Подглядеть за рынком
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
Компания Ford запатентовала новый тип подушки безопасности – Safety Cage (Клетка безопасности). Как считает автопроизводитель, разработка позволит эффективно защищать пассажиров на задних сидениях при всех типах ударов – фронтальных, боковых и ударах сзади.
При срабатывании новинка будет принимать форму латинской буквы U. Саму подушку предполагается разместить за передними сидениями. По некоторым сведениям, монтироваться она будет под крышей автомобиля.
Система управления подушками будет собирать и анализировать информацию о состоянии транспортного средства. Она же станет определять, сколько эйрбегов должно сработать при ударе, и в случае необходимости заставит сработать заднюю подушку.
Очередной отзыв
Toyota объявила об очередном отзыве автомобилей из-за проблем с газогенераторами фирмы Takata. На этот раз в дилерские центры должны будут вернуться более 1,5 млн транспортных средств.
Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) в мае усилило меры по отзыву машин, оборудованных потенциально опасными газогенераторами подушек безопасности японской фирмы Takata.
Они уже стали причиной самого крупного отзыва автомобилей в мире. При производстве детали применялась селитра, из-за воздействия высоких температур или влажности соединение становилось нестабильным. В результате при срабатывании подушек безопасности водитель мог получить в лицо заряд металлических осколков.
По меньшей мере 11 смертей в Соединенных Штатах связывают с неисправностью срабатывания защитных механизмов. Еще 100 человек получили ранения из-за неисправности подушек Takata. Toyota пообещала клиентам бесплатную замену газогенераторов для владельцев моделей Lexus, Scion, Sienna, 4Runner, Yaris, Corolla и Matrix.
С течением времени Takata изменила состав, в который входила аммиачная селитра, добавив специальный влагопоглотитель. Это должно было устранить проблемы с нестабильностью вещества. NHTSA стремится убрать с рынка газогенераторы без влагопоглотителя, предписав отозвать несколько десятков миллионов машин. В общей сложности в США замена узла от Takata потребовалась 63 млн транспортных средств. Только одна Toyota отозвала 4,7 млн машин.
Богатый выбор
По сообщениям ряда СМИ, японская Honda занялась разработкой новейшего двигателя с изменяемым ходом поршня.
Компания подала в местные регулирующие органы заявку на патент мотора нового поколения с поршнями различной длины. Использование технологии изменения хода поршня наряду с уже применяемой деактивацией цилиндров должно помочь японцам создать двигатель с изменяемым объемом.
В теории один и тот же 4-цилиндровый двигатель получит 15 вариантов объема в зависимости от высоты каждого из четырех поршней. Такая невероятная гибкость в настройках позволит Honda существенно разнообразить гамму предлагаемых моторов для большого количества моделей.
К примеру, у компании в данный момент есть 4-цилиндровый 2-литровый двигатель. Объем каждого цилиндра составляет 0,5 л. Соответственно новая технология позволяет выпускать один мотор, объем которого можно варьировать в пределах 0,5–2,0 л.
Изменяемый ход поршня будет способствовать существенной экономии средств компании на разработки и исследования, а также временные затраты. Судя по информации по патенту, японцы готовы применить технологию на моторах с двумя, тремя и четырьмя цилиндрами.
Турбиной больше
Немецкая компания BMW Group решила улучшить имеющиеся в линейке двигатели, добавив еще одну турбину к трем имеющимся.
Новый рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 3 л создан на базе последнего поколения силовых агрегатов BMW Group. Он оснащается обновленной технологией BMW TwinPower Turbo, включающей многоступенчатый турбонаддув за счет четырех турбонагнетателей и усовершенствованную систему непосредственного впрыска Сommon Rail, подающую топливо в цилиндры под давлением свыше 2500 бар. Изменения позволили добиться улучшенной производительности, хорошей тяги на любых оборотах двигателя и динамики.
Новый BMW 750d xDrive улучшил динамические показатели своего предшественника на 0,3 с и теперь разгоняется до 100 км/ч за 4,6 с (BMW 750Ld xDrive – за 4,7 с).
Мощность двигателя была улучшена на 5%, средний расход топлива снижен на 11%, сообщил автопроизводитель. Дизельный двигатель нового поколения развивает мощность 400 л. с. при 4400 об/мин. Его оптимизированные показатели ярче всего отражены в характере нарастания крутящего момента.
Минимальные 450 Нм обеспечиваются уже при 1000 об/мин, а максимальные 760 Нм агрегат развивает в диапазоне от 2000 до 3000 об/мин. В сочетании с 8-ступенчатой автоматической трансмиссией Steptronic новый мотор позволяет флагманскому седану не только быстро разгоняться с места, но и интенсивно ускоряться даже на высокой скорости.
Благодаря многоступенчатому турбонаддуву и слаженной работе всех компонентов системы новый двигатель стал еще более эффективным и производительным. Система наддува состоит из двух компактных турбокомпрессоров высокого давления, интегрированных в единый корпус с изменяемой геометрией, при этом крупный турбонагнетатель, отвечавший за наддув на низких оборотах, заменен двумя более отзывчивыми турбокомпрессорами меньшего размера. Электронная система управления последнего поколения, контролирующая все параметры двигателя, четко и слаженно координирует работу каждого турбонагнетателя.
Другими словами, постоянно работает один турбонагнетатель высокого давления и два – низкого. И лишь при резком ускорении с оборотов холостого хода система отключает оба турбонагнетателя низкого давления, что способствует еще более быстрому увеличению давления наддува. Второй турбонагнетатель высокого давления активируется при достижении двигателем скорости вращения в 2500 об/мин.
Еще одна особенность нового двигателя – система рециркуляции отработавших газов, активная как при низком, так и при высоком давлении наддува. Подобный принцип работы позволяет существенно снизить уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. Ожидается, что модели BMW 750d xDrive и BMW 750Ld xDrive поступят в продажу с июля 2016 года.
Подогрели спрос
Продолжающееся бурное развитие рынка электрокаров привело к резкому подорожанию лития, используемого в том числе при производстве аккумуляторов для электромобилей. Газета «The Wall Street Journal» связывает увеличение стоимости сырья с деятельностью компании Илона Маска Tesla Motors.
Цены на литий карбонат выросли на 47% за I квартал года по сравнению со средними ценами в 2015 году. Причем, если в прошлом году стоимость других металлов и сырья не показывала тенденцию к увеличению, литий подорожал на 28%.
На этом фоне заказы на мягкий метал не снижаются, а, согласно прогнозам компании Goldman Sachs Group, спрос на литий к 2025 году может утроиться. Из-за широкого применения металла в смартфонах и электромобилях к указанному времени его потребуется уже 570 тыс. т.
Хотя Tesla не единственный потребитель лития, ее непомерный аппетит привлек внимание наблюдателей. Через пару лет компания намеревается продавать до 500 тыс. машин по всему миру. Спустя еще пару лет – 1 млн. Ставка сделана на недавнюю Model 3, ее цена почти в 2 раза ниже Tesla Model S, что должно дополнительно поспособствовать продажам. По информации производителя, на данный момент ему удалось получить 400 тыс. заказов на новинку.
Интересно, что во время презентации новинки Маск сообщил о том, что для производства полумиллиона машин компании придется использовать весь получаемый в мире литий. Компания помимо прочего планирует стать крупнейшим производителем литий-ионных батарей. По подсчетам Goldman Sachs, для выпуска одного аккумулятора, устанавливаемого на Model 3, требуется столько же металла, сколько используется при производстве 10 тыс. смартфонов.
Несмотря на то что лития на Земле достаточно, добыть его непросто. Большинство месторождений находятся в труднодоступных районах, что создает проблемы логистического и технического характера. Сейчас металл добывают на нескольких площадках, включая Чили, Аргентину и Австралию. В отличие от золота, меди и другого сырья литий не присутствует на спотовом рынке, цены на металл обговариваются отдельно между покупателем и продавцом.
Большой спрос на этот вид сырья фиксируется со стороны Китая. Здесь правительство озадачено переводом общественного транспорта на электротягу, а также стимулирует использование электрокаров. В следующем году местная компания NextEV обещает вывести на рынок собственный электромобиль. Эти факторы будут способствовать дальнейшему роста спроса на металл, прогнозируют эксперты.
Кроме того, ожидается, что возрастет спрос и на другие металлы, используемые автомобилестроительными компаниями. Инженеры ради снижения веса автомобиля все чаще прибегают к созданию полностью алюминиевого кузова. Распространение транспортных средств с альтернативными источниками энергии увеличивает спрос и на медь. Для электромобиля ее в среднем требуется 60 кг. Это в 4 раза больше по сравнению с машиной, оборудованной дизельным мотором.
Помогут с покупкой
Правительство Германии одобрило выделение 600 млн евро для стимуляции покупки электромобилей. Приобретатели подобного транспортного средства получат так называемый «экологический бонус». Свою лепту в популяризацию электрокаров внесут и производители, также в размере 600 млн евро.
Таким образом, размер субсидии при покупке нового автомобиля с электрическим мотором составит для жителей Германии 4 тыс. евро, те, кто выберут новый гибрид (электромотор плюс ДВС), в праве рассчитывать на помощь от государства в размере 3 тыс. евро. Более того, владельцы электромашин будут освобождены от уплаты автомобильных налогов сроком на 10 лет.
Представитель министерства экономики назвал меры жизненно необходимыми для выживания промышленности страны в будущем. Причем машины с альтернативными двигателями будут ключевым фактором, способствующим удержанию лидирующих позиций на европейском автомобильном рынке.
Растущий спрос будет способствовать важным и необходимым инвестициям во всю цепочку поставщиков отрасли, считают в правительстве. Автомобилестроение – важный для Германии сектор экономики, здесь задействованы около 775 тыс. человек. Ежегодный объем продаж оценивается в 400 млрд евро.
Министры надеются, что инициатива поспособствует появлению на дорогах государства 300–500 тыс. новых электромобилей. На данный момент в стране зарегистрировано всего 25 тыс. электрокаров и 130 тыс. гибридов. Согласно озвученной ранее министерством транспорта информации, к 2020 году по дорогам должно колесить 1 млн транспортных средств с электродвигателями.
А лет через сорок немецкие автомобилисты смогут полностью отказаться от ископаемых видов топлива. Ассоциация участников автомобильной отрасли поддержала предложенные властями меры, назвав инициативу очень важной. Стоимость электротранспорта выше по сравнению с традиционным. Компенсация со стороны государства сделает электрокары и гибриды более доступными.
Сэкономят на водителях
Uber сообщила о начале испытания беспилотного автомобиля в американском Питтсбурге. Для эксперимента используется гибридная модель Ford Fusion, оснащенная радаром, лазерами и камерами. В ходе испытаний планируется проверить, как будет вести себя транспортное средство в различных дорожных ситуациях. Интерес к беспилотным технологиям Uber начала проявлять год назад. Тогда компания стала нанимать экспертов в области робототехники для работы в новом исследовательском центре.
Хотя компании еще далеко до создания полноценного автономного транспортного средства, каждый новый день приближает ее к заветной цели. Сейчас Uber сконцентрировалась на отладке технологии и вопросов безопасности.
Специалисты хотят убедиться, что их машины безопасны для пешеходов, водителей двухколесного транспорта и других участников дорожного движения. Как и Google, владельцы сервиса по вызову такси заявляют о намерении снизить число ДТП, зачастую обусловленных человеческим фактором.
Помимо снижения количества аварий Uber преследует и вполне приземленные цели. Глава компании говорил, что водитель – это наиболее затратная составляющая финансовой модели сервиса. К тому же официальный статус водителя (считать его подрядчиком или наемным рабочим) также представляет серьезную проблему для развития компании. Один из исков по данному вопросу обошелся компании в 100 млн долл.
При отсутствии человека за рулем автомобиля стоимость поездки оказывается меньше стоимости владения автомобилем. Если на такси люди будут тратить меньше, чем на содержание собственного автомобиля, машина в общем-то оказывается не такой уж и нужной.
Стоит напомнить, что самоуправляемыми транспортными средствами последние семь лет занимается также Google. Автомобили этой компании колесят по четырем городам Соединенных Штатов. В ближайшее время исследовательские работы планируется ускорить. Для этого заключено партнерское соглашение с Fiat Chrysler Automobiles, которая построит 100 минивэнов Pacifica. В них можно будет разместить всю необходимую аппаратуру.
Тестирует собственные беспилотники и Ford. Недавно компания получила разрешение от регулирующих органов страны на испытания автономного гибрида Ford Fusion.
Наконец, многие автопроизводители от Audi до Kia внедряют изощренные системы помощи водителю в новых моделях. Их уже можно рассматривать как элементы автопилота. Функция удержания ТС в пределах полосы получили и электрокары Tesla. C учетом масштабности разработок специалисты считают, что до появления полноценного беспилотника остается подождать каких-то три-четыре года.
Подорожавшее обслуживание
Российские водители заметили рост расходов на содержание машины в последний год. При этом владельцы транспортных средств исключают возможность отказаться от машины ради экономии, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на фонд «Общественное мнение».
Согласно результатам опроса, проведенного 8–14 апреля среди 2000 респондентов в 104 населенных пунктах 55 регионов РФ, более трети (39%) россиян лично водят автомобиль.
Среди них каждый десятый (10%) ежемесячно тратит на топливо свыше 5 тыс. руб., столько же (10%) отдают за бензин, дизель или газ сумму в диапазоне от 2,5 до 4 тыс. руб. По словам 6% респондентов, они каждый месяц оставляют на заправках от 4 до 5 тыс. руб., 4% – от 1,5 до 2 тыс. руб.
Платными парковками пользуются лишь 7% из 39% россиян, садящихся за руль автомобиля, причем 6% укладываются в сумму до 2 тыс. руб. ежемесячно. Средняя стоимость техобслуживания автомобиля, к которому за прошедший год прибегли 27% владельцев автомобилей, составила 17 240 руб. Оплата штрафов, которые получили 15% из числа 39% россиян, водящих автомобиль, обошлась в среднем в 3152 руб.
В целом каждый четвертый (23%) водитель оценивает свои расходы на содержание автомобиля как среднюю нагрузку на семейный бюджет. 9% считают затраты большими, 7% говорят об относительно небольших потерях для семейного кошелька.
Говоря о тратах на содержание автомобиля, каждый четвертый (26%) водитель заявил о росте расходов за последний год. Лишь 11% считают расходы на машину неизменными, 1% сказал о сокращении трат.
Тем не менее 23% автолюбителей признались, что экономить на своей машине они не пытаются. 14% рассказали о своих попытках снизить расходы на содержание автомобиля: сокращая число поездок (6%), самостоятельно ремонтируя автомобиль, уменьшая траты на ремонт, запчасти, мойку, топливо, придерживаясь аккуратного стиля вождения (8%).
Рассуждая о возможности отказаться от автомобиля в целях экономии, более четверти (28%) водителей заявили, что это исключено. В частности, 8% подчеркнули, что машина им необходима, 6% сказали о важности наличия автомобиля для работы.
15% сослались на комфортность перемещения, независимость от общественного транспорта, частые поездки за город, облегчение ухода за детьми, наличие в семье людей с проблемами по здоровью, возможность содержать автомобиль и привычку ездить на машине. Лишь 7% автовладельцев отметили, что в перспективе они могут отказаться от машины.
Комфорт против надежности
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование российского рынка, которое охватывало продажи новых легковых автомобилей, оборудованных автоматической трансмиссией.
Согласно результатам исследования, по итогам I квартала 2016 года рыночная доля таких машин в России составила 52,7%. Таким образом, впервые реализация легковых автомобилей с АКП превзошла продажи машин с механической трансмиссией.
Ранее наибольший показатель доли рынка «автоматов» в стране был отмечен в 2014 году (49,1%), причем до этого он постоянно рос. Но по итогам 2015 года доля продаж легковых автомобилей с автоматической трансмиссией снизилась до 48,3%.
По мнению директора аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, рост доли рынка машин с АКП во многом объясняется увеличением доли продаж таких автомобилей у марок, которые являются лидерами российского рынка, прежде всего LADA, KIA и Hyundai.