Обучить клиента
Производители амортизаторов сосредоточивают основные усилия на продвижении среди автовладельцев идеи о том, насколько важно устанавливать на транспортные средства только новые гасители колебаний во избежание аварий. Эти меры призваны поднять продажи продукции на рынке, где уровень конкуренции чрезвычайно высок.
Стратегия разработчиков в основном заключается в выпуске новых продуктов с улучшенными характеристиками при сохранении прежней цены. Это достигается за счет предложения улучшенных амортизаторов с увеличенным ходом. Еще к одной заметной тенденции на рынке можно отнести стремление производителей интегрировать в продукт все больше и больше электроники.
Электронно-регулируемые амортизаторы позволяют существенно увеличить диапазон хода и постоянно подстраиваться под меняющиеся дорожные условия, что, с одной стороны позволяет улучшить управляемость транспортного средства, а с другой – выпустить более привлекательный продукт и нарастить объемы продаж. При этом в автомобилестроении амортизаторам уделяется все больше внимания, учитывая массовое применение таких электронных систем, как ABS или ESP.
В то же время появление на рынке амортизаторов с увеличенным сроком службы определенно сказалось на объемах реализации компаний, считает вице-президент европейского подразделения KYB Майк Говарт. По его словам, качество товара действительно улучшается, однако этот же факт приводит к тому, что потребители реже покупают амортизаторы. Так что для производителя всегда находится какая-либо неразрешенная проблема. В то же время объемы продаж на относительно новых для компании рынках, к примеру в Восточной Европе, растут как благодаря увеличению автопарка, так и из-за плохого состояния дорог, что отчасти компенсирует падение спроса в других регионах.
В компании Tenneco Inc. полагают, что на спрос негативно влияет малая осведомленность водителей об опасности езды с неисправными узлами. Так, производитель особо указывает на то, что ухудшение характеристик амортизаторов на 50% увеличивает тормозной путь транспортного средства при экстренном торможении на 2,6 м; приводит к некорректной настройке фар; увеличивает время реакции водителя и повышает риск аквапланирования на 10%. Кроме того, неисправная работа гасителя колебаний негативно сказывается на управляемости автомобиля при сильном боковом ветре.
Поменять привычки
Производители давно поняли, что успешность продаж элементов подвески в немалой степени зависит от поведенческих особенностей потребителей. Чтобы донести мысль о необходимости использовать только новые узлы, менять амортизаторы попарно, а не по одному, компаниям пришлось вложить немало усилий в специальные образовательные программы. KYB уже несколько лет спонсирует подобную инициативу, старт которой был дан в США. «Она называлась "Решения для регулировки плавности хода", – вспоминает Говарт. – Нам тогда удалось добиться некоторых результатов. Однако сложность реализации подобных программ заключается в том, что она требует огромных усилий, в основном приходится сосредоточиваться на том, чтобы поменять методику работы в автомастерских. В то же время поменять привычки механиков сразу не получается, на это уходит много времени. Мы попробовали внедрить данную программу в Европе, но пока результаты неоднозначны».
Как рассказывают представители компании Tenneco Automotive, она всегда была активна в вопросах обучения участников рынка. «Все наши рекламные и промокампании фокусировались на рисках, связанных с эксплуатацией отработавших свое амортизаторов, в них также делался акцент на важности регулярной диагностики всей подвески автомобиля». Еще в 2005 году Tenneco разработала программу под названием 4Т. Она была предназначена для автомехаников, специализирующихся на работе с элементами подвески. Производитель хотел быть уверенным в том, что до участников этого бизнеса доводится вся необходимая информация.
Национальные различия
Несмотря на реализацию различных программ по популяризации использования только новых и качественных продуктов, даже на европейском рынке существует целый ряд различий, осложняющих деятельность производителей. В частности, некоторые страны сильно пострадали от разразившегося финансового кризиса и пока не смогли оправиться от него. Также существует разница в подходах при ремонте автомобиля. Так, в Tenneco с сожалением констатируют тот факт, что в некоторых странах автомехаников не удается убедить в необходимости менять амортизаторы парой, а не по одному. Между тем в наиболее развитых европейских государствах – в Германии и Франции – подобных проблем почти не возникает.
Более того, по мнению руководства Tenneco, в дополнение к различным подходам в вопросах замены амортизаторов у европейцев существуют и другие различия. Немцы, указывает производитель, выдвигают отличные от других европейцев требования к автомобилям. Поэтому такие гиганты, как Audi и BMW, делают ставку на комфорт. В то же время на рынках США, Франции или Японии этот показатель не является определяющим.
По сравнению с Европой гораздо меньшего от характеристик подвески ждут в Китае. Здесь имеется более 100 крупных и средних производителей амортизаторов, а предложение на внутреннем рынке превышает спрос. Хотя качество товаров пока еще не дотягивает до западных производителей, китайцы смогли наладить поставки комплектующих местным компаниям, а также предложить большой объем продукции на экспорт.
Как и в других отраслях производства, темпы роста выпуска амортизаторов оказались значительными. С 2005 по 2010 год этот показатель рос примерно на 15% каждые 12 месяцев. В результате китайцы смогли поставить для нужд отечественных фирм более 85 млн гасителей колебаний. Большинство игроков работают в низком и среднеценовом сегменте. Наибольшего успеха в вопросах качества удалось добиться фирмам, открывшим совместные предприятия с компаниями, которые пришли в КНР из развитых стран.
Планы на будущее
Сейчас производители вовсю пытаются понять, какие именно типы подвески будут пользоваться наибольшим спросом в будущем. Участники IV международной конференции по передовым системам подвесок, состоявшейся в марте прошлого года в Германии, считают, что следующие поколения продуктов будут разрабатываться с учетом взаимодействия с электронными системами ABS и ESP. Если сейчас немногие компании могут похвастаться наличием в линейке активной подвески, то в будущем такие продукты станут инструментом завоевания новых клиентов.
Также разработчики ведущих компаний уделяют все больше внимания так называемым «зеленым технологиям», позволяющим снизить нагрузку на окружающую среду. По прогнозам, в результате глобального изменения климата новые модели автомобилей будут потреблять меньше топлива, производители сконцентрируются на использовании материалов, более легких по сравнению с традиционными. Эти нововведения затронут и систему подвески. Все более явное увлечение потребителей электромобилями потребует от производителей новшеств и в этой области, поскольку системы, установленные в обычных машинах, часто не подходят для автомобилей, работающих на электричестве. Так что компаниям будет, где развернуться.
Как считает представитель TRW Automotive Харальд Уолтер, в каждом ценовом сегменте производители столкнутся с разными проблемами. Например, спрос на продукцию в нижнем ценовом сегменте будет особенно велик в Азии, где реализуется огромное количество автомобилей в базовой комплектации. Для массмаркета в категории В и С потребуется подвеска, отвечающая последним стандартам безопасности, с оптимальным соотношением цены и качества, а также со значительным сроком эксплуатации. Для более дорогих автомобилей, включая «паркетники» и спорткары, упор при разработке подвески будет сделан на безопасности и комфорте. Компании в основном продолжат искать компромисс между динамическими характеристиками и комфортом при передвижении. С учетом этого наиболее востребована будет электронно-регулируемая подвеска, позволяющая водителю выбрать оптимальный режим работы простым нажатием клавиши.