Почему электрокары проигрывают гибридам
Автопроизводители продолжают наращивать количество электромобилей в своих линейках. Кажется, еще немного, и города заполнят экологически чистые машины. Между тем, несмотря на всю рекламу электротранспорта, массовый потребитель выбирает авто с традиционными ДВС или гибридные машины. Основных причин две: автопроизводители не могут или не хотят пока представить транспортные средства с достаточным запасом хода, в условиях отсутствия господдержки транспорт с электромотором оказывается слишком дорогим удовольствием.
В связи с этим показателен опыт стран Северной Европы, к примеру Дании и Норвегии. Последняя – один из мировых лидеров по доли электрокаров в автопарке. Машины с нулевыми выбросами составляют около 30% всех транспортных средств в государстве. Отчасти такая популярность новомодных машин объясняется различными налоговыми преференциями.
Между тем правительство Норвегии задумалось о том, чтобы отменить часть налоговых послаблений. К примеру, в следующем году предлагается отменить льготы для электромобилей весом более двух тонн.
Инициативу уже нарекли «налогом на Tesla», поскольку наиболее вероятно, что под удар попадут Tesla Model X и кроссовер этой американской компании. Согласно данным национального статистического ведомства Норвегии, сейчас в стране официально насчитывается около 13 тыс. моделей Tesla. В случае одобрения инициативы стоимость американских электрокаров вырастет почти на 9 тыс. долл.
В качестве обоснования отмены преференций министр финансов Норвегии Сив Йенсен отметила, что тяжелые (электро) автомобили создают такую же нагрузку на дорожное полотно, что и машины с бензиновыми или дизельными моторами. Справедливости ради стоит отметить, что другие преференции, связанные со владением электрокаром, пока остаются в силе.
В связи с введением возможного налога защитники «зеленых технологий» уже заявили, что мера замедлит темпы роста парка электрокаров в стране.
Уравняли шансы
Новость о скором отказе Дании в поддержке экологически чистого транспорта привела к значительному падению продаж машин, заряжаемых от розетки. Количество реализованных автомобилей за I квартал 2017 года снизилось на 60,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, сообщало агентство Bloomberg.
В то время как в соседней Швеции обладателей машин с электромотором стало на 80% больше, а в среднем по Евросоюзу – на 30%. Результаты прямо указывают на то, что экологически чистый транспорт все еще неконкурентоспособен без мер поддержки со стороны государства, указало агентство.
Дания, один из лидеров по производству чистой электроэнергии, чьи граждане любят передвигаться на велосипедах, казалась страной, очарованной электромобилями. В 2015 году 5298 датчан купили машины с электромотором. По этому показателю страна почти в 2 раза превзошла Италию, население которой больше Дании раз в десять.
Теперь оказывается, что любовь, скорее всего, была корыстной. Компании – продавцы электромобилей были освобождены от уплаты налога на импорт автомобилей. Он, кстати, составляет 180% для транспорта с традиционным ДВС.
Между тем осенью 2015 года правительство Дании объявило о планах постепенного отказа от подобных преференций. Как объяснили свое решение власти, меры слишком дорого обходятся бюджету. Кроме того, правительство хотело обеспечить равные условия для всех игроков рынка.
Tesla – против
Tesla сразу выступила против такого решения, глава компании во время визита в Копенгаген предупредил о том, что отказ от льгот вызовет резкое падение популярности ее моделей. В Датском альянсе электрокаров новый налоговый режим охарактеризовали как убийственный для рынка.
Изначально выравнивание условий для всех участников отрасли должно было начаться в прошлом году и закончиться в 2020-м. Однако правительство, учтя ситуацию с падением продаж, решило поменять планы.
Отказ от льгот решили отложить до 2018 года, причем за это время должно быть продано по меньшей мере 5 тыс. новых электрокаров. Через год, даже если не удастся реализовать заявленные объемы, от льгот все равно откажутся.
В 2019 году соответствующие налоги поднимут на 40%, в 2021-м будущие владельцы заплатят уже 65% от обычной ставки, а в 2022-м – всю сумму.
В соседней Швеции продажи машин с уменьшенными или нулевыми выбросами продолжают расти благодаря различным субсидиям, включая налоговые послабления сроком на пять лет и скидку в размере 4600 долл.
В Дании же резкая перемена политики в отношении новых транспортных технологий заставила потенциальных клиентов отложить или вообще отказаться от покупки.
Как объяснили участники рынка, компании – производители электромобилей не хотят инвестировать в рынок, который может исчезнуть через год. Они, скорее, вложат средства в страны с более благоприятными условиями и предсказуемым будущим. Считается, что больше всего от перемены политики пострадают продажи Tesla. Именно ее Model S в свое время доминировала на рынке электрических машин.
Китай – не исключение
BYD из КНР за последние годы стала самым крупным производителем машин с электромотором благодаря лидирующим позициям в Китае, который сам по себе превратился в крупнейший мировой рынок. Однако как только правительство решило сократить поддержку выпуска электрокаров, BYD столкнулся с теми же проблемами, что и датские дилеры.
Так, продажи компании в последнем квартале 2016 года просели сразу на 34%. Как считают эксперты, решение о сокращении субсидий было связано с желанием властей избавиться от мелких производителей, которые полностью зависели от мер господдержки. В то же время инициатива ударила и по гигантам индустрии.
Простор – помеха
Как видно, в странах, где покупка машины с электромотором не субсидируется правительством, «зеленые» технологии гораздо менее популярны. К примеру, приобретение автомобиля на аккумуляторах в Австралии будет означать для владельца уплату высокой таможенной пошлины и налог на роскошь. Кроме того, автовладелец столкнется с проблемой нехватки зарядных станций.
В отсутствие мер государственной поддержки электротранспорта в стране наблюдается рост объемов выбросов загрязняющих веществ от автомобилей, свидетельствует доклад местной организации Australia Institute. По словам авторов доклада, в настоящий момент транспорт – третий по величине источник выбросов парниковых газов.
Несмотря на все выгоды электротранспорта, к примеру экономии на топливе, машины типа Tesla в стране так и не стали популярными. Местным потребителям они обходятся гораздо дороже, чем жителям других государств, и остаются большей частью недоступными.
Как показывают данные за 2015 год, в Австралии было продано 1108 автомобилей с электромотором. Для сравнения, машины с традиционным ДВС нашли 1,1 млн новых владельцев. За тот же период во Франции доля электрокаров составила 1,4%, в США – 0,7%, в Норвегии – 23%.
Эксперты считают, что «зеленые» технологии не станут популярными без ряда преференций. Так, предлагается разрешить владельцам электромобилей двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.
Также правительству предлагается простимулировать строительство сети зарядных станций по всей стране. Учитывая размер Австралии и ее географические особенности, гражданам тяжело заставить себя купить автомобиль с запасом хода всего в 172–337 км.
Главное – хорошенько припугнуть
В Великобритании фиксируется обратная тенденция. С начала года в стране продажи машин с электромоторами побили все рекорды на фоне готовящегося отказа к 2040 году от транспортных средств с бензиновыми и дизельными моторами. Согласно статистике, в стране было реализовано 35 тыс. заряжаемых от розетки машин.
Львиная доля из них пришлась на гибриды (больше 24 тыс.), обладателями полностью электрических автомобилей стали 11 217 человек. В процентном соотношении объемы реализации электрокаров выросли на 37%, а гибридов – на 15%. При этом доля гибридов без способности заряжаться от розетки увеличилась почти на 50% до 57 904 единиц.
На ситуацию повлиял недавний скандал с дизельными моторами Volkswagen, когда выяснилось, что реальный объем выбросов загрязняющих веществ занижался. Кроме того, свои собственные запреты готовят администрации британских городов. К примеру, объявить вне закона все машины, кроме электрических, планируют в Оксфорде уже к 2020 году.
Росту продаж способствовали не только запреты, но и стимулирование спроса. Владелец нового полностью электрического автомобиля может рассчитывать при покупке на субсидию до 4500 фунтов, решивший приобрести гибрид – 2500 фунтов.
Кроме того, правительство Королевства намерено потратить 1 млрд фунтов для стимулирования покупок «зеленых» машин. Большая часть средств пойдет на инновации в области разработки транспорта с низкими выбросами загрязняющих веществ и современных топлив.
Статистическая погрешность
В России объем реализации электромобилей остается пока на уровне статистической погрешности. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2016 году продажи новых электромобилей в России составили 83 единицы, что на 28,4% меньше, чем годом ранее (116 шт.).
Лидером по количеству реализованных в стране электрокаров является Tesla, на долю которой приходится около половины (47%) от общего объема. В количественном выражении это составляет 39 экземпляров. Второй по популярности является модель Mitsubishi i-MiEV (20 шт.), продажи которой в нашей стране уже прекращены.
Третью позицию занимает другой электрокар из Японии – Nissan Leaf (18 шт.). Также на российских дорогах появилось и 6 электромобилей Renault Twizy. Как отмечают аналитики агентства «АВТОСТАТ», 60% от всего объема реализованных электрокаров (50 шт.) встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье).
Десять машин отправилось в Санкт-Петербург (с учетом Ленинградской области), девять – в Приморский край, по две – в Татарстан, Краснодарский край и Новосибирскую область. Еще по одному электромобилю приобрели жители Мурманской, Пензенской, Кировской, Курганской, Иркутской, Амурской, Томской областей и Чувашии.
Традиционный ДВС – это надолго
Показателен и анализ ситуации Аналитического центра при Правительстве РФ. При ожидаемом МЭА росте автопарка в мире до 1,5 млрд штук к 2030 году большая его часть еще долго будет оставаться традиционной, говорится в документе.
В развитых странах парк автомобилей (пока дорогих) с различными электроприводами будет расти, но подержанные автомобили на традиционном топливе могут использоваться в развивающихся странах. В России, учитывая качество дорог и климат, важно создать надежную сеть электрозаправок на основных туристских магистралях, чтобы дать «пионерам», иностранным туристам и «прогрессивным богачам» шанс на дальние переезды в новых автомобилях.
В России государственная система поддержки электрического транспорта находится на начальной стадии развития. В отличие от передовых стран, где она производится как на уровне спроса (стимулирование покупок и развитие инфраструктуры), так и на уровне предложения (субсидирование производства, налоговые льготы, финансирование НИОКР), в России поддержка направлена на стимулирование потребительского спроса.
Наиболее существенной мерой поддержки спроса на электромобили на федеральном уровне до недавнего времени являлась нулевая ставка таможенной пошлины, которая снижала итоговую стоимость автомобиля на 18–20%. Это способствовало появлению электромобилей и расширению ассортимента гибридов на нашем рынке. Данная мера действовала с 1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года, а затем продлевалась с 1 сентября 2016 года до 1 сентября 2017 года.
Машины новые – проблемы старые
Несмотря на положительные результаты, решение о продлении нынешнего срока действия пока не принято. Это может объясняться сложностями процедур согласования таможенной политики на уровне ЕАЭС. Фактором, способствующим увеличению доли электромобилей, является развитие инфраструктуры электрозаправочных станций (ЭЗС).
Так, постановление правительства № 890 обязывает АЗС устанавливать станции зарядки электромобилей, однако за нарушение обязательства не предусмотрено штрафов, поэтому количество АЗС с ЭЗС остается минимальным. В то же время сетевые компании имеют собственные стратегии развития зарядной инфраструктуры.
ПАО «Россети» реализует программу, по итогам которой в 2016 году было открыто 60 ЭЗС в некоторых городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Калининграде). К 2018 году компания планирует построить 1000 ЭЗС в 10 регионах, а до конца 2020 года развивать инфраструктуру по всей России.
Среди других мер поддержки развития парка электромобилей на региональном уровне стоит отметить: отмену транспортного налога на электромобили (Московская область); организацию бесплатных парковочных мест (Москва и Санкт-Петербург); разрешение проезда по полосе общественного транспорта (обсуждается регионами).
Текущие меры государственной поддержки электромобилей в России применяются в отдельных регионах, заинтересованных в развитии электрического транспорта по экологическим причинам и из-за наличия спроса, благодаря относительно высокой платежеспособности потребителей.
Динамика рынка электромобилей в России будет зависеть от успехов развития применяемых в них технологий, а также мировой энергетики и политики государства, проводимой в различных секторах ТЭК и промышленности. Поэтому говорить об их перспективах в России затруднительно.
При текущих темпах развития сети ЭЗС, а также при сохранении существующей государственной поддержки по стимулированию рынка спрос на электромобили в консервативном сценарии можно оценить в 200–300 тыс. штук к 2030 году. Рост числа электромобилей в России до такого объема может сформировать дополнительный спрос на электроэнергию в размере 0,6–0,9 млрд кВт•ч. Это, для сравнения, потребует загрузки около 0,1% от всей установленной мощности генерирующих мощностей в среднем по России (расчет проведен на основе данных на 1 января 2017 года).
Однако стоит учесть, что основной парк электромобилей, вероятнее всего, в основном будет сосредоточен в крупных городах России, а подключение большого количества электромобилей в сеть для зарядки в часы пиковой нагрузки может превысить указанные потребности в мощности. В отдельных регионах это потребует комплексного развития сетей ЭЗС, а также возникнет необходимость в качественно другой электросетевой инфраструктуре, подчеркивается в документе.
Как видно, пока популярность и спрос на электромобили поддерживаются за счет стимулирующих мер. При равных условиях потребители, проявляющие интерес к новым технологиям, делают выбор в пользу гибридов, о чем говорят данные продаж.
К примеру, 31 января 2017 года был достигнут новый исторический рубеж в автомобильной индустрии: суммарные мировые продажи гибридных автомобилей Toyota и Lexus преодолели отметку в 10 млн единиц. В 2016 году рост объемов реализации гибридов японской компании составил 16%. Toyota смогла проставить 1,4 млн гибридных машин, Tesla – около 76 тыс.
В то же время стоит отметить, что у электромобилей все же есть потенциал для роста. Но для этого компаниям придется серьезно вложиться в разработку новых аккумуляторов, которые значительно увеличат пробег транспортных средств.