Премия авансом
Hyundai Motor получила престижную награду за автомобиль на водородном топливе. Разработчики уверяют, что он не уступает по характеристикам машинам с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Однако тест-драйв новинки показал, что у ДВС все еще остается преимущество.
Компания Hyundai Motor стала обладателем престижной награды Green Steering Wheel за автомобиль ix35 Fuel Cell, работающий на водородном топливе. Приз был присужден журналом Auto Show, турецкой версией автомобильного издания Auto Bild.
Члены жюри сделали выбор в пользу Hyundai ix35 Fuel Cell не только благодаря передовым технологиям и широким возможностям автомобиля, но и потому, что он «отражает будущее, наступившее уже сегодня».
Hyundai Motor стала первым автомобильным производителем в мире, начавшим серийное производство автомобилей на водородном топливе.
«Эта награда отмечает заботу компании Hyundai об окружающей среде и использование в современных моделях альтернативного топлива, – заявил управляющий директор Hyundai Assan Турция Ондер Гёкер. – Автомобиль ix35
Fuel Cell не уступает в практичности, мощности, безопасности и ходовых характеристиках традиционному ix35 с двигателем внутреннего сгорания, но при этом не выбрасывает вредные вещества в атмосферу. Я рад, что читатели Auto Show и эксперты признали преимущества этого автомобиля. Производство ix35 Fuel Cell стартовало в начале 2013 года. К2015 году оно будет расширено в связи с растущим спросом на модель, и новый безопасный для окружающей среды ix35 Fuel Cell будет доступен большему числу покупателей».
Награда The Green Steering Wheel вручается в специальной номинации европейской автомобильной премии The Golden Steering Wheel за самые значительные достижения в области экологических инноваций. Победителей ежегодно определяет профессиональное жюри, состоящее из спортивных гонщиков, техников, автомобильных журналистов и конструкторов, а также 73 млн читателей крупнейшей в Германии еженедельной газеты Bild am Sonntag и автомобильного журнала Auto Bild. Кандидаты оцениваются согласно множеству критериев, учитывающих все инновации и ноу-хау. Журнал Auto Show, турецкая версия Auto Bild, также участвовал в выборе победителей в каждой из категорий. Водородный Hyundai ix35 Fuel Cell получил самую высокую оценку от читателей журнала и жюри.
Первые пять серийных автомобилей ix35 Fuel Cell поступили в Лондон в июле 2013 года в рамках программы по расширению сети водородных транспортных средств столицы Великобритании. К 2015 году Hyundai планирует произвести уже 1 тыс. автомобилей для реализации во всем мире.
В 2014 году на ежегодном автосалоне в Женеве Hyundai Motor представит Intrado – еще один автомобиль на топливных элементах. Облегченный корпус концепт-кара создан из высокотехнологичных материалов, демонстрирующих направление развития автомобильных технологий в будущем. Концепт-кар будет приводить в движение силовая установка на топливных элементах нового поколения, которая стала значительно легче и меньше двигателя, установленного на серийный автомобиль на водородных топливных элементах Hyundai ix35 Fuel Cell.
«Hyundai Intrado воплощает наше видение будущего автомобильной промышленности: это безопасность для окружающей среды и свобода, ассоциирующаяся с полетом», – отметил президент и директор дизайн-центра Hyundai Motor Group Питер Шрайер.
Почему водород?
Водород, считают в компании, это будущее устойчивого развития моторостроения. С учетом того, что элемент широко распространен в природе, такое топливо имеет явные преимущества перед невозобновляемыми источниками энергии. Во-первых, его много, во-вторых, КПД у водородного топливного элемента выше, чем у традиционного двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, машина, оборудованная топливным элементом, может запасать электричество.
Для автомобилестроения вопрос поиска неисчерпаемого и эффективного источника энергии является очень важным. Однако главная причина, по которой компания решила развивать данное направление, состоит в том, что технология позволяет забыть о загрязнении окружающей среды.
Снаружи ix35 Fuel Cell не отличается от модели с традиционным мотором. Разница – в начинке: сердцем машины являются топливные элементы, где в результате реакции водорода и кислорода вырабатывается электричество, необходимое для работы электромотора. С его помощью машина приводится в движение.
В автомобиле также установлен аккумулятор для облегчения старта и питания вспомогательных систем. Сам водород хранится в двух баках.
В Hyundai говорят, что, оснащая автомобиль новым оборудованием, компания стремилась создать транспортное средство, которое бы имело сопоставимые характеристики с автомобилями с традиционными ДВС или даже превосходило их по некоторым параметрам. Новинка прошла на испытаниях более 3 млн км, причем испытывали ее как в условиях экстремальной жары (в Долине смерти в США), так и в условиях экстремального холода (Швеция).
Судя по заявленным техническим характеристикам ix35, он не сильно уступает традиционным ТС. Силовая установка выдает 135 л.с., от 0 до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 12,5 с, максимальная скорость составляет 159 км/ч. Машина выгодно отличается от электрокаров.
Если последним требуется минимум 30 мин для подзарядки, кроссоверу от Hyundai нужно всего 3 мин для полной заправки, а запас хода составляет почти 600 км.
Производитель также подчеркивает, что его детище успешно прошло все необходимые краш-тесты. Кроме того, кроссовер оснащен специальными датчиками, которые в случае аварии дадут сигнал о необходимости перекрыть подачу водорода.
Корейцы не забывают и о грамотном продвижении новинки. В компании заявили о готовности организовать серию тест-драйвов для представителей Европарламента, Еврокомиссии и других чиновников, ответственных за выработку политики в области охраны окружающей среды. Ведь, как известно, Европу в ближайшем будущем ждет серьезное ужесточение законодательства в этой области.
Шла машина по шоссе
На бумаге вышеперечисленные характеристики выглядят впечатляюще, однако проведенные журналистами издания Greencarreports. com испытания выявили и недостатки модели. Главное – автомобилю не хватает мощности на шоссе. В городе транспортное средство еще уверенно держится в потоке, но на трассе становится видно, что ix35 уступает собратьям с ДВС. Если вдавить педаль акселератора в пол на скорости около 100 км/ч, тяжелый кроссовер будет, конечно, разгоняться, но мучительно медленно. Хотя машина все-таки способна на обгон, маневр при езде за городом приходится тщательно планировать. И по этой характеристике модель уступает бензиновому ix35.
Аналогичную особенность отметили журналисты The Telegraph. Как большинство электромобилей, кроссовер резко стартует с места, создается ощущение, что машина резвее, чем она есть на самом деле. Уже после достижения скорости в 80 км/ч прыть автомобиля улетучивается, двигатель теряет мощность. В то же время езда по городским улицам достаточно комфортна, здесь ix35 хватает резвости, а машина практически не издает шума.
Чувствуется и то, что машина прибавила 300 кг в весе по сравнению с обычным ix35. По свидетельству журналистов, при проезде «лежачего полицейского» машина заметно кренится. Не понравилась тест-драйверам и работа тормозной системы. Ее настройка пока оставляет желать лучшего. К примеру, водителю так и не удалось хоть раз затормозить плавно.
Традиционные проблемы
Неразвитой остается и инфраструктура. Так, в Соединенных Штатах существует пока только 10 водородных заправок. Восемь из них находятся в Южной Калифорнии, здесь, кстати, весной и будут представлены первые ix35 Fuel Cell. Местные власти, правда, планируют довести число таких заправок до 40 в 2014 году и до 70 в 2016 году. Власти Германии надеются увеличить в обозримом будущем количество водородных заправок до 385 с нынешних 15. Наконец, цена автомобиля на топливных элементах остается высокой.
При этом, несмотря на все трудности, ведущие производители не отказываются от планов по выводу работающих на водороде транспортных средств на рынок. В Toyota уверены, что стоимость таких машин будет сопоставима с другими автомобилями, не выбрасывающими вредных веществ в атмосферу, к 2030 году.
Как сообщает портал Autonews.com, компания надеется, что резкое сокращение стоимости топливных элементов позволит продавать 5-10 тыс. машин после 2015 года. Именно на этот год запланирован вывод на рынок работающего на водороде автомобиля FCV Concept.
Когда компания в 2007 году представила демонстрационные версии водородных ТС, стоимость одного топливного элемента составляла почти 750 тыс. евро. Теперь же производитель считает, что сможет выпустить элемент не дороже 35 900 евро за штуку. Это составит примерно половину стоимости автомобиля. Цену удалось снизить за счет уменьшения расхода платины и размера самих элементов. Теперь их разместят под передними сидениями. Кроме того, отмечают в компании, наращивание объемов производства и новые разработки позволят постепенно уменьшать стоимость элементов. Начать продажи автомобилей на водородном топливе может и Honda в 2015 году.
Торопиться не надо
Разработками в аналогичной области заняты также в Mercedes-Benz. По информации издания leftlanenews.com, производитель представит компактный автомобиль F-Cells, работающий на водороде, в 2017 году. Машина получит абсолютно новую силовую установку, которая является продуктом совместной работы Daimler, Renault-Nissan и Ford.
Топливные элементы разместят под пассажирским салоном, они будут питать электромотор, расположенный на передней оси ТС.
Водородные баки будут выполнены из углеродного волокна, их разместят под кузовом. На полную заправку уйдет около 3 мин, а запас хода должен составить почти 400 км. Избыточная электроэнергия будет запасаться в литий-ионных аккумуляторах. При необходимости резко набрать скорость аккумуляторы дадут мотору дополнительную энергию.
Интересно, что около 300 экспериментальных F-Cell уже колесят по дорогам мира. Очевидно, что немцы не спешат с выводом модели на рынок, стремясь получить как можно больше информации от водителей, с тем чтобы устранить появляющиеся недоработки.
На текущий момент, по свидетельству представителей компании Bosch, единственным типом мотора, который позволяет вписаться в рамки по ограничению вредных выбросов и при этом дарить, что называется, удовольствие от вождения, остается дизельный двигатель. Он имеет хорошие динамические характеристики, потребляет относительно мало топлива и пока подходит под жесткие стандарты по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.
Обслуживание и ремонт
Пока точно не ясно, сколько будут стоить новинки и во что обойдется их обслуживание и ремонт, если таковой потребуется. Известно лишь, что американцам с весны 2014 года предложат ix35 (Tucson) Fuel Cell по программе лизинга. Она рассчитана на полтора года с ежемесячной выплатой в размере 499 долл. (плюс 2999 долл. при заключении договора). По окончании срока действия программы покупка авто невозможна. В предложение входит обслуживание и топливо. К примеру, если у кроссовера возникнет какая-либо неисправность, дилер сам заберет машину, выдаст подменную, а по устранению неисправности пригонит ее клиенту.
Высокая стоимость автомобиля в теории должна быть несколько компенсирована более низкой стоимостью обслуживания. Ведь у транспортного средства на водороде меньше движущихся частей по сравнению с традиционными машинами. Будет ли это верно на практике, станет ясно через несколько лет, когда остальные производители запустят свои новинки в серию.