Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Перспективы развития водородной энергетики в России: пришло время делать ставку на высокотехнологичные стартапы

Перспективы развития водородной энергетики в России:  пришло время  делать ставку на высокотехнологичные стартапы

В Москве в здании Московского энергетического института 20–21 ноября прошел семинар «Коммерциализация технологий водородной энергетики в России: соответствие мировым практикам», организованный Национальной ассоциацией водородной энергетики (НАВЭ) совместно с Московским энергетическим институтом (НИУ МЭИ) и приуроченный к 15-летней годовщине создания НАВЭ.

Первый день работы семинара проходил в формате широкой дискуссии, посвященной представлению современных российских инновационных технологий водородной энергетики и обсуждению практик реализации этих технологий на рынке, в особенности водородных топливных элементов. Важная тема, которая обсуждалась в рамках мероприятия, – влия­ние международных стандартов и требований технических регламентов Таможенного союза на процесс промышленного внедрения. Так, в рамках секции «Технологии топливных элементов» были затронуты аспекты создания и выведение на рынок конечных изделий с применением водородных технологий и их экономическая целесообразность. Участники семинара однозначно отметили, что во многих сегментах рынка применение водородных топливных элементов является преимуществом по сравнению со стандартными технологиями, а в некоторых случаях – безальтернативным решением. Участники также обратили внимание, что международные стандарты не являются барьером для успешной коммерческой реализации водородных технологий, учет их требований на ранней стадии помогает созданию конкурентоспособных продуктов и способствует их успеху на мировом рынке.

П. Б. Шелищ и А. Ю. Раменский, бессменные руководители НАВЭ
П. Б. Шелищ и А. Ю. Раменский, бессменные руководители НАВЭ

Большое внимание было уделено вопросам безопасности и соответствия этих изделий международным стандартам. «Решение задач по коммерциализации существующих проектов и созданию новых стратегических инициатив должно сопровождаться принятием современных международных, межгосударственных и национальных стандартов в области безопасности оборудования, работающего с использованием водорода, внедрения современных способов испытания водородных энергетических установок различного назначения, созданием машин и оборудования, соответствующих лучшим мировым аналогам», – отметил президент НАВЭ, вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики Александр Раменский.

Ольга Нецкина, старший научный сотрудник Института катализа им. Г.К. Борескова, подчеркнула другую особенность семинара: «В России не хватает площадок, где встречались бы организации и люди, работающие в разных сегментах отрасли водородной энергетики, начиная от систем производства водорода, заканчивая системами, потребляющими энергию, полученную с помощью водорода. Этот семинар – одно из немногих мероприятий, которые дают возможность взглянуть на всю отрасль. Мы занимаемся разработкой портативных химических источников водорода совместно с компанией BMPower. Здесь мы смогли увидеть и услышать, кто и как использует результаты нашей работы, что волнует потребителей водородных топливных элементов, заправляемых водородом с помощью наших систем и обсудить общие проблемы отрасли».

Второй день семинара проходил на производственной площадке компании BMPower, одного из лидеров в области производства энергетических систем на основе технологии водородных топливных элементов в России. Участники мероприятия смогли увидеть процесс создания таких энергетических систем от заготовки сырья до выпуска конечного изделия.

Директор по развитию бизнеса, сооснователь компании BMPower Алексей Иваненко
Директор по развитию бизнеса, сооснователь компании BMPower Алексей Иваненко

«Когда речь идет о коммерческих продажах любой новой технологии, нужно понять ее стоимость на всем жизненном цикле. Например, длительность времени работы беспилотных летательных аппаратов – на сегодняшний день основной сдерживающий фактор развития рынка. Однако стоимость топливного элемента отпугивала партнеров. Ведь их цена в разы выше в сравнении с литиевыми батареями или двигателями внутреннего сгорания. Но стоит только посчитать стоимость владения всех доступных решений, и мы видим, что топливный элемент компании BMPower нисколько не уступает им, а с учетом наших преимуществ, таких как стабильная работа при отрицательных температурах, время полета до трех часов и возможность заправки водородом в любой точке земного шара, опережает. Это и пред­определило выбор наших клиентов», – сообщил директор по развитию бизнеса, сооснователь компании BMPower Алексей Иваненко.

Заместитель руководителя дирекции спецпрограмм компании БАНС Александр Зубарев отметил: «Наша компания сделала выбор в пользу топливных элементов в применении к беспилотным летательным аппаратам. Успешное сотрудничество с компанией BMPower в течение полутора лет убедило нас, что пришло время делать ставку на высокотехнологичные стартапы. На семинаре НАВЭ мы увидели, что в России есть технологический и научный потенциал, увидели других пользователей топливных элементов. Здесь мы увидели также новые перспективы развития водородной энергетики в России, возможности кооперации, особенно в приложении к малым летательным аппаратам».

Статья подготовлена НАВЭ

http://h2org.ru/

Справка:

Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ) была учреждена в 2003 году в целях консолидации различных общественных сил, уже участвующих либо потенциально заинтересованных в формировании в России водородной экономики. В числе этих сил – научное сообщество, бизнес, ориентированный на высокие технологии, политики и чиновники, убежденные в том, что долгосрочные перспективы страны и мира прямо связаны с водородными технологиями. В состав президиума Ассоциации вошли наиболее авторитетные ученые – руководители научных центров, представители крупного бизнеса, государственные деятели.

BMPower – высокотехнологичная компания разрабатывающая и производящая электрохимические источники энергии для дронов, робототехники и спецтранспорта. Это альтернатива литий-ионным батареям, позволяющая при сопоставимой массе и габаритах хранить до 10 раз больше энергии, увеличивая время полета дрона до 12 часов (в зависимости от его типа), но не менее 2,5 часа для обычных профессиональных мультикоптеров.

Комментарий редакции

Мне довелось побывать на юбилейном семинаре НАВЭ. Мероприятие было весьма насыщенным – на нем прозвучало 27 докладов.

В первую очередь отмечу одно из ключевых выступлений «Рынок энергетических систем на топливных элементах для беспилотных платформ: особенности коммерциализации национальных инновационных технологий». Автор – А.В. Иваненко, директор по развитию бизнеса BMPower.

И разумеется, меня интересовало все, связанное с транспортом. Например, такие доклады:

• «К вопросу о применении альтернативных топлив с целью снижения выбросов, загрязняющих воздушную среду городов при эксплуатации автомобилей». Докладчик В.Ф. Кутенев, председатель экспертного совета ФГУП НАМИ, д.т.н.

• «Автономные дроны на топливных элементах для доставки малых грузов». Автор Д.С. Тесленко, представитель компании «ЮВЛ Роботикс».

• «Экономическая целесообразность использования топливных элементов на электрических велосипедах, самокатах, скутерах». Докладчик Д.А. Неталиев, директор компании «КБ Теслы».

• «Водородные заправочные станции в блочно-модульном исполнении». Авторы А.Б. Мурзабекова и Р.Р. Шириязданов, ООО «Газохим Инжиниринг».

• «Получение водорода на стационарных и мобильных установках малой производительности». Докладчик Д.Л. Астановский, ООО «ФАСТИНЖИНИРИНГ».

Много прозвучало любопытных фактов и подробностей. Например, в стоимости водорода 70–80% составляет цена электричества. В Аризоне, где много альтернативных источников электроэнергии – ветряки, солнечные батареи – водород выходит дешевле бензина. Поэтому компания Nikola столь смело продвигает свои громадные водородные грузовики.

Будем следить за новостями водородного автомира. Электромобилю быть – это сомнений не вызывает. Но розетка или топливные элементы? Огромная внешняя электростанция или автономная электростанция на борту? Победит ли водород Теслу?

Вот об этом и поговорим в наступающем 2019 году.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены