Подкапотные покровители
Жизнь показывает, что коррозия поражает не только кузовные панели. От нее страдают и алюминиевые детали –радиаторы системы охлаждения, конденсаторы и испарители кондиционеров и разнообразные присоединительные трубки. А еще – электрические контакты, клеммы и прочие подкапотные «мелочи», среди которых и управляющая электроника. Усугубляются эти страдания зимой, когда то мороз, то оттепель, а на дорогах – антигололедные реагенты.
Спасти алюминий
«Алюминий не ржавеет» – эту фразу мы помним со школы. А еще нам говорили, что на воздухе изделия из алюминиевых сплавов самопроизвольно покрываются тончайшей оксидной пленкой Al2O3 – она-то и предохраняет их от дальнейших коррозионных атак. Поэтому хозяйки пользуются алюминиевой посудой десятилетиями. Все верно. Но в машиностроении картина сложнее, чем на кухне. Вибрации, перепады температур, влажная и химически агрессивная среда, вспомним хотя бы солевые растворы на дорогах, – эти и другие факторы повреждают «природную» защитную пленку и препятствуют ее восстановлению. В местах контакта алюминиевого сплава со сталью (а в большинстве конструкций это неизбежно) возникают гальванические пары. Поскольку алюминий более активный металл, чем железо, электрохимическая коррозия разъедает в первую очередь его. Так что алюминиевая трубка со стальным штуцером не такая уж безобидная вещь. Гальванические пары образуются и в зонах сварных швов. А вслед за электрохимической коррозией приходит межкристаллитная, разрушающая границы зерен металла. Главная опасность меж-кристаллитной коррозии в том, что она существенно снижает прочность и другие механические характеристики изделия при неизменном внешнем виде. А нагрузи деталь чуть сильнее – рассыплется в порошок. К сожалению, практика целиком и полностью подтверждает теорию. А статистика фиксирует результаты из практики. Ежегодно сервисы меняют сотни и тысячи теплообменников, изготовленных из «крылатого металла». Жалобы клиентов однотипные – осенью кондиционер работал, а весной нет. Не пережил, бедняга, знакомства с антигололедными реагентами. Бороться с коррозией алюминиевых сплавов можно традиционным способом, нанося на деталь защитное покрытие. Но какую технологию выбрать? И какой материал? Здесь полезно вспомнить, что авиационные фирмы, в частности, Boeing, применяют для защиты лайнеров препараты марки Dinitrol. Включены они и в официальную техническую документацию. Составы для защиты авиационных сплавов маркируются индексом AV, например, Dinitrol AV-15. Существует целая линейка таких материалов – AV-20, AV-25 и другие, но мы остановимся именно на «пятнадцатом». Дело в том, что в Швеции AV-15 применяли для антикоррозионной защиты радиаторов втомобилей Mercedes. Так сугубо авиационный состав приобрел автомобильный опыт. Защита оказалась настолько эффективной, что на основе AV-15 был создан препарат Dinitrol 713 IQ – специальный антикор для автомобильных узлов и деталей из алюминия. Впрочем, он умеет защищать и медь, и бронзу, и латунь, и нержавеющую сталь, которая на самом деле тоже не вечна. «Семьсот тринадцатый» перенял все достоинства «летающего старшего брата» AV-15, а именно: • уникальную способность беречь алюминиевые сплавы (авиация все же!) за счет особых ингибиторов; • создавать на поверхности очень легкую и тонкую прозрачную пленку – ее толщина всего 15 мкм, и, кстати, она прекрасно пропускает тепло, не снижая эффективности защищаемого теплообменника; • технологичность нанесения. Говоря о технологичности, подчеркнем, что материал Dinitrol 713 IQ – так называемый одношаговый, не требующий предварительного грунтования. Он «сам себе режиссер»: проникает во все щели и прочие труднодоступные участки конструкции и обеспечивает адгезию. Наносится с помощью кисти, «воздушным» или «безвоздушным» распылением из пистолета или же окунанием. При необходимости ремонта системы кондиционирования пленка Dinitrol 713 IQ смывается горячей водой под давлением – для этого достаточно обычного моечного аппарата. А при эксплуатации автомобиля защитную пленку рекомендуется регулярно обновлять, например перед каждой зимой. Итак, защита алюминиевых радиаторов и других теплообменников... Теперь слово за мастерами станций технического обслуживания. Если они вооружатся Dinitrol 713 IQ, число поломок кондиционеров пойдет на убыль. Народ быстро сообразит, что лучше заплатить за обработку, чем менять дорогущие узлы кондиционера.
«И примкнувшая к ним электроника...»
Да, зима... Но и без нее условия, в которых трудится подкапотная электрика и электроника, иначе как экстремальными не назовешь. Перепады температур, конденсат, пары топлива, агрессивные испарения технических жидкостей, утечки отработавших газов, вибрационные нагрузки. Стоит ли удивляться, что контакты окисляются, «гниют», а потом начинаются сбои да отказы, отказы да сбои. Однако подкапотное пространство, включая нежную электронику, можно и должно защитить. И тоже распыляемыми материалами. Например, составом Dinitrol 4010 Corroheat. Давайте посмотрим – что в его активе? Это легкий восковой препарат с ингибиторами коррозии специально для моторного отсека. Недорогой, эффективный и простой в применении – бери аэрозольный баллончик и работай. При нанесении он умеет вытеснять влагу. А после застывания блокирует доступ кислорода к алюминию, стали, меди, цинку, хрому – словом, ко всем защищаемым материалам. Пленка после застывания получается твердая, но эластичная. Твердая, чтобы не пачкалась и обладала достаточной прочностью. Эластичная, чтобы не боялась вибраций. А еще она прозрачная – это удобно для визуального контроля за состоянием контактов и разъемов. А еще за VIN-кодом на табличке и номером двигателя на блоке. Разумеется, материал выдерживает высокую температуру, не горит и не плавится. Более того – он не теряет своих качеств при нагревании. Сегодня под капотам может быть щелочная среда, а завтра кислотная – при современной-то экологии и банных процедурах на автомойках! Но это не страшно: препарат стоек к обеим средам. И в то же время он не проявляет агрессии к пластикам и резине. Впрочем, Dinitrol 4010 Corroheat уже не венец творения. На рынок выходит материал нового поколения – экологически безопасный Dinitrol 964 на водной основе. Он создает более прочную и долговечную прозрачную пленку. Оба препарата, 4010 и 964, продаются и в фасовках от 1 л до 208 л. Те, кто давно получает «АБС-авто», могут заметить: «Где-то я об этом уже читал. И про алюминий, и про электронику, и про Dinitrol». Верно, читали. Скорее всего, у нас. Что делать – иногда приходится повторяться. Зима ведь приходит каждый год, и это никого не удивляет. Главное – хорошо к ней подготовиться.