТИ реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2017 № 1251 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций и Положения о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на государственную поддержку центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций».

Судя по всему, Центру компетенций по технологиям новых и мобильных источников энергии Национальной технологической инициативы (ЦК НТИ) предстоит большой объем работ, связанных с развитием технологий топливных элементов.

Следует иметь в виду, что при подготовке документации для проведения закупок в форме запроса предложений в электронной форме на оказание услуг в области водородных технологий и топливных элементов, в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо активно использовать современные национальные стандарты в области ВТ и ТЭ, применение которых регулируется Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ.

В заключение следует выразить уверенность, что все участники движения НТИ совместно обеспечат реализацию усилий, направленных на решение технологических задач, способствующих достижению глобального технологического лидерства Российской Федерации.

П р и м е ч а н и е. Коллеги, ни автор, ни редакция журнала не преследуют цели, связанные с дискредитацией деловых качеств личности или организаций, упомянутых в работе. Стоит задача объективно и заинтересованно освещать тематику ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Привлечь внимание «водородного сообщества» и широкой общественности к этому важному в наше стране событию, способствовать развитию системы профессиональных сообществ и популяризации НТИ. Все ошибочные суждения и информация, не соответствующая действительности, если такая, по вашему мнению, содержится в статье, будут доброжелательно раскрыты при последующих публикациях. Просим вас присылать свои отзывы, пожелания и вопросы, связанные с данной статьей.

Список литературы

[1] Раменский А.Ю. Водород в качестве топлива: Предмет и цели стандартизации // Альтернативная энергетика и экология. 2015. № 1. С. 35–44.

[2] Раменский А.Ю., Григорьев С. А. Технологии топливных элементов: Вопросы технического регулирования // Альтернативная энергетика и экология. 2016. № 19–20. С. 107–129.

[3] Раменский А.Ю. Применение водорода в качестве топлива // АБС-авто. 2018. № 2.

[4] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 1. Введение в тему // АБС-авто. 2019 г. № 2.

[5] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 2. Современные национальные технологические инициативы и их соответствие мировым практикам // АБС-авто. 2019. № 3.

[6] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 3. О социальной ответственности инновационных инициатив в сфере формирования национальной системы стандартизации // АБС-авто. 2019. № 4.

[7] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 4. Национальная технологическая инициатива (НТИ): анализ понятийного аппарата // АБС-авто. 2019. № 5.

[8] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 5. Принцип добровольности применения национальных стандартов в области водородных технологий // АБС-авто. 2019. № 6.

[9] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 6. Роль гармонизации нормативно-правовой базы водородных технологий в организации взаимовыгодного международного сотрудничества // АБС-авто. 2019. № 7.

[10] Раменский А.Ю. О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Ч. 7. Нигилизм нормативно-правового регулирования при организации инновационной деятельности и его последствия для технологического развития страны // АБС-авто. 2019. № 8.

[11] Ramenskiy A.Yu., Grigoriev S. A., Ramen­skaya E. A., Grigoriev A. S. Technical regulation issues concerning fuel cell technologies in the Russian Federation, countries of the Eurasian Economic Union and CIS countries // International journal of hydrogen energy. 2017. No. 42 (33). Р. 1–13.

Визитная карточка

Александр Юрьевич Раменский, к.т.н.

Президент Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ)

Вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE)

Председатель технического комитета РОССТАНДАРТА «Водородные технологии» (ТК 029)

h2org.ru

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены