Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Полет крылатой стрелы

Полет крылатой стрелы

Среди компаний, которые внесли неоценимый вклад в мировое автомобилестроение, немало чешских фирм, и бесспорным лидером среди них является компания ŠKODA. Первые автомобили марки Laurin & Klement, как называлась фирма в начале своей истории, появились в России почти сто лет назад.

Второе пришествие марки началось в начале девяностых годов с моделей Felicia и Forman, но подлинным триумфов стал выход на российский рынок модели Octavia. С тех пор популярность автомобилей из Млада-Болеслава постоянно растет, и непроходящий спрос на них давно уже стал предметом изучения экспертов и маркетологов.

А кто может ответить на все вопросы, связанные с положением компании, ее сегодняшним днем и планами, как не один из руководителей компании «Шкода Рус»? Нашим собеседником стал Руководитель марки ŠKODA в России Любомир Найман, принявший этот пост в конце 2011 года.

В последнее время наметился своеобразный бум на автомобили Yeti, Fabia, Fabia Combi и Superb Combi, спрос на которые стабильно растет. Чем Вы, г. Найман, можете объяснить возрастающий спрос на эти модели?

– Да, за последний год объем продаж автомобилей Škoda постоянно растет, и нас это обстоятельство не может не радовать. Я бы назвал три причины этого успеха. В первую очередь, это точное определение покупательской аудитории. Мы относим все наши автомобили к разряду «семейных» или «городских», которые одинаково приспособлены и для городской езды, и для поездок на дачу, и для дальних путешествий. Популярность сегмента семейных автомобилей растет во всем мире, и мы считаем, что наша компания предлагает самую широкую гамму автомобилей этого сегмента. Вторая причина – это максимально возможное соотношение показателей «цена – качество». Мы поставили своей целью представлять на рынке автомобили среднего и высокого класса практически по ценам «бюджетников», но сделали это не в ущерб качеству или комфорту. Кстати, именно качество является третьей составляющей нашего успеха на рынке. И это не просто рекламный слоган. Мы провели анализ лояльности владельцев наших автомобилей в ряде европейских стран. В Англии, например, она достигает максимально возможного показателя – более 90%! Что это значит? Значит, из 10 владельцев автомобилей марки Škoda 9 вновь покупают наши машины, причём это заслуга не только нашей рекламы, но и того, что в России называется «сарафанное радио».

Сейчас модельный ряд ŠKODA на российском рынке состоит из пяти базовых моделей и почти 20 версий. Считаете ли Вы, что этого достаточно для удовлетворения спроса российских автомобилистов или можно ожидать расширения модельного ряда?

– Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, мы расширили модельный ряд до максимально возможных масштабов с тем, чтобы каждый покупатель мог выбрать автомобиль, как говорится, под себя. Количество комплектаций за счет установки различного дополнительно оборудования практически не ограничено. Мы стараемся не держать на складах некие «усредненные» автомобили и, по сути, каждый заказчик получает свой автомобиль непосредственно с завода. С другой стороны, в последнее время мы отмечаем явный дефицит двух типов автомобилей – большого внедорожника и автомобиля, который мы называем «европейский седан». Могу открыть секрет и сказать, что сейчас обе эти модели разрабатываются и в скором будущем будут представлены. Мы уверены, что с их выходом на рынок мы сможем значительно укрепить позиции компании. А пока мы готовим к выходу на рынок новые модификации внедорожника Yeti.

В российских автомобильных изданиях уже представлена модель Škoda Rapid. Можем ли мы расценивать ее как европейский седан. Как Вы оцениваете перспективы в Rapid России. Вытеснит ли она какую-ту из существующих моделей или дополнит гамму Škoda?

– Да, Вы правы – Rapid мы расцениваем как раз как представителя нового класса европейских седанов, хотя правильнее будет назвать его «лифтбек», поскольку багажник открывается вместе с задним стеклом. Что касается ее перспектив в России, говорить пока рано – серийный выпуск машины мы планируем на начало 2014 года, и нам еще предстоит большая работа по ее выводу на российский рынок. Одно ясно уже сейчас – Rapid не вытеснит ни какую из нынешних моделей, а займет промежуточное место между моделями Fabia и Octavia.

Мы вообще очень тщательно относимся к выбору автомобилей для России – ведь ваш рынок является для компании ŠKODA приоритетным. Вот один пример. Недавно в Европе прошел показ нового «компакта» ŠKODA Citigo. Проанализировав спрос на подобные машины в России, мы поняли, что большим спросом она пользоваться не будет и приняли решение не предлагать ее у вас. Ввозить ее из Чехии дорого, а обеспечивать сборку в Калуге при небольшом спросе не рентабельно.

Одним из важнейших преимуществ наших автомобилей мы считаем наличие специального пакета для российских дорог, который обеспечивает даже таким небольшим автомобилям как Fabia отличную проходимость.

Что Вы можете рассказать о лидере продаж марки – модели ŠKODA Octavia. Они работают в такси, обслуживают гостиницы, ими пользуются не только частные владельцы, но и корпоративные клиенты. Ждать ли каких-либо коренных изменений в дизайне, технических характеристиках и комплектации?

– Мы по праву считаем модель Octavia флагманом нашей марки. В своем классе семейных или городских седанов она стабильно удерживает 15% продаж, занимая первое место. Компания постоянно работает над совершенствованием автомобилей этого семейства, уже сейчас готовится новое поколение модели. Именно Octavia обеспечивает нам устойчивую позицию на российском рынке и постоянный рост продаж. Если в начале года марка ŠKODA держала 3% рынка, сейчас этот показатель составляет 3,5%, а к концу года можно ожидать показатели в районе 3,6 %. В ближайшие годы мы уверенно сможем закрепиться на уровне 5%.

Есть такая поговорка, что дилер продает только первый автомобиль, остальные продает сервис. Роль автосервиса в поддержании высокого уровня продаж общеизвестна. Есть ли, г. Найман, у компании ŠKODA свои «секреты» или рецепты организации сервиса, способного обеспечить рост популярности марки на рынке?

– Сервису мы уделяем не меньше внимания, чем качеству выпускаемых автомобилей или их рекламной кампании. Стандарты компании ŠKODA предусматривают ежемесячную проверку работы дилерских и сервисных центров по большому ряду показателей.

Мы не ставим своей целью проведение глобальных масштабных проверок, наша политика – предельно детальные и постоянные проверки. Большое внимание мы уделяем скрытым проверкам «секретными покупателями». Это метод, при котором в качестве клиента сервиса или покупателя автосалона выступают сотрудники нашей компании. По результатам этих проверок мы готовим замечания и рекомендации по работе дилеров.

Скажите, пожалуйста, несколько слов о том, как сейчас работает завод Skoda в Калуге и каковы его планы на ближайший год.

– Как вы знаете, на нашем заводе в Калуге 3 смены рабочих собирают автомобили Fabia и Octavia по полному циклу сборки, включающему сварку кузовов и их окраску. Ну а в 2014 г. там же начнётся сборка Rapid, что будет означать новый этап в нашем развитии на российском рынке.

Только что прошел Московский международный автосалон, на котором компания «ШКОДА Рус» показала всю гамму легковых автомобилей, заслуживших признание российских автомобилистов. Более десятка белоснежных машин представляли все семейства: Fabia, Octavia, Yeti, Superb и Roomster. А в стоявшем особняком концепт-каре без труда угадывались черты реального Rapid. До его выхода на российский рынок осталось не так уж много времени.

  • Леонид Круглов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены